Найти в Дзене
Юрий Андрианов

Аграрная политика царизма. Аграрный бонапартизм.

Царизм не случайно пытался маневрировать именно в аграрном вопросе. Аграрный вопрос составлял экономическую основу и национальную особенность буржуазно-демократической революции в России. Пока он оставался неразрешимым, буржуазная революция не могла быть снята с очереди дня.
Революция 1905-1907 годов разбила ставку самодержавия и помещиков-крепостников на патриархальное крестьянство, на его

Царизм не случайно пытался маневрировать именно в аграрном вопросе. Аграрный вопрос составлял экономическую основу и национальную особенность буржуазно-демократической революции в России. Пока он оставался неразрешимым, буржуазная революция не могла быть снята с очереди дня.

Революция 1905-1907 годов разбила ставку самодержавия и помещиков-крепостников на патриархальное крестьянство, на его глубокий политический сон и монархические иллюзии. Революция особенно остро обнаружила всю непримиримость интересов помещиков и крестьян. В этих условиях самодержавие должно было открыто сделать ставку на "крепких и сильных" крестьян-собственников.

От прежней политики сохранения полуфеодального общинного землевладения царизм перешёл теперь к насильственному разрушению общины и насаждению частной собственности на землю.

Это был "второй крупный шаг массового насилия над крестьянством в интересах капитализма. Это- вторая помещечья "чистка земель "для капитализма".

В основе аграрного законодательства лежал царский указ от 9 ноября 1906 года, по которому каждый крестьянин, пользовавшийся землей на общинном праве, мог в любое время потребовать передачи надела в личную собственность. Домохозяин мог требовать взамен разрозненных участков отруб, то есть землю в одном месте. Особенно поощрялся выход крестьян на хутора, выделение за пределы села или деревни.

14 июня 1910 года этот указ с некоторыми изменениями, дававшие новые льготы кулачеству, был одобрен III Государственной думой и стал законом.

Насильственная ломка общины привела к значительным изменениям в деревне. Со времени издания указа 9 ноября 1906 года до 1 января 1916 года по 40 губерниям европейской России закрепили надельную землю в личную собственность около 2,5 млн домохозяйств, или 27% всех крестьянских дворов, владевших землёй на общественном праве. Из этого числа полностью порвали с общиной, выйдя на хутора и отруба, 1221,5 дворов . Кроме того, хутора и отруба создавались на казённых землях и землях, проданных Крестьянским банком. Поэтому общее число хуторов в 1917 году составляла 1610 тыс, или примерно 10, 6% всех крестьянских хозяйств.

Наивысший выход из общин приходился на 1908 и 1909 годы, давшие 54% всего числа выделившихся. Первое место по укреплению земли в личную собственность занимала правобережная Украина, где было укреплено 50, 7% надельной земли; затем шла степная Украина- 34% и другие районы капиталистического земледелия.

Среди выделившийся из общины преобладали крайние группы-зажиточный крестьяне и беднота. Первые выделяли с целью увеличения своего землевладия, вторые- чтобы продать свои наделы и тем самым окончательно порвать с сельским хозяйством. С 1908 по 1915 год 1, 3 млн домохозяев продали 4, 3 десятин земли .

Кулаки по ценам значительно ниже рыночных скупали по 30-40 наделов. В Козловском уезде, Тамбовской губернии, например, надельную землю продавали по 45 рублей за десятину, в то время как обычно её цена составляла 185 рублей. Часто бедняки за свои наделы вообще ничего не получаешь, так как земля отбиралась кулаками за долги. В лавирование между помещиками владельцем правительства помогал Крестьянский банк. Чтобы замедлить убыль дворянского землевладения, Крестьянский банк искусственно поднимался цену на землю. Так в 1905 году средняя стоимость одной десятины земли, купленной через банк, составляла 111 руб, а в 1909 году уже 140 руб. Недаром говорили: "банк тяжел для крестьян: он любитдворян", "банк-петля".

Столыпинская аграрная реформа значительно ускорила дифференциацию крестьянства и пролетаризацию деревни. Число безлошадных хозяйств уже в 1912 году составляло 31, 4% всех крестьянских хозяйств. Разорившаяся крестьяне пополняли ряды городских и сельских рабочих.