Здравствуйте, дорогие читатели!
Летом прочитал трилогию Константина Михайловича Симонова «Живые и мёртвые» (роман состоит из трёх книг, написанных в разные годы: «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето»). Она произвела на меня очень сильное впечатление, и я давно хотел поделиться своими мыслями об этом многолетнем труде автора.
В процессе того, как я начал работать над своим текстом и, заново, знакомиться с творением Симонова, я понял, что это произведение, нечто большее, чем просто замечательный роман. О том чем может и должна стать для нас эта книга, поговорим позже, пока же поговорим о сюжете, смыслах и героях Константина Михайловича.
Так как книга очень многогранная, давайте рассматривать эти грани по очереди
История Великой Отечественной Войны.
Повествование начинается с 22-го июня 1941 года, когда миллионы советских людей узнали, что началась война. С самого начала произведение подкупает своей историчностью. Автор не воспроизводит миф о «внезапности нападения Гитлера». С самых первых страниц он регулярно доносит до читателей информацию о том, что в воздухе пахло войной и, что все её давно ждали.
При этом, по всей первой книге писатель регулярно сообщает, что к войне СССР оказался не готов («не успели перевооружиться», «плохо командовали», «растерялись»). Возможно, это противоречие объясняется нам в самом начале: «очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью, вообще невозможно».
Далее начинается отступление наших войск. Константин Михайлович очень педантичен в описании мест, где происходят события. Все сражения, передвижения войск привязаны к реальным населённым пунктам. Наиболее подробно это сделано в первой части, посвящённой отступлению наших войск от границы до Москвы, с последующим разгромом немцев под Москвой.
Также аккуратен писатель и с марками военной техники. Читателю разъясняется, что с «мессерами» проще драться на новых МИГах, а старым И-16 не хватало скорости; что у лёгких танков БТ-7 слабая броня и вооружение, и поэтому танковые бригады очень ждали Т-34.
Структура советской армии и армейские порядки
Очень хорошо в книге показано устройство нашей армии того времени. Константин Михайлович очень педантично подходит к званиям, форме одежды, погонам, субординации, официальному обращению к сослуживцам и другим особенностям армейского «хозяйства». Прекрасно показан военный быт, так как война, это не только бои, но и сон, еда, лечение, поддержание себя в форме в полевых условиях.
Особенно полезна книга для понимания роли идеологии во всех сферах жизни нашего тогдашнего общества, в том числе, естественно, и армии. Читатель (особенно молодой, к которым я себя тоже отношу) узнаёт о политотделах, занимающихся агитацией и пропагандой в войсках, об институте и роли комиссаров, об «особистах» (служащих особого отдела) находящихся в подчинении НКВД, которые боролись с дезертирами, трусами, диверсантами.
За что умирали советские люди.
Константин Михайлович развёрнуто отвечает на этот многосторонний вопрос. Во-первых, что бы нам не пели некоторые современные «левые деятели», советский человек умирал за тысячелетнюю Россию, за ту самую «кровь и почву». Это очень хорошо описано в самом начале книги.
Цитирую мысли одного из главных героев, Ивана Синцова, отступающего вместе с потрёпанными частями красной армии и оставляющего за собой деревни и кладбища: «…такое множество безвестных предков – дедов, прадедов и прапрадедов – легло под этими крестами, один на другом, веками, что эта земля была своей вглубь на тысячу сажен и уже не могла, не имела права стать чужой».
Во-вторых, это коммунизм и советский строй. «…Что же произойдёт со всем, что он любит, среди чего рос, ради чего жил, со страной, с народом, … с коммунизмом, который поклялись истребить фашисты». То, что в этой войне идеология играла колоссальную роль автор сообщает читателю регулярно. Например, немецко-фашистских захватчиков его герои сравнивают не с немцами из первой мировой войны, а с белыми войсками из гражданской.
Процитируем эмоции другого героя трилогии – комиссара Шмакова: «Сейчас он ненавидел этих немцев так, как когда-то ненавидел белых. Большей меры ненависти он не знал…».
Третью причину, конечно же дали сами немцы. Те зверства, которые они творили на нашей земли заставляли советских людей биться насмерть, даже когда никаких сил, казалось, уже не оставалось.
Когда читаешь, как наших женщин заставляли разминировать противотанковые рвы голыми руками и от взрывов мин их убивало или калечило понимаешь, почему попав в плен и, находясь в состоянии крайнего безразличия к своей судьбе в душе солдата вновь просыпается желание «во что бы то ни стало спастись, и не просто спастись, а спастись, чтобы потом убивать немцев».
Ну и в-четвёртых, граждане Советского Союза той поры считали себя правыми, считали своё мировоззрение и социальную модель, которую они построили справедливыми, свою армию – непобедимой, себя – сильнейшими и счастливейшими людьми на планете. И вот за эту свою правду они тоже воевали, и все герои романа уверены в Победе, даже в минуты тяжелейших поражений, даже перед смертью, как сбитый советский асс Козырев: «И им ещё покажут! Эта страстная вера жила в его разбитом теле».
Кем были советские люди той поры.
Они были люди с разной и общей судьбой одновременно. Всем им их Родина дала возможность учиться и стать тем, кем они хотят. Кто-то стал военным, кто-то врачом, кто-то учёным, кто-то журналистом, кто-то агрономом. Одни были коммунистами, другие нет. Кто-то из них пострадал в 1937-38 годах.
Но в час, когда пришла война подавляющее большинство из них пошли воевать. Кто-то встал у станка на эвакуированных заводах (работа на заводе в эвакуации – это тоже война; что такое иступлённая работа в тылу и с какими опасностями для жизни и здоровья она сопряжена Константин Михайлович рассказывает нам в своей трилогии), кто-то пошёл на фронт, кто-то ушёл в партизаны…
Они совершали геройские поступки, погибали, становились инвалидами, но сначала «словно песок, то крупинками, то горами, сыпавшийся под колёса не дали немецкому бронированному катку докатиться до Москвы». Потом с нетерпением ждали наступления на передовой под Сталинградом, прекрасно понимая, что для многих из них это наступление станет последним. А закончили (в последней книге), разгромом немцев в Белоруссии в ходе операции «Багратион».
Большинство из них рвались на фронт, даже уже будучи покалеченными. Один из главных героев возвращается на фронт с ампутированной рукой и его в этом поддерживает его любимая женщина, также продолжающая служить врачом на передовой с многочисленными ранениями. Более того и мужчины не отговаривают своих жён от того, чтобы участвовать в самых рискованных операциях.
Безусловно, присутствуют и предатели, и трусы, и спекулянты, наживающиеся на чужом горе. Но, во-первых, в книгах они в подавляющем меньшинстве (а по-другому и быть не могло, иначе война бы закончилась поражением уже в 1941-ом), а во-вторых, их всех (в книге) ждёт либо наказание, либо искупление своих поступков кровью на фронте.
Показательно поступил со своим приёмным, отрекшимся от него сыном, пострадавший в 37-ом году генерал Серпилин: «Трусость в боях смывать надо! Почему до сих пор не на передовой?!».
Подытоживая, Константин Михайлович показал нам «народ-герой» кем и был советский народ в годы Великой Отечественной Войны. А ещё он показал удивительную способность русских людей к всепрощению. К пленённым немцам советские военнослужащие переставали чувствовать всю ту ненависть, которую они испытывали к оккупантам, пока те вели боевые действия.
Показательна сцена, как военврач Татьяна, хлопоча о снабжении госпиталя для немецких военнопленных и проявляя искреннюю заботу о раненных немецких солдатах, удивляясь самой себе, пытается найти оправдание своему поведению, «что это не те же самые немцы, которые зверствовали в Смоленске, когда она была в партизанах.»
Сталин
Иосиф Виссарионович Сталин зримо и незримо присутствует во всех трёх книгах, и он в повествовании Симонова получился, наверное, самой противоречивой фигурой. Он – ключевой человек без одобрения которого не может быть принято ни одно значимое управленческое решение. А значит и во всех успехах, и во всех неудачах есть частица его заслуг или вины.
Его искренне любят и уважают большинство героев книги. Высокопоставленные военные в Москве искренне не понимают, как же он при всём своём уме не поверил в нападение Германии в 1941-ом. Мирные люди попроще сетуют, что ему вовремя не донесли информацию о готовящемся нападении, о силе противника… Один из главных героев, посвятивший всю свою жизнь воинской службе генерал Фёдор Фёдорович Серпилин недоумевает, как один и тот же человек допустил катастрофу 1941-го года и триумф под Сталинградом.
Раскрывает своё видение Сталина автор, описывая встречу советского вождя с вышеупомянутым Серпилиным. Чтобы не быть многословным, я думаю, это видение можно кратко описать, как «жестокого шахматиста».
По Симонову люди для Сталина, как фигуры на шахматной доске, которые он без зазрения совести жертвует для достижения итоговой победы, как своей, так и своей страны. По книге, Сталин не отделяет успехи и неудачи страны от своих собственных.
«Ты слышишь, товарищ, ты слышишь, как мёртвые следом идут…» К. М. Симонов, «Безымянное поле»
Перенесёмся в сегодняшний день. Если мы посмотрим на те процессы, которые разворачиваются в России и в мире, то мы увидим, что против нас, и наших детей ведётся самая настоящая война на уничтожение. Достаточно посмотреть на то, что вытворяют с нашим образованием.
Все эти «индивидуальные траектории», «подготовка квалифицированных потребителей», «прогрессивные дистанционные образовательные технологии», как многократно говорилось являются орудиями новой войны. И если мы эту войну проиграем, то наши дети будут ни народом, ни гражданами, ни нацией… Они будут человеческими существами весь смысл существования которых сведётся к зарабатыванию средств для «потребления». Что ещё страшнее, в качестве «духовной пищи» они будут получать песни Моргенштерна, а историю России они будут воспринимать через призму книг Солженицына и роликов Дудя.
Я назвал эту статью «Услышать пролитую кровь!». Я призываю нас всех услышать пролитую кровь наших великих предков, которые испокон веков сохраняли для нас Россию, ценой своей жизни оберегая её от многочисленных врагов. Давайте будем честны перед собою: если мы потерпим поражение в современной развёрнутой против нас войне, вместе с нами её проиграют не только будущие поколения, но и наши героические предки, память о которых вытравят отовсюду. Просто посмотрите на Украину или Прибалтику.
«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков…» И. В. Сталин, выступление на параде 7 ноября 1941 года.
Если мы хотим, чтобы нас и наших детей «вдохновлял мужественный образ наших великих предков» мы должны о них знать, читать о них художественные и исторические книги. «Живые и мёртвые» одно из составных частей нашего культурного кода. Без этого культурного кода – мы «Иваны, родства не помнящие».
В идеале, нам надо добиваться того, чтобы трилогию Симонова проходили в старших классах школы. В мою бытность историю Великой Отечественной Войны (ВОВ) проходили в начале 11-го класса. Тогда же, было бы неплохо, проходить «Живых и мёртвых» по литературе. Если бы на это наложить ещё «Начальную военную подготовку», то мы получим то самое качественное, разностороннее, гармоничное образование (в этой узкой области), о котором мы всё время говорим и которого мы хотим для своих детей.
Понимаю, что на то, чтобы историю ВОВ в наших школах преподавали так, как мы хотим, а не так, как хотят наши враги уйдут годы войны (именно войны!). Но для начала, давайте выиграем маленькую битву за души и знания наших собственных детей. Давайте дадим им прочитать эту книгу, а потом обсудим её вместе с ними.В будущем, когда они будут делать важнейшие выборы в своей жизни, они будут советоваться с Синцовым, Шмаковым и Серпилиным, а не с «коллективным Дудём».
Если прочитав статью, хоть один человек прочитает «Живых и мёртвых», или хотя-бы посмотрит одноимённый фильм Александра Столпера, значит я уже не зря старался – они тоже услышат пролитую кровь.