Найти в Дзене
Lara's Stories

Бровь Веры Павловны

Вера Павловна женщиной была серьезной. Никаких тебе легкомысленных поступков даже на заре юности, глупостей в возрасте надежды на счастье, и сумасшествия в зрелые годы. Все по полочкам, так как надо, чтобы никто не мог сказать о Вере Павловне, что она «не такая». Какая «такая» она должна быть, Вера Павловна знала четко. Дом, семья, коллектив, работа – все было расписано-распланировано ею от и до. Дома должен быть порядок, дети накормлены, научены уму-разуму и одеты-обуты, муж обласкан, коллеги довольны уже тем, что им уделяют внимание и иногда берут на себя часть рабочих задач в качестве помощи в трудных ситуациях. Все прочее Верой Павловной почиталось лишним в этой жизни. Шумное веселье не поощрялось ею, спонтанные покупки или путешествия были не в чести, а собаку, которую просили дети Вера Павловна и вовсе наотрез отказалась заводить, мотивируя это тем, что беспорядка в доме хватает и без четвероногих. Двуногие, мол, вполне справляются сами. Жизнь Веры Павловны была наполнена смыслом
Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

Вера Павловна женщиной была серьезной. Никаких тебе легкомысленных поступков даже на заре юности, глупостей в возрасте надежды на счастье, и сумасшествия в зрелые годы. Все по полочкам, так как надо, чтобы никто не мог сказать о Вере Павловне, что она «не такая».

Какая «такая» она должна быть, Вера Павловна знала четко. Дом, семья, коллектив, работа – все было расписано-распланировано ею от и до. Дома должен быть порядок, дети накормлены, научены уму-разуму и одеты-обуты, муж обласкан, коллеги довольны уже тем, что им уделяют внимание и иногда берут на себя часть рабочих задач в качестве помощи в трудных ситуациях. Все прочее Верой Павловной почиталось лишним в этой жизни. Шумное веселье не поощрялось ею, спонтанные покупки или путешествия были не в чести, а собаку, которую просили дети Вера Павловна и вовсе наотрез отказалась заводить, мотивируя это тем, что беспорядка в доме хватает и без четвероногих. Двуногие, мол, вполне справляются сами.

Жизнь Веры Павловны была наполнена смыслом, но радости в ней было не так, чтобы много. В меру.

Мерилом того, как идут дела, была левая бровь Веры Павловны. Почему левая? Все просто. В детстве, когда Верочка еще не была столь щепетильна в вопросах морали и нравственности, она с ватагой друзей не отказывала себе в удовольствии пробежаться по садам соседских дач. Яблоки, которые там росли, разумеется, были куда вкуснее тех, что имелись в саду ее бабушки.

Но один из подобных набегов закончился печально. Вера зацепилась подолом сарафанчика за ветку и свалилась с яблони, оцарапав лоб о сломанный сучок.

Шрам, едва видный, наискось пересекавший правую бровь так и остался с нею в качестве напоминания о том, что воровать яблоки, пусть и с молчаливого одобрения бабушкиных друзей, нехорошо. А потому, левой брови Веры Павловны теперь приходилось работать за двоих.

Густая, соболиная, тщательно выщипанная, она давала понять близким, в каком настроении находится Вера Павловна и как далеко нужно бежать, чтобы не попасть «под раздачу». В качестве воспитательной меры Вера Павловна использовала мягкий, но суровый упрек, если он был заслужен. Ей не приходилось повышать голос или ругаться. О, нет! Стоило брови чуть изогнуться, давая понять, что что-то не в порядке, как муж Веры Павловны приобнимал жену и спрашивал:

- Верочка, что-то случилось? Может, чайку? И обсудим?

Срабатывало. Но не всегда.

Там, где дело касалось детей или семейных ценностей, Вера Павловна была неумолима. Бровь оставалась в положении: «всех наверх» до тех пор, пока душевное спокойствие хозяйки не восстанавливалось окончательно.

Пока дети были маленькими, бровь Веры Павловны не так уж и часто давала себе труд напомнить о своем существовании. Но стоило детям подрасти и все чаще на стол ставились любимые Верины чашки с ароматным чаем, а бровь требовала внимания косметолога.

- Верочка Павловна, скоро ее рисовать придется! – сетовала добрейшая Леночка, бессменный косметолог Веры. – Вы бы поспокойнее, а? Да и морщинки уже на лбу появляются. Не дело! Знаю-знаю! Это все нервы! Все от них, безобразников!

- И что с этим делать, Лена? Может быть, масла какие-то или еще что-то? Жизнь-то не остановишь… – проводила пальцем по брови Вера Павловна, вспоминая неудачный роман дочери и скоропалительную женитьбу сына.

- Не поможет! – качала головой Леночка, отводя руку неугомонной клиентки подальше от многострадальной брови. – Нужно избавляться от стресса. Только тогда будет результат.

Вера Павловна кивала, и в чем-то даже была согласна.

Маленькие детки – маленькие бедки. Так всегда говорила бабушка Веры, и лишь вырастив своих собственных детей, та стала понимать, что подразумевала эта, набившая ей оскомину, народная мудрость.

Слезы дочери, которая потратила на роман с «мальчиком из хорошей семьи» без малого семь лет, омыли руки Веры Павловны и заставили ее бровь работать куда больше, чем раньше. Ведь все двигалось к свадьбе, а тут пришлось и с родственниками, и с друзьями объясняться, давая понять, что долгожданного торжества не будет.

- Мама, а тебя только это волнует? – дочь, которая на какое-то время вернулась к родителям, чтобы пережить потерю первой своей любви, с обидой слушала, как Вера Павловна сетует на то, что люди любопытны по природе своей и всякому есть дело до сплетен. – Мамочка, мне плохо… А ты думаешь только о том, кто и что скажет по этому поводу… Разве это так важно?

Бровь Веры Павловны дрогнула и пошла вниз, возвращаясь на исходную позицию.

Права дочь. Так ли важно то, что скажут, если ей, такой уже взрослой, но в то же время беззащитной и бесконечно любимой, неспокойно на душе?

Вера Павловна, успокоила, как смогла, свою ненаглядную, и прошла в ванную. Поплакала, умылась, а потом достала пинцет. Приведя в порядок брови и решительно кивнула своему отражению.

- Пора что-то менять!

Задумала Вера Павловна крепко. Бровь – бровью, а кто ей дороже и ближе, чем муж и дети? Уж точно, не знакомые и дальние родственники, которые, обмусолив сложившуюся ситуацию, тут же забудут о ней, отвлекшись на свои проблемы.

Принятое решение помогло Вере Павловне вернуть себе спокойствие на какое-то время, а бровь в исходное положение. Взяв на работе отпуск, она увезла дочь на неделю к морю. И пусть осень. И пусть ветер треплет концы шарфа, а нос у дочери посинел от холода. Стоит на краю пирса, смотрит на волнующееся море и думает о своем. И пусть! Подумает-подумает, да и пойдет дальше, оставив в прошлом и обиду, и злость, и слезы свои. Главное, чтобы поняла – не было любви там, где не услышали и не поняли. Где обман и эгоизм возведены во главу угла. Не построить на этом ни дома, ни семьи, ни счастья. Вот поймет это дочь – и все наладится. А для того, чтобы она это поняла – время нужно и близкие рядом. Без советов, без запретов и назойливости. За руку подержать, слезы со щек смахнуть, и обнять, когда нужно.

Жизнь дочери Веры Павловны наладится спустя год. Она встретит хорошего парня, который придется по душе не только ей самой, но и родителям. Будет сыграна свадьба, и Вера Павловна приготовится было к спокойному времяпрепровождению в новом для себя качестве – тещи.

Но жизнь снова внесет свои коррективы, заставив ее опять взяться за пинцет.

- Мама – я женюсь!

Сын… Его Вера Павловна растила так, как считала должны быть воспитаны настоящие мужчины. То есть, с пониманием того, что нужно нести полную ответственностью за свои слова и поступки. Наука даром не прошла.

Бровь Веры Павловны снова дрогнула и надолго зависла в известном положении, давая понять окружающим, что неладно что-то в Верином государстве.

Невестку будущую Вера Павловна поняла не сразу. Не о такой жене мечтала она для своего единственного сына. Девочка, воспитанная одной мамой, без высшего образования и особых амбиций. Впрочем, это Вере Павловне лишь показалось. Настя, как звали невесту Вериного сына, точно знала, чего хочет от жизни.

- Врачом буду.

- Но, Настенька, это же такой сложный путь! А вы хотите и семью создать, и ребенка родить, и учиться. Справитесь ли?

- Если помощь будет, то почему нет? К тому же, я пока не беременна. Мне еще училище окончить нужно и в университет поступить. А дальше – видно будет.

- Но… - Вера Павловна осеклась, не зная, что и думать. – Вы так скоро решили пожениться… Всего-то через два месяца знакомства! Я подумала…

- Что по залету? – рассмеялась Настя, переглянувшись с женихом. – Нет, Вера Павловна. Мы не ждем ребенка. Пока – нет. А почему вы не подумали о том, что мы просто любим друг друга? Вы с мужем ведь тоже поженились довольно быстро? Разве не так?

Вера Павловна задумалась.

А ведь и верно! Сколько ей понадобилось когда-то времени, чтобы понять, что ее суженый рядом? Пара недель и только. И свадьбу они с мужем сыграли всего-то через месяц после того, как предложение было сделано, как положено, в присутствии родителей с обеих сторон. Ровно так же, как поступил теперь ее собственный сын.

И бровь Веры Павловны вернулась на свое законное место.

Сама же воспитывала! Твердила сыну с малых лет, что любовью все движется и существует. А теперь что? В кусты? Прости, сынок, это были лишь слова? Нет уж! Сам разберется. Не маленький! Работа есть, с жильем, конечно, помочь придется, но это решаемо. А смотрит он на свою невесту так же, как когда-то будущий муж на саму Веру смотрел. Так же ласково и чуть смущенно. Не понимает еще, что с этим счастьем делать. Ну да ничего! Разберется. Если это его счастье…

Брак сына, хоть и скорый, оправдал его ожидания. И внучка, которую Вере Павловне подарили несколько лет спустя, с лихвой восполнила те пробелы надежды на счастье, которые образовались было, благодаря желанию «соответствовать» общепринятым нормам.

- Бабушка, а ты счастливая? – набегавшись по саду, плюхнется на ступеньку рядом с Верой Павловной внучка.

Нож, которым Вера Павловна будет чистить яблоки для пирога, даже на мгновение не замедлит своей работы, а бровь не дрогнет.

- Да!

- А почему?

И тут Вера Павловна не задумается. Давно уже у нее готов ответ на этот вопрос.

- У меня есть все, что нужно для счастья.

- Я?

- Да. И вся наша семья.

- Тогда, у меня тоже будет большая семья!

И внучка Веры Павловны снова сорвется с места, рассмеявшись брошенному ей вслед:

- На яблоню полезешь – будь осторожна! Это – если на нашу. А на чужую – не велю! А то мало ли…©

Автор: Людмила Лаврова

©Лаврова Л.Л. 2025

✅ Подписаться на канал в Телеграм

✅ Подписаться на канал в МАХ

Все текстовые материалы канала Lara's Stories являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.

Поддержать автора и канал можно здесь. Спасибо!😊