Найти в Дзене
ВОЕНВЕД

Заработать в СССР 3500 в месяц? Легко. Но есть нюансы

В семидесятые годы зарплаты в Советском Союзе были небольшими. Более-менее приятно можно было заработать на Севере, но климатические условия, тяжелый быт и невозможность потратить все деньги с пользой на месте сводили на нет все прелести получения такой получки. Северяне предпочитали копить, чтобы потом, по окончанию северной эпопеи купить квартиру в кооперативном доме на Большой земле или переехать на курортный Юг. Но некоторые советские люди умудрялись заработать намного больше. "На стратегии". Но, как говорится, есть нюансы. В 1978 году из Ирана удрал офицер КГБ Владимир Кузичкин, он же перевербованный шпион британской разведки МИ-6. Убежал он сначала в Турцию, потом в Великобританию. В Англии Кузичкин сдал всю сеть просоветских политиков и активистов в Иране. Список этих просоветских иранцев была предоставлен МИ-6 вместе с ЦРУ режиму аятоллы Хомейни, который большинство из них казнил (режим аятолл был враждебен Советскому Союзу и выращивался спецслужбами США и Великобритании). Ку

В семидесятые годы зарплаты в Советском Союзе были небольшими. Более-менее приятно можно было заработать на Севере, но климатические условия, тяжелый быт и невозможность потратить все деньги с пользой на месте сводили на нет все прелести получения такой получки. Северяне предпочитали копить, чтобы потом, по окончанию северной эпопеи купить квартиру в кооперативном доме на Большой земле или переехать на курортный Юг.

Но некоторые советские люди умудрялись заработать намного больше. "На стратегии". Но, как говорится, есть нюансы.

В 1978 году из Ирана удрал офицер КГБ Владимир Кузичкин, он же перевербованный шпион британской разведки МИ-6. Убежал он сначала в Турцию, потом в Великобританию. В Англии Кузичкин сдал всю сеть просоветских политиков и активистов в Иране. Список этих просоветских иранцев была предоставлен МИ-6 вместе с ЦРУ режиму аятоллы Хомейни, который большинство из них казнил (режим аятолл был враждебен Советскому Союзу и выращивался спецслужбами США и Великобритании).

Кузичкин был не первым и не последним, кто удрал за рубеж. По большому счёту в нём не было ничего примечательного. Но Кузичкин умудрился оставить после себя воспоминания о том, как промышляли в те времена сотрудники советских посольств.

-2

Вот выдержка из этих воспоминаний (описываемые события происходили в 1977 году:

"Перед самым отпуском тебя начинают осаждать «друзья», прося переправить коробочку в Москву. Это в основном сотрудники резидентуры и посольства, не имеющие дипломатических паспортов, а значит, подлежащие таможенному досмотру при пересечении границы. Что же переправляется с дипломатами? Какую такую контрабанду пытаются они скрыть от таможенных властей? Ответ простой - «стратегию». «Стратегия» на жаргоне советской колонии в Иране означала «стратегический товар иранского производства, от продажи которого в СССР можно было получить максимум прибыли".

Публицист Павел Пряников пишет по этому поводу:

"Самым "стратегическим" иранским товаром являлась синтетическая ткань, производимая иранской текстильной промышленностью. Ткань эта была всевозможных расцветок и очень дешёвой в Иране. Метр такой ткани на тегеранском базаре в переводе на советские деньги стоил всего один рубль. В Москве же в комиссионных магазинах за один метр этой ткани платили не меньше чем 35 рублей. А это в тридцать пять раз дороже закупа.
-3
Все советские работники иранского посольства покупали эту ткань не десятками, а сотнями метров прямо в штуках. Затем в служебных квартирах эти штуки разрезались и укладывались в коробки из-под виски и переправлялись в Советский Союз. Там эта ткань сдавалась родственниками в комиссионные магазины как минимум по 35 рублей за метр. В одну коробочку можно было затолкать метров 50 этой тончайшей ткани.
Переправка двух коробочек давала 3.500 рублей прибыли на вложенные 35 рублей. Коробки из-под виски переправлялись в Союз регулярно, не менее одного раза в месяц. И этой предпринимательской деятельностью занимались все работники советского посольства в Тегеране без исключения.
-4
Поэтому каждый отпускник с дипломатическим паспортом был нагружен поклажей как транспортный ослик, и на две трети эта поклажа состояла из чужих коробок со "стратегией". Но отпускник не роптал, такие перевозки проходили не бесплатно и ему тоже перепадала небольшая доля с каждой коробки со "стратегией". Впрочем, несравнимая с прибылью, которую получали отправители.
Ведь регулярно переправляя иранскую ткань в СССР, они через год могли уже позволить купить себе дачу или кооперативную квартиру. И самое главное, в Москве эта ткань продавалась совершенно легально без спекулянтов в государственных комиссионных магазинах. А значит, никаких проблем с ОБХСС и прочими надзорными органами не было. Исчезала эта ткань с прилавков магазинов стремительно, не залёживалась, принося таким образом прибыль уже магазину. Всем был выгоден такой "бизнес".
-5
Бизнес этот был не уникальным и им "грешили" сотрудники всех советских посольств по всему миру. В каждой стране имелась "своя" "стратегия", таким образом на полки комиссионок попадали дефицитные товары, а модницы Москвы и Ленинграда были всегда обеспечены элегантной и яркой одеждой. Советскому дипломатическому корпусу за это стоит сказать отдельное спасибо".