Найти в Дзене
Друзья снежного барса

Как Непал пересчитал своих снежных барсов.

Представьте себе обитателя гор, который не хочет, чтобы его находили. Специально для этого он обзавелся пятнистым мехом, который маскирует зверя на фоне скал, забрался на самые высокие горные хребты, выбрал любимым временем суток сумерки, научился терпеть суровые морозы… И даже это не спасло снежного барса от исчезновения. Люди все дальше вторгаются в дом ирбиса в горах – численность высокогорных сообществ растет, браконьерство никуда не делось, изменение климата заставляет диких копытных менять образ жизни, а хищнику следовать за козлами и баранами, все чаще сталкиваясь с человеком, нападать на домашний скот, подвергая свою жизнь опасности быть убитым чабаном. Сегодня снежному барсу нужна помощь и внимание человека, чтобы сохранить свою численности в 12 странах мира, одной из которых по права считается Непал. На фоне пессимистичных фактов о состоянии экосистем Земли всегда чудесно слушать истории успеха. В прошлом году Непал устроил своим снежным барсам грандиозную «перекличку». Прир
Оглавление

Зверь, который не хочет, чтобы его находили

Представьте себе обитателя гор, который не хочет, чтобы его находили. Специально для этого он обзавелся пятнистым мехом, который маскирует зверя на фоне скал, забрался на самые высокие горные хребты, выбрал любимым временем суток сумерки, научился терпеть суровые морозы…

И даже это не спасло снежного барса от исчезновения. Люди все дальше вторгаются в дом ирбиса в горах – численность высокогорных сообществ растет, браконьерство никуда не делось, изменение климата заставляет диких копытных менять образ жизни, а хищнику следовать за козлами и баранами, все чаще сталкиваясь с человеком, нападать на домашний скот, подвергая свою жизнь опасности быть убитым чабаном.

Сегодня снежному барсу нужна помощь и внимание человека, чтобы сохранить свою численности в 12 странах мира, одной из которых по права считается Непал. На фоне пессимистичных фактов о состоянии экосистем Земли всегда чудесно слушать истории успеха.

В прошлом году Непал устроил своим снежным барсам грандиозную «перекличку». Природоохранники пересчитали ирбисов, и что же они выяснили?

  • Дом ирбисов в величественных горах Непала рядом с деревней Мананг. Склоны горы Анапурна.

Зачем пытаться увидеть невидимку?

Если вы спросите у жителя непальских высокогорий, видел ли он снежного барса, он, скорее всего, улыбнётся и покачает головой. «Видеть — не видел, но знаю, что он здесь», хотя именно в Индии, Непале, Монголии жители чаще встречают снежных барсов, чем в России. Знать, сколько снежных барсов осталось в горах важно, чтобы понимать, насколько сложные и срочные меры охраны нужно предпринимать.

Ирбис зимой в одном из местообитаний в Непале. (с) Таши Гхале.
Ирбис зимой в одном из местообитаний в Непале. (с) Таши Гхале.

Непал — один из ключевых «бастионов» ирбиса. Учёт численности ирбиса 2025 года стал не просто пересчётом «по головам», точнее по пятнам и следам. Сегодня для жителей Непала сохранение ириса - вопрос национальной гордости, экологического баланса и выполнения международных обязательств.

Снежный барс наблюдает из клетки после спасения в провинции Коши и доставк в Центральный зоопарк Непала в Лалитпуре. (с) Сканда Гаутам/THT.
Снежный барс наблюдает из клетки после спасения в провинции Коши и доставк в Центральный зоопарк Непала в Лалитпуре. (с) Сканда Гаутам/THT.

Это важная веха в истории изучения и сохранения вида в стране. Координация, сбор и анализ данных были проведены под руководством Департамента национальных парков и охраны дикой природы и Департамента лесов и охраны почв.

Красавцы, живущие в окрестностях деревни Мананг горы Анапурна. (с) Таши Гхале.
Красавцы, живущие в окрестностях деревни Мананг горы Анапурна. (с) Таши Гхале.

Успехи: технологии, люди и «ловушки-селфи»

Главный прорыв 2025 года — это симбиоз высоких технологий и смекалки и знаний местных жителей, которые прекрасно знают повадки скрытного хищника. Специалисты использовали целую армия фотоловушек. Представьте тысячи маленьких шпионов - современные камеры с датчиками движения, морозоустойчивыми аккумуляторами и даже GSM-связью.

Зимние экспедиции в горах - сложное мероприятие, требующие навыков и энергии. (с) Таши Гхале.
Зимние экспедиции в горах - сложное мероприятие, требующие навыков и энергии. (с) Таши Гхале.

Фотоловушки расставили на площади в десятки тысяч квадратных километров, покрывая все возможные коридоры перемещения ирбисов: от заповедников Аннапурны и Сагарматхи до трансграничных территорий с Китаем и Индией. Каждый ирбис, проходя мимо камер, оставляет своё «селфи» с уникальным рисунком пятен. По таким удостоверениям специалисты определяли отдельные особи. Фото и видеомониторинг стал ключевым инструментов точного подсчёта.

Специалист изучает данные, полученные фотоловушками.
Специалист изучает данные, полученные фотоловушками.

Кроме того, специалисты собирали то, что барс «любезно» оставляет после себя — шерсть, экскременты. Генетический анализ позволяет не только идентифицировать особь, но и устанавливать родственные связи, оценивать генетическое здоровье популяции.

Для работы привлекли местных жителей тех сел, которые расположены в местах обитания снежного барса: сельчан, пастухов, гидов обучали работать с данными, читать следы, исследовать территорию. Теперь они — не потенциальная угроза, а главные защитники «своего» барса. Их знания о повадках животных бесценны.

«Раньше мы его боялись, теперь гордимся, что он наш сосед»,— рассказал участникам учета шерпа из Муктинатха, попивая солёный чай.
  • Этому рисунку снежного барса - более полсотни лет. Его обнаружили в пещере Кончок Линг в местности Верхний Мустанг, на границе Непала и Тибета. Ирбисы всегда были важной частью культуры Непала.

Когда природа и ландшафт объединяются против тебя

Но не всё было гладко. Представьте, что вам нужно – добраться до горного хребта, установить камеру так, чтобы её не завалил снег, не утащили звери, позже снова добраться «туда», чтобы забрать данные.

Места обитания ирбиса в Непале. (c) Таши Гхале.
Места обитания ирбиса в Непале. (c) Таши Гхале.

А теперь умножьте это на тысячи точек в горах, где тропа — это обрыв, а погода меняется за минуты. Логистика у специалистов была сложной, часть оборудования вышла из строя, некоторые камеры фиксировали больше любопытных гималайских грифов или бродячих яков, чем снежных барсов.

И, конечно, задача потребовала колоссального финансирования от правительства и международных фондов. К том же, согласование работ в приграничных зонах — это часто долгая дипломатическая работа, но в 2025 году Непалу удалось сделать это, показав миру пример отличного международного сотрудничества.

Эксперты наблюдают за животными через объектив. (с) Таши Гхале.
Эксперты наблюдают за животными через объектив. (с) Таши Гхале.

Что в итоге? Цифры и надежды.

Предварительные данные вселяют осторожный оптимизм. Популяция в Непале, кажется, остаётся стабильной или даже слегка растёт — около 400 особей. Это огромный успех для вида, стоящего на грани исчезновения.

Всего по результатам национального учета снежных барсов в Непале в 2025 году, численность популяции была оценена в 397 особей, а средняя плотность особей - 1,56 особей на 100 кв. км. Наибольшая плотность популяции зафиксирована в национальном парке «Шей Фоксундо» и заповедной зоне «Манаслу».

Деревня Мананг в Непале в местах обитания снежного барса. (с) Таши Гхале.
Деревня Мананг в Непале в местах обитания снежного барса. (с) Таши Гхале.

Исследование охватило ключевые районы, такие как заповедные зоны Аннапурны, Манаслу и Канченджанги, и включает в себя оценку таких угроз, как конфликт со скотоводами и изменение климата. Собранная информация — это детальнейшая карта жизни ирбиса. Она позволит принимать умные решения по охране на годы вперёд.

Ирбисы Непала. которых фотграфы называют королями и корлевами. (с) Таши Гхале.
Ирбисы Непала. которых фотграфы называют королями и корлевами. (с) Таши Гхале.

Ирбисы Непала. Их ареал хоть и фрагментирован, но особо охраняемые природные территории сохраняют животных, программы компенсации скотоводам за потерянный скот и развитие меняют отношение местных с конфронтации с хищником на партнёрство.

Ирбис остаётся неуловимым символом дикой, суровой и прекрасной природы Гималаев. Но теперь мы знаем о нём гораздо больше, и научились изучать ирбиса, не тревожа. И, кажется, нашли способ сосуществовать.

Если вы любите снежных барсов также, как любим их мы, подписывайтесь! Впереди столько интересных историй!