В путешествиях иногда неожиданные сюрпризы бывают интереснее того, что было заранее тщательно спланировано. Так получилось и в Твери. Пошли смотреть казармы, а нашли сказочный музей. Вот как это было.
Комплекс казарм Берга — жилые дома для рабочих, наравне с неподалеку расположенным Морозовским городком представляющие собой редкий пример дореволюционных рабочих городков. Про них я непременно расскажу отдельно, они этого заслуживают. Хотя турист сюда забредает редко, а места эти имеют дурную славу района криминогенного.
Тем неожиданнее встретить здесь кукольное царство. Очень уж контрастирует красивое кованое украшение на входе с депрессивным окружением казарм. Сейчас в казармах находятся коммуналки, а сами здания признаны аварийными еще с 2019 года, и ожидают расселения.
Заходим в железную дверь, в темноту полуподвала. Здесь нас встречают куклы на комоде, и закрытая дверь. Стучим. Открывает приветливая женщина. Это Наталья Васильевна Шапель, основательница музея кукол.
Наталья Васильевна четверть века прожила в Италии, в Неаполе. Там и начала собирать коллекцию кукол. Потом куклы переехали вместе с хозяйкой в Тверь. А коллекция продолжала расти, и под нее было приобретено помещение, ставшее для кукол новым домом.
Первая часть кукольного музея посвящена, в основном, рождественскому вертепу. Во всю ширину стены расположилась детальная панорама со множеством персонажей. Здесь и пастух, первым заметивший Вифлеемскую звезду, и Петр с уловом рыбы, и еще множество персонажей Нового завета, и конечно дева Мария с младенцем, встречающая царей-волхвов. Рассматривать композицию можно бесконечно, это практически театр, разве что персонажи не двигаются. Но все же нужно оторваться, и пройти во второй зал, где нас ждут куклы.
У входа встречает большая лиможская кукла. Это одна из ценнейших обитательниц кукольного музея. "Экспонатами" здешних постояльцев язык не поворачивается назвать. Фарфоровые куклы в городе Лимож во Франции начали делать в конце XVIII века.
Лимож находится в 400 км к югу от Парижа, и в 1771 году здесь нашли месторождение белой глины — каолина. Стали добывать эту глину, из нее делали фарфор, сперва заготовки отправляли для окончательного обжига на фабрику в Севре, а потом и свои фабрики в Лиможе построили. Делали не только посуду, но и кукол. Куклы эти сделались популярны, и продавались даже в Америку. Каждая такая кукла уникальна, и имеет свой характер. Эта кукла появилась на свет около 1910 года, и принадлежала состоятельной неаполитанской семье, но в какой то момент оказалась заброшенной на чердаке дома, откуда ее достали во время ремонта рабочие. Так она попала в коллекцию Натальи Васильевны, точнее положила этой коллекции начало. А потом переехала кукла с неапольского чердака в тверской музей. Но уже с большой компанией. Наталья Васильевна собирала свих кукол на европейских ярмарках. А когда их стало много, начала посылками отправлять в Тверь. Так куклы переехали, и появился музей.
От разнообразия кукол у меня глаза разбегаются. Тут и старинные европейские куклы из Франции, Италии и Германии. И современные авторские работы. И уголок советских серийных кукол и игрушек, где неваляшки и пупсы без штанов боязливо жмутся к портрету Ленина. Есть и подборка серийных кукол Барби. Но авторские работы, конечно, ярко выделяются, они словно вот-вот оживут.
А впрочем, и оживут! Вот коллекция автоматонов мастера Сергея Бурыкина. Сложные механизмы поскрипывают и приводят в движение целые кукольные группы. Жильцы кукольной коммуналки начинают плясать и браниться. В казармах Берга эта кукольная сценка приобретает особый ироничный контекст. А вот слепой шарманщик начинает крутить ручку своего музыкального ящичка, а собака сидящая рядом пританцовывает. А еще одна композиция мастера выглядит пугающе: смерть и дева меняются личинами под взмах веера.
Есть и кукольная композиция, рассказывающая легенду о семье Бергов. Тех самых, кому принадлежала фабрика, и которые построили казармы для рабочих, в которых и находится теперь кукольный музей.
Так вот, легенда гласит, что основатель династии, Павел Васильевич Берг, был довольно стеснен в средствах. Будучи уже не молод, он жил в Москве, снимал квартирку на скромную пенсию отставного майора. По Садовой часто тянулись похоронные процессии, и Павел Васильевич, завидя особо пышную, облачался в парадный мундир, и со скорбным лицом присоединялся к процессии, а затем шел на поминки, экономя таким образом на обедах. И дескать именно таким образом он познакомился со своей женой Ольгой Ивановной, отрекомендовавшись ее меменьке приятелем покойного. А Ольга Ивановна была богатой наследницей, ей принадлежали уральские заводы, и стал наш Павел Васильевич одним из самых состоятельных купцов Российской Империи. Но сумел это состояние приумножить, и Рождественская мануфактура была лишь одним из многих его предприятий.
Кстати, семье Бергов посвящена в музее отдельная композиция. В коридоре сделано семейное древо, и помещены фотографии предсавителей семьи. Но давайте про них в следующей истории расскажу вам, как и про сами казармы.
Увы, не все так сказочно с музеем кукол. Наталья Васильевна рассказала, что неизвестные часто взламывают железные двери, видимо ищут в полузаброшенных помещениях какие-то ценности. Так и дверь в подъезд музея пытались выдрать — толстое железо погнуто. А в уходящем во тьму коридоре полуподвала двери и вовсе выворочены с кусками стены. Выглядит жутковато. Но Наталья Васильевна говорит, что не боится - ведь с нею ее куклы.
К сожалению, уникальное это место пока мало известно. А музей определенно заслуживает даже того, чтобы специально ради него приехать в Тверь. Так что заходите посмотреть кукол и послушать рассказ Натальи Васильевны, не пожалеете. Ищите музей "Куклы мира" на картах по адресу: Тверь, улица Спартака 44, - вывеска снаружи неприметная, и без карты найти может быть не просто. Ориентир - кованые жар-птицы под козырьком входа.
В следующих публикациях я продолжу рассказ о путешествии в Тверь и нетуристических достопримечательностях. Отправимся в Морозовский городок, и посмотрим, как живут обитатели казарм Берга. Чтобы не пропустить, подпишитесь на канал!