Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Расскажите, где спрятали тело моего сына!»: двое мужчин убили менеджера ради 50 тысячи долларов

Андрей Косяк пропал в ноябре 2016 года. Он не появлялся на работе, не отвечал на звонки родных, а из его дома вместе с ним исчезли 50 тысяч долларов. Эти деньги, как выяснилось позже, мужчина планировал потратить на покупку нового автомобиля Toyota Land Cruiser. Пропал и его собственный автомобиль – Audi Q7. Через месяц, в декабре 2016 года, в Минском районе была обнаружена эта самая Audi Q7. Экспертиза выявила в салоне машины красные следы, что указывало на возможность насильственного характера исчезновения владельца. Однако тело самого Косяка найдено не было. Расследование постепенно вышло на двух знакомых пропавшего: 41-летнего Алексея Синькевича, владельца минского пейнтбольного клуба, и 29-летнего Ростислава Светчикова, работавшего помощником руководителя. В автомобиле были обнаружены биологические следы одного из них. Личности подозреваемых были изучены следствием. Алексей Синькевич на момент событий не был судим, официально был разведен и воспитывал троих детей. Ростислав Светчи
Оглавление
Фото: Святослав Зоркий
Фото: Святослав Зоркий

Андрей Косяк пропал в ноябре 2016 года. Он не появлялся на работе, не отвечал на звонки родных, а из его дома вместе с ним исчезли 50 тысяч долларов. Эти деньги, как выяснилось позже, мужчина планировал потратить на покупку нового автомобиля Toyota Land Cruiser. Пропал и его собственный автомобиль – Audi Q7.

Через месяц, в декабре 2016 года, в Минском районе была обнаружена эта самая Audi Q7. Экспертиза выявила в салоне машины красные следы, что указывало на возможность насильственного характера исчезновения владельца. Однако тело самого Косяка найдено не было.

Расследование постепенно вышло на двух знакомых пропавшего: 41-летнего Алексея Синькевича, владельца минского пейнтбольного клуба, и 29-летнего Ростислава Светчикова, работавшего помощником руководителя. В автомобиле были обнаружены биологические следы одного из них.

Личности подозреваемых были изучены следствием. Алексей Синькевич на момент событий не был судим, официально был разведен и воспитывал троих детей. Ростислав Светчиков был холост, а в 2009 году уже привлекался к ответственности по статье «Присвоение либо растрата», тогда суд назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 базовых величин.

Убили из-за денег на машину

Следствие построило версию, согласно которой Синькевич и Светчиков причастны к убийству Андрея Косяка с целью завладения той самой суммой денег. По данным обвинения, они забрали из дома потерпевшего около 50 тысяч долларов, действуя при этом настолько аккуратно, что родственники даже не сразу заметили пропажу.

Вечером того же дня тело убитого было перевезено на его же Audi и захоронено. От машины преступники решили избавиться, разобрав на запчасти, но автослесари отказались с ней работать, что в итоге привело к ее обнаружению.

На заседания приходила мать Косяка, умоляла обвиняемых рассказать, где тело ее сына:

– Да расскажите вы! Дайте сына похоронить спокойно. Будьте людьми! – выкрикивала женщина.
Мама Андрея Косяка в суде во время первого рассмотрения дела просила рассказать, где спрятано тело ее сына. Фото: Святолав Зоркий
Мама Андрея Косяка в суде во время первого рассмотрения дела просила рассказать, где спрятано тело ее сына. Фото: Святолав Зоркий

В 2018 году Минский областной суд вынес первый приговор по этому делу. Алексея Синькевича приговорили к 24 годам лишения свободы, Ростислава Светчикова – к 23 годам. При этом оба вину в совершении убийства отрицали.

Однако вскоре после вынесения приговора было обнаружено тело Андрея Косяка. Это обстоятельство потребовало нового рассмотрения дела, и первый приговор был отменен, а материалы направлены на новое расследование. К тому моменту Синькевич и Светчиков уже были осуждены за другое преступление – убийство предпринимателя из Березино. Следствие полагало, что эти два дела связаны между собой.

Убитый вымогал у убитого

26 сентября 2016 года, за полтора месяца до исчезновения Косяка, на выезде из города Березино (примерно в 100 км от Минска) был обнаружен горящий автомобиль Audi Q5. В салоне, в кресле водителя, нашли тело предпринимателя Сергея Метельского.

Мужчина занимался недвижимостью, был индивидуальным предпринимателем, а в прошлом долгое время работал в Департаменте финансовых расследований в Борисове. Жестокое убийство вызвало широкий резонанс, его расследование было взято на личный контроль президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Алексея Синькевича приговорили к пожизненному заключению. Фото: Святослав Зоркий
Алексея Синькевича приговорили к пожизненному заключению. Фото: Святослав Зоркий

Расследование длилось более двух лет, и лишь в мае 2019 года СК заявил о задержании подозреваемых. Ими оказались те же Алексей Синькевич и Ростислав Светчиков. Связь между двумя убийствами была выявлена через бизнес-контакты.

Выяснилось, что убитый менеджер Андрей Косяк и погибший бизнесмен Сергей Метельский сотрудничали с одними и теми же российскими фирмами. Это дало следствию основание полагать, что преступления могли быть связаны.

Раскрытие дела шло не так гладко, как хотелось бы минским следователям. Ему препятствовал Синькевич. Замначальника ГУБОПиК МВД Владимир Тихиня в комментариях журналистам отмечал:

– Подозреваемые были осведомлены обо всех методах и формах оперативно-розыскной деятельности, что осложняло расследование.

Согласно официальной версии следствия, убийство Сергея Метельского было связано с вымогательством долга в размере 440 тысяч долларов. Заказчиком вымогательства выступал никто иной как минский менеджер Андрей Косяк. Он якобы поручил своему водителю, Ростиславу Светчикову, найти того, кто припугнет Сергея, пообещав вознаграждение в 20 тысяч долларов.

Светчиков, в свою очередь, обратился к Алексею Синькевичу, владельцу пейнтбольного клуба. Последний согласился, но в ходе вымогательства, как заявило следствие, вышел за рамки договоренности и убил Метельского, когда тот отказался платить деньги.

«Я никогда не стрелял в человека»

В суде Алексей Синькевич полностью отверг свою причастность к убийству в Березино. Он заявил, что не был знаком ни с Косяком, ни с Метельским, а дело, по его мнению, является сфабрикованным. В своем выступлении Синькевич четко обозначил свою позицию:

– Я никогда не поджигал автомобиль и не стрелял в человека. Никогда не стрелял из обреза. Никогда не вымогал у кого бы то ни было денег.

Он также пояснил мотив, который, по его мнению, стоял за этим обвинением:

– В 2018 году у меня был суд по делу об убийстве Косяка. Через неделю после приговора ко мне пришли сотрудники ГУБОПиК и сказали, что срок (24 года лишения свободы) можно уменьшить до 16 лет, если я признаюсь в убийстве Метельского. Накануне по телевизору как раз был репортаж о том, что президент потребовал раскрыть дело об убийстве бизнесмена. Органам не нужно было расследование, им нужно было закрыть дело, потому что оно находилось на контроле у президента.

«Молчи, никому не говори и привыкай»

Тем временем, в рамках возобновленного дела об убийстве Косяка, Ростислав Светчиков давал подробные показания. Он утверждал, что лишь помогал скрыть следы убийства, но лишать кого-то жизни не помогал.

Ростислав Светчиков свою вину в убийстве минского менеджера не признавал. Фото: Святослав Зоркий
Ростислав Светчиков свою вину в убийстве минского менеджера не признавал. Фото: Святослав Зоркий

Светчиков рассказал, что после гибели Косяка его тело находилось в раздевалке пейнтбольного клуба. В этом эпизоде фигурировал и сын Синькевича:

– Синькевич позвал своего сына Владислава, и мы втроем загрузили тело в машину. Я помню только одну фразу, которую Алексей сказал своему сыну: «Молчи, никому не говори и привыкай».К чему привыкай, я не понял.

После этого, как утверждал Светчиков, Синькевич дал указание уничтожить следы:

– Алексей сказал сжечь все и поменять пол – на старом покрытии были какие-то темные пятна.

Приговор

26 июля 2021 года Минский областной суд приговорил Алексея Синькевича к пожизненному заключению в колонии, Ростислава Светчикова – к 6 годам лишения свободы. С учетом предыдущего приговора он должен был отбывать 24 года.

То есть, парню удалось избежать пожизненного заключения.

По материалам «КП»-Беларусь