Внимание!!! Все имена и события в этом рассказе вымышлены. Любые совпадения с реальными людьми и событиями имеют случайный характер.
******************************************************************************
И опять здравствуйте!
Это вторая часть моих воспоминаний о работе в дорожной сфере. И посвящена она Дорожно-эксплуатационному управлению треста Дормост.
Как я уже писал, коллектив в ДЭУ был чисто женский. Начальником ДЭУ была Людмила Степановна с большим опытом работы в дорожной сфере. От неё я многому научился. А прорабом на укладке а/бетона была дорожник от бога Наталья. Отличный глазомер и большой опыт помогали ей на участке капитального ремонта дорог.
В её распоряжении был гусеничный укладчик и два тяжёлых катка-тандем. Каток 6 тонн для подкатки уложенного асфальта и 10тн - для его окончательной укатки. Предварительная подкатка лёгким виброкатком делалась для того, чтобы мелкие фракции заполнили пустоты между крупными. А потом уже идёт тяжёлый каток.
Мотористы катков были опытными людьми и умели определять по температуре асфальта, когда его начинать катать. Начнёшь раньше - по асфальту пойдут трещины, опоздаешь - уже не укатаешь его до нужной плотности. Если от укладчика зависит красота покрытия, то от правильной укатки - его долговечность.
Есть и другие обязательные правила укатки - начинать её от краёв к середине, не ходить след в след, а смещать проходы на треть, не менять направление движения на свежем покрытии и, тем более - не останавливаться на нём.
Мне нравится фильм "Большая перемена". Но коробит, когда Леднёва, увидев Нестора Петровича, бросает дорожный каток на свежем асфальте. А потом это же повторяет и её ученица Коровянская. Ведь на этом месте обязательно появится яма. Так что актрисы они отличные, а катошники никакие. При этом Светлана Крючкова чуть не задавила своим катком оператора на съёмках.
Ну да ладно, это я так - к слову.
А мы идём дальше. У Натальи была ещё и бригада бордюрщиков, которые меняли бортовой камень. Это были не только опытные, но и сильные ребята, поскольку вес каждого камня был 120 кг. Ну-ка, поворочай их вручную! Они также занимались регулировкой высотного положения крышек колодцев. А там глазомер должен быть отменный.
Вторым прорабом была Зоя Михайловна - женщина предпенсионного возраста. Её зона ответственности - устройство щебёночных оснований и покрытий. Для этого у неё был грейдер и самосвалы с прицепами из местного АТП - ЗИЛы и ИФА, которые были скоростными машинами без мотора спереди. Так что при лобовом столкновении шансов остаться живым у шоферов не было никаких. И столько было на них шоферских смертей, что прозвали эти немецкие машины - "Расплата за Сталинград".
Вот к Зое Михайловне меня и определили мастером, чтобы она подготовила меня на своё место перед уходом на пенсию.
Эта работа была мне знакома - сам возил щебень на самосвале. Но Зоя Михайловна распустила шоферов, и они приезжали с большим недогрузом. Пришлось повоевать с ними, но всё же добился своего. Мне эти приписки были совсем ни к чему.
Труднее всего было освоить документацию - сметы, процентовки, накладные, акты списания и т.д. Но женщины мне помогли и с этим.
Остальные три девушки - Нина, Света и Люда, занимались текущим ремонтом, устраняя ямочность на дорогах. Не так, как мы на прошлой работе нашлёпками поверх ям. А с вырубкой карт и укладкой асфальта встык к существующему покрытию. Вот что значит соблюдение технологии работ и женская аккуратность.
Кроме мастеров и прорабов был ещё механик Людмила - какая-то давняя знакомая начальницы. Ну а что, если кухарка могла управлять государством, почему женщине не управлять механизмами. Тем более, что она занималась только бумагами и отчётами. И доставала запчасти по заявкам ремзоны. А с этим делом она справлялась вполне успешно.
Была у нас и своя бухгалтерия в составе трёх человек. Среди них особо выделялась девушка Вера - молодая, красивая, стройная брюнетка. Где-то через год после моего прихода в ДЭУ, Вера вышла замуж за одного из директоров завода Вольво и уехала с ним в Голландию. Иногда приезжала сюда, и было видно, что она в замужестве счастлива.
А её брат пригнал мне оттуда Вольво с автоматической коробкой передач, что по тем временам было большой редкостью. Эта машина потом мне долго служила верой и правдой.
Да, чуть не забыл ещё одного дорожного мастера, которая никогда не была на дороге. Она была в непосредственном подчинении начальницы, выполняла какие-то её поручения, печатала на машинке, но только для начальницы. Свои сметы и процентовки мы печатали сами - даже я научился печатать. Ещё эта девица иногда возила бумаги в головное Объединение. Остальное рабочее время она занималась вязаньем или болтала по телефону.
Даже не знаю, с кем её можно сравнить из киношных героев. Наверно, одновременно с секретаршей Верочкой и коллегой Надежды Клюевой Люсей Виноградовой.
Начальница не любила её, но терпела - мама Марины была какой-то шишкой в ЛенГорИсполкоме. Девчонки тоже её сторонились ещё со времён совместной учёбы в Автодорожном техникуме. Ну да ладно, люди все разные - не все ж под одну копирку. А мы продолжим повествование.
Как и ожидалось, Зоя Михайловна ушла на пенсию, а я заступил на её место прорабом. Но потом мы с Натальей поменялись местами, она перешла на щебёночные покрытия, а я - на капитальный ремонт с укладчиком. Ей на щебне было полегче, а мне на асфальте поинтересней. Вот такую мы проделали с ней рокировку к взаимному удовольствию сторон.
В ДРСУ работа на укладке оплачивалась в повышенном размере, а в ДЭУ всё было намного скромнее. Я подошёл к Людмиле Степановне и предложил перевести участок капитального ремонта на бригадный подряд - тогда это было новое веянье. Она мою инициативу поддержала. Я предоставил ей все расчёты, и она утвердила их.
После этого мои рабочие стали получать зарплату вдвое больше, чем прежде. Повысилась и производительность труда, прекратились нарушения трудовой дисциплины. Все были заинтересованы в конечном результате работ.
Большие зарплаты на капремонте вызвали зависть и недовольство в других бригадах, но тут уж ничего не поделаешь. Главное, что всё это пошло на пользу дела и на пользу моих работников.
Когда я пришёл в ДЭУ, должность главного инженера была вакантной. Тот человек, который её занимал, приехал в Дормост под градусом, и ему предложили написать заявление. И вот Людмила Степановна, посмотрев на мою работу, оценила её и предложила мне занять должность главного инженера ДЭУ.
Я дал согласие и с её подачи был утверждён в Дормосте на эту должность. После чего переехал из общей прорабской в отдельный кабинет главного инженера. Но толком освоится на этой должности не успел. Пришла пора мне узнать, что такое очередной отпуск, в который я должен был уйти с понедельника. А в воскресение мы с женой поехали на залив, захватив с собой кота Стёпу, которого я котёнком подобрал на улице.
Всю эту поездку мы безудержно хохотали. Ни до, ни после этого мы так больше не смеялись и счастливые вернулись домой. Все планы на отпуск уже составлены. И я надеялся просто отдохнуть в нём от напряжёнки последних лет.
Но человек предполагает, а Бог располагает. И когда мы приехали, мне позвонил муж начальницы и сообщил, что Людмила Степановна сломала ногу и уходит на длительный больничный.
Я был просто в шоке. Как же так, ведь я ещё сырой и зелёный главный инженер, а должен возглавить управление. Ну и дела!
В понедельник собрал весь женский командный состав за круглым столом в кабинете начальника, и стали мы думать и решать, как быть дальше. Женщины были ошарашены травмой Людмилы Степановны и обещали мне свою поддержку. Потом с той же повесткой собрал я рабочий коллектив - и там все отнеслись с пониманием.
Вот так я приступил к обязанностям ИО начальника ДЭУ. Но уже наступали перестроечные времена. Все государственные расценки, СНиПы и ЕНиРы в тартары полетели и уже не являлись основой для оценки работ. Каждую смету и процентовку пришлось составлять наощупь как произведение искусства.
Особо ушлые стали разворовывать госпредприятия, делая на этом состояния. Пришёл и ко мне мой лучший школьный друг и предложил схему, как мы с ним можем разбогатеть за счёт моего предприятия. Послал я его подальше, и больше мы с ним не встречались.
Во множестве появились тогда кооперативы, перехватывая прямо с заводов дорожные материалы, платя за них налом. А вместе с ними образовались бандитские группировки, которые не делали различий между частниками и госами.
Во власть пришли новые вообще не владевшие ситуацией люди. Наглые, крикливые дилетанты пролезли во все эшелоны власти и стали диктовать нам свои условия. Поднялись они, словно пена на поверхность воды.
И всё-таки мы выстояли в то нелёгкое время. Но это уже совсем другая история.
Всем удачи!