Рубль в 2025 году стал главным триумфатором: западные СМИ отмечают, что он был самой крепкой валютой прошедшего года, а отечественные эксперты разводят руками — ведь такого укрепления никто не ожидал. Но что будет с рублём в 2026 году? Оправдаются ли надежды некоторых на его падение? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
(Не)аномальное укрепление
Прошедший 2025 год преподнёс россиянам сюрприз: национальная валюта, которая долгое время держалась по отношению к доллару на уровне 100 единиц, а к евро — и больше, примерно со второй половины года взяла твёрдый курс на укрепление и к концу года вышла на феноменальный диапазон 76–79 рублей за доллар. Иногда она всё-таки переходила в район 80–82 рубля за доллар, но эксперты назвали это «выбросами» — настолько редко такое случалось.
Из консервативных прогнозистов ещё в начале года такого поведения от рубля не ожидал никто, отметил в разговоре с 78.ru финансист, трейдер Дмитрий Царьков.
— Такое укрепление, более чем на 20% (за год — прим. ред.), выглядит аномальным на фоне сохраняющегося санкционного давления и структурной трансформации экономики, — констатировал он.
Тем не менее для такого укрепления рубля есть объективные причины, поэтому все разговоры о том, что «курс ненастоящий», выглядят сомнительными, отметил руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко. Те, кто указывает на «ненастоящий» курс, любят напоминать, что курс сейчас определяется не на бирже — после введения санкций против Мосбиржи валютой западных стран на ней не торгуют. Однако ЦБ устанавливает свой курс исходя из внебиржевых торгов, а там курс рубля временами «взлетал» и повыше, чем официальный.
— Главными объективными причинами этого являются существенный профицит торгового баланса России и резко уменьшившийся в целом отток валюты за рубеж. В этих условиях спрос среди покупателей на валютную выручку объективно сильно упал. Внешняя торговля преимущественно оплачивается в национальных валютах. По сути, единственной страной для экспорта капитала из России в основных резервных валютах остались ОАЭ, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Дмитрий Царьков подтвердил, что устойчивость рубля сегодня держится на «трёх китах»:
- трудности с трансграничными платежами и логистикой, которые снизили спрос на валюту — закупать товары за рубежом технически сложнее, поэтому потребность в долларах и юанях падает;
- масштабные продажи валюты из ФНБ и обязательная продажа экспортной выручки, которые создали избыточное предложение на внутреннем рынке;
- высокая ключевая ставка.
Высокая ставка сделала рублёвые сбережения максимально привлекательными: когда даже депозиты приносят доход в 15–20%, это создаёт мощный заслон для оттока капитала.
— Прибавьте сюда возможность получать доход на рублёвую ликвидность на уровне 14–16% при покупке ОФЗ и на уровне 18–22% при покупке иных качественных, но несколько более рисковых финансовых активов, и вы сами ответите на вопрос о том, почему спрос на традиционную валюту уменьшился, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Почему ЦБ выгоден крепкий рубль
Тем не менее на протяжении всего 2025 года звучали прогнозы, что курс рубля «вот-вот» пойдёт вниз. Для того были объективные причины, ведь российская экономика — экспортно ориентированная. Чем выше курс рубля, тем меньше в рублях получают экспортёры, а именно они продают свою продукцию за доллары и другие зарубежные валюты. Традиционно курс рубля привязывают к цене на нефть: когда она идёт вверх, вверх стремится и рубль, а если она падает, рубль тоже ослабляется, чтобы поддерживать выручку экспортёров.
Нефтегазовые компании — одни из основных налогоплательщиков в бюджет. Чем меньше у них выручка, тем сложнее бюджету. Однако при ослаблении рубля есть большой риск разогнать инфляцию, ведь при слабом рубле импорт становится дороже. Видимо, в 2025 году это и стало одним из главных факторов: борьба с инфляцией вышла на первый план.
Крепкий курс рубля — это антиинфляционный фактор, указал Дмитрий Десятниченко. Поэтому Центробанк, несмотря на прогнозы, не стремится «обрушивать» рубль и скупать валюту в резервы, чтобы повысить спрос на неё. А Минфин сбалансировал бюджет не за счёт слабого рубля, а за счёт фискальной политики — этим объясняется повышение НДС до 22% с 1 января.
— Бюджет, как мы видим, стремится уйти от модели балансирования доходов за счёт регулярной девальвации национальной валюты. Этот инструмент хорош для молодых развивающихся экономик, более зрелые делают акцент на политике управления государственным долгом и ключевой ставке. И именно эти инструменты, как видится, сейчас становятся приоритетными и в России, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Что ждёт рубль в 2026 году
Но сохранятся ли все обозначенные факторы в 2026 году? Это сложно предсказать в началё года, однако эксперты сделали прогнозы исходя из текущей ситуации.
Дмитрий Царьков предположил, что 2026 год станет периодом коррекции курса рубля. Российский бизнес адаптируется к новым условиям, выстраиваются новые цепочки поставок и схемы расчётов, а это приводит к росту спроса на валюту со стороны импортёров.
— По мере замедления инфляции регулятор начнёт снижать ставку — прогнозы от ведущих инвестиционных домов указывают на уровень 10–12% к концу 2026 года. Это снизит «премию» за владение рублём, и часть капитала начнёт искать альтернативы. Да и объём валютных интервенций со стороны государства в 2026 году может сократиться вдвое. Бюджету для выполнения обязательств выгоднее иметь умеренно слабый рубль при текущих ценах на энергоносители, — отметил эксперт.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Пётр Щербаченко подтвердил, что в 2026 году ожидается снижение ключевой ставки — к лету она должна составить 12–14%. При этом снижение будет плавным и постепенным, с возможными остановками для оценки изменений в экономике.
Снижения ключевой ставки очень ждут все — от бизнеса до банков, ведь это сделает более доступными кредиты, а значит, позволит расширять производство за счёт заёмных средств. Однако оно же понизит ставки по депозитам: уже в конце 2025 года средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков снизилась до 15,38%.
Кроме того, положительное сальдо торгового баланса России — то есть превышение экспорта над импортом — тоже не вечно. Сейчас оно составляет 100 млрд долларов, но имеет тенденцию к снижению, обратил внимание Дмитрий Десятниченко. В 2026 году сценарии его развития могут быть разные, никто сейчас не сможет точно спрогнозировать, как оно себя поведёт.
— Есть риски снижения в 2026 году объёмов поступления валютной выручки у экспортёров природных ресурсов, прежде всего нефти. Но с другой стороны, есть вероятность ослабления и снятия части санкций в связи с улучшением в геополитике. Если никаких существенных изменений наблюдаться не будет, то сальдо платёжного баланса будет сокращаться, но ещё долгое время оставаться существенным и положительным, поддерживая высоким курс рубля, — отметил эксперт.
Большое значение имеет внешнеполитическая обстановка, ведь внебиржевой курс тем и опасен, что сильно зависит от внешних факторов. Так, в начале 2025 года, когда появилась надежда на потепление отношений между Россией и США и окончание украинского конфликта в ближайшем будущем, рубль резко укрепился, и его дальнейшее укрепление долго считалось эффектом политики. Однако постепенно стало понятно, что отношения теплеют только на словах, а конфликт продолжается — но рубль остался крепким, подтвердив влияние других факторов.
В 2026 году таких факторов, в том числе политических, может быть много, и внебиржевой курс будет реагировать на каждый из них.
Какими будут курсы валют в 2026 году
Но каким же будет курс рубля в 2026 году? Опрошенные 78.ru эксперты разошлись во мнениях.
— При базовом сценарии — умеренное ослабление рубля при снижении ключевой ставки. При таком сценарии, возможно, постепенно доллар будет в коридоре около 85–90 рублей за доллар. При оптимистичном прогнозе — при улучшении геополитической ситуации, снижении санкционного давления — можно будет ожидать 72–80 рублей за доллар, — предположил Пётр Щербаченко.
Дмитрий Царьков с ним не согласился: по его мнению, текущие 78–80 рублей за доллар — это «дно» укрепления, а в 2026 году нас будет ждать плавная девальвация к более комфортным для бюджета и экспортёров значениям.
— Первое полугодие 2026 года — выход в диапазон 85–88 рублей. А к концу 2026 года — закрепление на уровнях 90–95 рублей. Пессимистичный сценарий, при падении цен на нефть ниже 60 долларов за баррель, покажет возврат к трёхзначным цифрам за доллар. Но это не является базовым прогнозом, — отметил Дмитрий Царьков.
С обоими экспертами не согласен Дмитрий Десятниченко. По его мнению, в первой половине 2026 года, вероятно, будут действовать тенденции второй половины 2025 года, и с вероятностью 70% курс будет колебаться в диапазоне 77–83 рубля за доллар, а с вероятностью 80–85% не выйдет за диапазон 75–85 рублей за доллар.
— При сохранении ситуации с поступлением валютной выручки и её оттоком на нынешнем уровне причин для сильной девальвации или укрепления курса рубля я не вижу. Волатильность будет высокой, но в основном — это эмоциональная, нервная реакция одних участников рынка и желание заработать на том других, — отметил он.
В то же время эксперт поддерживает мнение, что прогнозы о долларе за 95–100 рублей к концу года ничем не оправданы. Причина в том, что прогнозировать из начала года курс к концу года практически невозможно, слишком много переменных факторов, каждый из которых может существенно повлиять на курс. В такой ситуации остаётся только угадывать.
— Прогнозный горизонт для финансовых учреждений 3–6 месяцев. Некоторое снижение курса рубля, безусловно, возможно, особенно во втором квартале 2026 года. Но если оно и будет, то, вероятно, близко к уровню официальной инфляции и будет в основном связано с двумя названными выше факторами — сальдо торгового баланса и возможностями экспорта капитала. Предлагаемая сейчас доходность рублёвых активов на горизонте 5–6 месяцев выглядит более предпочтительной, чем потенциальная доходность от ожиданий девальвации рубля при вложениях в валюты недружественных стран, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.
Какую валюту покупать россиянам в 2026 году
Имеет ли смысл что-то делать сейчас с накоплениями, когда пик укрепления рубля, кажется, всё-таки пройден?
— «Крепкий рубль» конца 2025 года — это окно возможностей для тех, кто планировал диверсификацию. Постепенная покупка валютных активов при текущих уровнях в районе 80 рублей выглядит привлекательно для формирования долгосрочного портфеля в юанях или замещающих облигациях, — отметил Дмитрий Царьков.
Это не значит, что надо вкладывать все средства в валюту: как убедительно указал Дмитрий Десятниченко, на горизонте 5–6 месяцев активы в рублях принесут больший доход, чем в валюте, даже если рубль немного просядет. Однако на длительном горизонте какое-то количество средств, вложенных в доллары и евро, могут принести доход, если рубль всё же начнёт снижаться.
Однако не только валюту можно покупать, пока рубль достаточно крепкий — есть и другие инструменты.
— Стоимость золота в рублях выигрывает от любого ослабления национальной валюты. Это лучший способ защититься от девальвационных рисков 2026 года. Ну и пока ставка ещё высока, имеет смысл зафиксировать доходность в длинных облигациях (ОФЗ), которые принесут прибыль не только за счёт купона, но и за счёт роста тела облигации при снижении ставок в 2026 году, — рекомендовал Дмитрий Царьков.
Даже если рубль останется относительно крепким, присматриваться к другим инструментам, кроме депозитов, стоит, ведь когда ключевая ставка пойдёт вниз, они тоже перестанут приносить большой доход. Поэтому рано или поздно придётся изучать фондовый рынок — если, конечно, есть желание не только сберечь деньги от инфляции, но и зарабатывать на них.