У Екатерины Фёдоровны было две дочери, но такие разные по характеру, что и соседи, и родня удивлялись:
- Как не от одних родителей ваши девки. И лицом, и натурой! Старшая Лиза - серьёзная, тихая, работящая. А вот Нинка-егоза, за что ни возьмётся, лишь бы скорее сделать и бежать погулять.
- Верно, младшая вся в мужа, а старшая в нашу породу…- улыбалась Екатерина Федоровна.
Жила она со своими дочками в селе, трудилась в школе завхозом, а с мужем у неё не сложилось. Уехал он, закрутил роман с городской женщиной, будучи в экскурсионной поездке от колхоза. Так осталась Катя одна с детьми, словно и не было ни семьи, ни любви.
Но девочки росли, помогали матери по хозяйству, особенно старшая. Лиза и замуж первая вышла сразу после техникума.
Лишь одно печалило мать: далековато стала жить старшая дочь, в соседнем районе, на родине мужа. Екатерина просила Лизу звонить чаще.
А Нина была маленького роста, зеленоглазой, светловолосой, и нравилась парням. Очень скоро, через год выдала Екатерина и младшую замуж, и родила Нина сына, назвав его в честь деда Фёдором.
-Ну, хоть младшая с тобой осталась! - говорили соседки, - скучно не будет!
А Екатерина кивала и улыбалась. Но как ни старалась мать, бойкая младшая дочка не стала хорошей женой и ласковой матерью. Частые скандалы, гулянки дочери с мужем то у друзей, а то и дома истрепали Кате всю душу, но она не могла повлиять на дочь, а тем более, на зятя, любившего приложиться к бутылке.
- Один Федюнька меня радует, - делилась Катя с соседями, - а эти двое на развод подали…
- Повторяет твою судьбу младшая дочь, так бывает…- вздыхали женщины и замолкали.
Так осталась Катя с пятилетним внуком одна. Нина уехала в город искать новую судьбу и работу.
Екатерина вся ушла в воспитание Фёдора. Только и слышалось с её двора:
- Федюнька, иди домой! Я пирогов напекла!
Или:
- Федюнька, иди помогать, надо бы в баню водички принести...
Соседи наблюдали, как терпеливо приучала Екатерина мальчика к труду и повседневным домашним делам. Нина приезжала поначалу на каждые выходные, потом - реже, и появлялась в доме как гостья, судорожно обнимая сына и оставляя иногда матери немного денег. Ухажёры у Нины менялись, а замуж так она и не могла снова выйти.
- Слишком ты легкомысленная, дочка. Брала бы пример со старшей сестры. Та живёт дружно и ладно, уже второго сыночка родила. Мы с Федюнькой скоро поедем навещать их. А ты с нами?
- Пока не смогу, мама. Но обязательно после съезжу, - сухо отвечала Нина, так как не нравилось ей никогда, что мать постоянно ставит в пример старшую сестру.
А тем временем Фёдор подрастал и стал уже настоящей опорой бабушки Кати. Не смотря на его маленький рост, мальчишки в селе его не обижали, а наборот, уважали. Кличка была у Фёдора - Самоделкин. Любил он копаться в старых велосипедах, чинить мопеды, присматривался и к мужикам, которые ковырялись в своих машинах.
Кроме того, у Фёдора была большая коллекция различных болтов, шурупов, гвоздей, старых инструментов. Мальчик подбирал на дорогах утерянные тракторами и машинами болты и гайки, отмывал, складывал их по сортам в жестные коробки в гараже, и радовался, когда к нему приходили взрослые мужчины с просьбой глянуть тот или иной болт или гайку. С видом знатока Федюнька доставал коробку и подавал нужный предмет с улыбкой.
Мужики пожимали ему руку и довольно кивали. Так рос мальчик и печалился только о том, что ниже всех в классе. Он даже стал каждый день висеть на турнике, а потом и научился подтягиваться, как надоумил его физрук.
- Не надоел ты ещё соседям-то? - спрашивала, смеясь, бабушка Катя, - висишь у них на турнике как обезьяна каждый день. Алёнка, наверное, тебя скоро прогонит.
Алёнка была одноклассницей Фёдора, и очень нравилась ему. Но она давно перегнала его в росте, хоть не намного, но это очень удручало мальчика, и он во что бы то ни стало хотел подрасти.
- Турник, он даёт рост, - объяснял Федя бабушке, - а не только еда.
- Ну, да. Тебе бы только Алёнку перерасти ненамного, да и хватит. Длинным ты всё равно не будешь. В мать...
- И всё-то ты знаешь, ба...- краснел Фёдор.
- Не в росте дело, а в характере, а ты у нас работящий, умный и добрый. Такого парня любая девушка полюбит, - снова уточняла бабушка и звала внука обедать:
- Сегодня твой любимый борщ, пошли, спортсмен ты мой.
Ни от кого больше Федя не получал столько ласки и любви. Мать он тоже любил, но какой-то отстсранённой любовью, смешанной с жалостью и тоской. А став старше и вовсе стеснялся её объятий и редких нежностей, считая их не совсем искренними, а скорее - извинениями за вечную разлуку.
Уже в восьмом классе Фёдор так волновался из-за своего невысокго роста, что бабушка Катя заметила отсуствие аппетита у внука.
- Не знаю, что с тобой, но рано ты влюбился, учиться тебе ещё.
- Почему я не расту, ба? Алёнка отказывается со мной встречаться... - уныло произнёс мальчик.
- Всему своё время, - стала успокаивать его бабушка, - Ты вырастешь, когда тебе пятнадцать лет будет. Рванёшь за одно лето. Вот увидишь. А есть надо. Сегодня нам с тобой дрова привезут, надо будет складывать в поленницу. Силы нужны.
Закончив восьмой класс, Фёдор поступил в городской индустриальный техникум на отделение техника по машинам, чем и не удивил никого в селе. Парень хорошо учился, и ездил домой к бабушке каждые выходные, чтобы привычно помогать ей: они держали кур, свиней, пару коз, и Екатерина успешно торговала и молоком, и яйцами, и мясом, чтобы учить своего любимого внука.
Жил студент в студенческом общежитии, не хотел тревожить мать, которая устроилась в городе в квартире своего сожителя.
Когда Федя закончил первый курс и вернулся домой на летние каникулы, то сразу решил устроиться на ремонтную базу в селе. Его взяли на работу за пристрастие парня к технике и уже имеющиеся навыки.
Фёдор изменился. Он теперь имел свои кровно заработанные деньги, и ходил на свидания к Алёнке. Бабушка оказалась права. Вырос он за год сразу сантимертов на десять. И стал вровень со своей обожаемой соседкой.
Весело было в это лето у бабушки Кати. Приехали гостить и двоюродные братья. Большая компания ребят и девчат собиралась то на реке, то на поляне у леса, то в саду у бабушки Кати. Все смеялись, когда Екатерина Фёдоровна по-привычке звала внука:
- Федюнька, подсоби-ка самовар вынести в беседку. Будете чай пить, как господа... У меня для вас сегодня домашнее печенье со свежим земляничным вареньем. А? Каково?
Фёдор не стеснялся такого к себе обращения. Он так привык к нему, что и не видел ничего обидного в этом "Федюньке"...
Фёдор закончил техникум. Вернулась домой и мать.
- Вовремя ты как...- со слезами прошептала бабушка Катя наедине младшей дочери,- сын вырос почти сиротой, ему завтра в армию идти, а ты и приехала... Блудная мать.
- Я так и знала, что мне рады не будут. И куда мне теперь? - всхлипнула Нина, - ну не повезло мне в личной жизни, так что меня теперь за это всю жизнь укорять станешь?
- Бог с тобой, дочка, не стану,- ответила мать, - жалко, что столько времени тебя не было, вот и всё... Сыну тебя не хватало. А о равнодушии его отца я вообще молчу. Но давай ладно и мирно проводим Федюньку в армию. Пусть служит спокойно. А невеста у него, кажется, уже есть...
Фёдор ушёл служить, Алёнка обещала его дожидаться, а бабушка Катя перестала работать в школе, так как по годам давно была на пенсии.
- Ну, и хватит мне работать. Внука выучила, теперь он на своих хлебах будет. И ты рядом. Всё-таки подмога по хозяйству, - Екатерина Фёдоровна посмотрела на дочь, - тебя могут на моё место в школе взять. Я за тебя просила директора. Тебе ещё работать и работать до пенсии.
Нина поморщилась, вспомнив как ещё в юности она избегала домашних забот, и уныло кивнула.
Вернувшись из армии, Фёдор стал совсем взрослым, по мнению домашних, особенно бабушки. Через два месяца сыграли Федя и Алёнка свадьбу. Мать Федора к тому времени уже жила с новым гражданским мужем на окраине села и работала в школе завхозом. К матери и сыну приходила нечасто, новый супруг был требовательным и любил, чтобы жена была рядом, занималась кухней и хозяйством.
Фёдор стал жить с молодой женой у себя в доме. Бабушка передала уже своё руководство внуку.
- Твоё время настало, а у меня уже той силы нет, - говорила она, - вы не гонитесь за моими достижениями в сельском хозяйстве. Живите дружно, и держите скота сколько вам надо, Федюнька. Это я рвалась: мне тебя учить надо было, почти не помогали мне. А у тебя семья дружная. Работаете оба, так чего лишку надрываться?
Фёдор нежно обнимал бабушку и усаживал на её любимое кресло у телевизора.
- Верно, ба. Ты теперь почётный и заслуженный работник. Это для меня. И самый мой главный человек в жизни. Так что беречь тебя будем, чтобы до правнуков дожила...
Так и жила бабушка Катя с любимым внуком ещё немало счастливых лет, любуясь на правнука и правнучку. А ещё и старшая Лиза со своими детьми и внуками навещала. Большая собиралась семья, и все привозили бабушке Кате гостинцы.
- Повезло Катерине с внуком, - говорили соседки.
- Это ему с ней повезло. Такая бабушка - одна на тысячу, а может, на миллион. Хорошо, что он оценил это. А по сути, она для него и мама тоже. Вот как бывает...
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала.
Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ! Спасибо за донат.