Найти в Дзене
Сергей Михеев

В нашей ситуации будет очень правильным влиять на владельцев частных предприятий, компаний, чтобы они занимались социальной нагрузкой

Российские власти составят рейтинг компаний, которые проводят наилучшую демографическую политику в отношении сотрудников. Аналитики будут учитывать количество детей в возрасте от шести лет у работников таких компаний и другие демографические показатели. Цель создания рейтинга – повышение эффективности корпоративных демографических практик поддержки работников с детьми. Правда, первый рейтинг будет опубликован лишь к 2030 году. Но, тем не менее, почин заложен. Сергей Михеев: Какие-то правильные слова мы уже говорим и потихоньку переходим к правильным делам. Хотя мне кажется, что это происходит очень медленно, но быстрее, чем в разрушительные 1990-е годы или даже в 2000-е и 2010-е годы, когда постепенно стали браться за ум. Что касается частных компаний: это правильно. Потому что при нынешнем экономическом укладе у нас большая часть людей сегодня работает не в государственных структурах, не в бюджетной сфере, а в частных компаниях (больших и малых). И к этим компаниям должна быть примене

Российские власти составят рейтинг компаний, которые проводят наилучшую демографическую политику в отношении сотрудников. Аналитики будут учитывать количество детей в возрасте от шести лет у работников таких компаний и другие демографические показатели. Цель создания рейтинга – повышение эффективности корпоративных демографических практик поддержки работников с детьми. Правда, первый рейтинг будет опубликован лишь к 2030 году. Но, тем не менее, почин заложен.

Сергей Михеев: Какие-то правильные слова мы уже говорим и потихоньку переходим к правильным делам. Хотя мне кажется, что это происходит очень медленно, но быстрее, чем в разрушительные 1990-е годы или даже в 2000-е и 2010-е годы, когда постепенно стали браться за ум.

Что касается частных компаний: это правильно. Потому что при нынешнем экономическом укладе у нас большая часть людей сегодня работает не в государственных структурах, не в бюджетной сфере, а в частных компаниях (больших и малых). И к этим компаниям должна быть применена концепция социальной ответственности. Государство ставит перед собой задачу решения демографической проблемы, которая очень важна не только для общества и государства, но и для бизнеса, для предпринимателей. Не будет здесь общества с государством – не будет и вашего бизнеса! Для патриотов своей страны и для тех, кто не связывает свою жизнь с грабительским капитализмом («здесь выкачиваю, а там живу»), должно быть важно, как здесь будут обстоять дела через 10,20, 30, 40 и более лет. Учитывая то, что в частном секторе работает основное количество людей, поощрение таких программ или даже оказание давления, чтобы все эти компании переходили к более ответственной социальной политике, крайне важно. О чём я говорю? О том, что кроме мыслей о своей прибыли, компании должны иметь и здравый взгляд на общественные интересы и им способствовать, насколько это возможно. То есть, входить в положение людей, которые заводят семью, рожают детей (беременные сотрудницы, отцы многодетных семей); льготы, помощь, беспроцентные ссуды внутри компаний, кассы взаимопомощи и т.д.

Я такие компании знаю. Как уже рассказывал, незадолго до Нового года ездил в Ижевск, где компания ZALA производит беспилотники, дроны-камикадзе «Ланцет» и т.д. Там люди работают серьезно, очень напряженно, и руководство компании поощряет семейных сотрудников, которые показывают хорошие результаты, с точки зрения решения жилищных проблем, транспорта, путевок и пр. Кстати, путевки для детей – это очень важная вещь, поскольку они очень дорогие. Отправлять детей (особенно когда их трое или более) куда-нибудь на ежегодный отдых «влетает в копеечку»! И если компания в этом помогает или имеет собственную инфраструктуру, то это будет правильно.

Свой санаторий, базу отдыха.

Сергей Михеев: Помню, сколько разрушительного было сделано в 1990-е годы, когда наши огромные предприятия просто уничтожали, а ельцинско-гайдаровское правительство требовало, чтобы даже те, которые оставались, избавлялись от своей инфраструктуры!

Это называлось «непрофильный актив».

Сергей Михеев: Да! То есть, детский сад – это «непрофильный актив». Вдумайтесь в это: дети – «непрофильный актив»! Когда мы удивляемся: «Как же сложилось у нас в голове, что лучше не иметь детей?», - это сложилось по разным причинам, но в том числе и чисто экономическим. Когда вам на предприятии говорили: «Всё, детский садик закрывается! А где будете устраивать своих детей - нас нисколько не волнует, потому что мы не про это», так формировалось негативное отношение к большой семье, к вопросу деторождения и т.д. Они закрывали детские сады, продавали или просто бросали пионерские лагеря, закрывали санатории и профилактории. Знаю, что до сих пор в Московской области видны останки домов отдыха, пионерских лагерей! Многое купили под частные вещи, но многое по сей день торчит ржавым железом или полуразрушенными кирпичными стенами. «Вот как здорово всё появилось». Это было самое настоящее самоубийство! И преодолеть эти «суицидальные» тенденции в обществе очень важно.

Поэтому, на мой взгляд, в нашей ситуации будет очень правильным влиять на владельцев (по крайней мере, крупных) частных предприятий, компаний, чтобы они занимались социальной нагрузкой! Знаю, что многие крупные компании эти вещи постепенно возрождают – и правильно делают; но надо, чтобы эти вещи были повсеместно, чтобы это стало нормальной практикой и национальной традицией. Когда бизнес (если он имеет такие возможности) заботится о своих семейных сотрудниках, потому что это семейные трудовые династии, это повышает производительность труда. Если человек целыми днями думает, как ему устроить в детский сад своих детей, ему тяжелее работать – это очевидно. Все, кто через такое проходили, прекрасно это знают. Мне в 1990-е годы приходилось каждого из своих детей устраивать в детский сад буквально со «смертельным боем»! В том районе, где я жил, все детские сады позакрывали! Некоторые здания до сих пор стоят брошенные. Даже есть один такой недалеко от ВГТРК: сначала на месте детского садика была одна частная клиника, а теперь он просто брошен! А сколько времени уже прошло!

Действительно, эти проблемы решаются, государство и муниципальные власти уделяют этому внимание, но без участия предпринимателей (в первую очередь, крупных), мне кажется, не обойтись. Это общее дело! Перед нами стоят такие задачи, когда нельзя сказать: «Это мой карман, а до вас мне дела нет». Это будет неправильно, поэтому их надо к этому подвигать.

Что лучше выбрать: детские сады или чтобы были условия для мам?

Сергей Михеев: Каждая семья выбирает сама. У нас когда-то мамы, в основном, были домохозяйками, и страна неплохо жила: постоянно умножала и территорию, и экономические ресурсы, и население. Советская власть научила всех работать, и после окончания ВОВ была ситуация, когда просто невозможно было не работать (в том числе женщинам) в связи с огромным количеством потерь.

А сегодня каждая семья сама решает, работать ей или не работать. Конечно, уход за детьми более основательный, если мама не работает. Но если хочет работать, пусть работает. Здесь общество и государство должны обеспечить соответствующую инфраструктуру, и детские сады надо развивать – это совершенно точно.

Тут необходимо синхронизировать усилия государства и частных компаний для создания благоприятной демографической ситуации в стране. Понятно, для чего строить детский сад, - для детей своих сотрудников, если государство обещает большие пособия, выплаты, и работница-мама, по сути, останется дома. Наш слушатель пишет: «Социальная ответственность предприятий – это история социалистического периода. А как насчет меценатства, которое существовало в дореволюционной России?»

Сергей Михеев: Люди начинают хвататься за слова: «социальная ответственность», «социализм»… «Социум» - это общество! У многих с XX века дихотомия «социализм – капитализм» так закрепилась в мозгах, что никто дальше не хочет смотреть! «Социальная ответственность» - это общественная ответственность. Я борец за русский язык и считаю, что очень часто иностранные слова искажают или скрывают смыслы терминов, выражений, понятий и т.д. Но я не вижу никакой проблемы в том, чтобы сказать «социальная ответственность». А разве «меценатство» русское слово?

Что касается подобной ответственности: и до Революции было такое. Например, крупные заводы, где были ответственные владельцы, строили школы для детей рабочих; больницы тоже строили на частные пожертвования и т.д. Я в данном случае не вижу никакого противоречия между этим опытом и тем, что называется «социальная ответственность». Кстати говоря, такая ответственность существует и во многих современных капиталистических странах. Такие примеры есть у крупных компаний, работающих на Западе и на Востоке. У них есть свои льготы, свои организации для детей сотрудников и пр. Если придираться к названиям: как хотите, как вам удобно – так и называйте! Поскольку большая часть людей сегодня работает в частном секторе, то возникают такие мысли.

По следам прошедших новогодних праздников слушатель пишет: «В нашем детстве в больших новогодних представлениях присутствовали не только положительные, но и отрицательные персонажи: например, Мальчиш-Плохиш. Были и «Першинги» (американская баллистическая ракета), капиталисты-милитаристы… Нужно ли включать в сегодняшние новогодние представления такую актуальную повестку?»

Сергей Михеев: Не знаю, где Вам довелось расти. Я родился в 1967 году и не помню из своего детства (ни в детских садах, ни в школах) ни «Першингов», ни капиталистов-милитаристов, ни Мальчишей-Плохишей (смеется). Давайте оставим все эти праздники добрыми и теплыми.