Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Каждый выбирает книгу по себе

Пожелания к содержанию книг разнообразны и необъяснимы. Почему нет какой-нибудь книги, которая всех людей может сделать счастливыми? Увы, каждому нужны свои, то, что один полюбит всем сердцем, другого оставит равнодушным. На вкус да на цвет все книжки разные, как и люди, но если уж определился, то следуешь привычкам постоянно. Расскажу о своих любимых авторах и жанрах, предпочтениях, которые складывались годами. В чем никогда не ошибешься, так это в классиках. Двести лет назад творил Пушкин, и ведь нисколько не устарел, до сих пор читаем, повторяем строки, даже не задумываясь, откуда они всплыли, из какой памяти, своей или родительской. А Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Некрасов, Толстой, который Лев? Читаешь, потом перечитываешь, снова возвращаешься и постоянно восхищаешься. И не только русскую классику, трудно оторваться от Шекспира, Диккенса, Гюго, Джейн Остин, в XX веке появились Лондон, Драйзер, Ремарк, Голсуорси. Читателю моего возраста нельзя обойти вниманием советскую литературу.

Пожелания к содержанию книг разнообразны и необъяснимы. Почему нет какой-нибудь книги, которая всех людей может сделать счастливыми? Увы, каждому нужны свои, то, что один полюбит всем сердцем, другого оставит равнодушным. На вкус да на цвет все книжки разные, как и люди, но если уж определился, то следуешь привычкам постоянно. Расскажу о своих любимых авторах и жанрах, предпочтениях, которые складывались годами.

В чем никогда не ошибешься, так это в классиках. Двести лет назад творил Пушкин, и ведь нисколько не устарел, до сих пор читаем, повторяем строки, даже не задумываясь, откуда они всплыли, из какой памяти, своей или родительской. А Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Некрасов, Толстой, который Лев? Читаешь, потом перечитываешь, снова возвращаешься и постоянно восхищаешься. И не только русскую классику, трудно оторваться от Шекспира, Диккенса, Гюго, Джейн Остин, в XX веке появились Лондон, Драйзер, Ремарк, Голсуорси.

Читателю моего возраста нельзя обойти вниманием советскую литературу. Шолохов, Фадеев, Толстой, который Алексей Николаевич, писатели-фронтовики, писатели-деревенщики – всех перечислять не буду, многих уже зачислили в классики, и заслуженно.

Современная литература – это такая зыбкая почва, на которой сложно удержаться. Аннотации читать бесполезно, в них любую книгу превознесут до небес. Ориентироваться на отзывы тоже обманчиво, что другому хорошо, тебе может быть отвратно. Есть у меня любимые писатели, которых читаю постоянно и ни разу не разочаровалась: Алексей Иванов и Захар Прилепин. Жаль только, что новинки выходят нечасто, но это и к лучшему, каждую книгу не глотаешь, а смакуешь.

К некоторым авторам до того привыкаешь, что легче прочесть, чем отказаться. Вот Маринину читаю более 30 лет, последние книги не понравились, а выйдет следующая – все равно куплю. С Татьяной Устиновой такая же ситуация, единственное, что перестала читать серию «Дела судебные». Бушкова постоянно покупала, вот историю Англии пока не добила и кое-что из документалистики.

Есть у меня еще одна подсказка для вдумчивого читателя. В апреле все грамотеи пишут Тотальный диктант, причем автор – ежегодная загадка. Точно знаю одно – плохого не посоветуют. Благодаря Тотальному диктанту познакомилась с Евгением Водолазкиным, Гузелью Яхиной, Павлом Басинским, Андреем Геласимовым, Василием Авченко, Анной Матвеевой, Мариной Москвиной. В 2026 году автором стал Алексей Варламов, сейчас читаю, пока отторжения не вызывает.

Беспроигрышный выбор - книги о путешествиях и жизнеописания. Что для читателя любопытнее – вымышленная или реальная история? Прочла автобиографию Генриха Шлимана и поразилась тому, какие удивительные судьбы бывают у людей, захочешь такое придумать – фантазии не хватит. Рассказы о реальных путешествиях намного занимательнее любых приключений: реализм, мелкие бытовые подробности и детали захватывают крепче выдуманных авантюр. Книги Владимира Арсеньева столь же увлекательны как романы Фенимора Купера.

У каждого свои пристрастия, у меня есть любимая игра – шахматы. Если в книге есть что-то про шахматы и шахматистов – обязательно ее читаю, пусть даже шахматы упоминаются вскользь.

Самый тщательный выбор может обернуться разочарованием, и прочитанная книга не понравится. И это нормальный процесс, все индивидуально, что одному здорово, другому во вред.

А что не читается? Не люблю жестокостей (в отношении детей и женщин – вообще отталкивает) и кровавых подробностей, которыми грешат современные детективщики. Столь же неприемлем и популярный жанр yang adalt, но про пенсионеров (назовем это направление old adalt) с удовольствием читаю.

Перечень не претендует на полноту, ведь хороших книг так много, жаль, что время ограничено. На любую книгу найдется свой читатель, свои рекомендации никому не навязываю, выбираю как умею.