(Панацейка. «ХиЖ» 2025 №12)
Жил некогда в Нидерландах ботаник, профессор Гронингенского университета Абрахам Мантинг (1626–1683). И он очень интересовался омелой европейской, или белой, Viscum album, которую считал панацеей (слово viscum некогда означало «способный излечить любую болезнь»). Мантинг называл омелу «любопытным растением», потому что «оно растет не в воде или на земле, как другие растения, а в воздухе, на ветвях дубов, яблонь и груш... У него нет корней, но оно так надежно закреплено, что его редко может сдвинуть с места сильный ветер».
С растением, которое живет высоко на деревьях, работать неудобно, и ученый неоднократно пытался прорастить семена омелы в земле, однако успеха не добился. Омела растет только на ветвях.
V. album — полупаразит. Ее листья содержат хлорофилл, она фотосинтезирует, но значительную часть питательных веществ забирает у хозяина. Когда в начале весны перелетные птицы возвращаются на север, они склевывают ягоды омелы, и семена, пройдя через птичий кишечник, прилипают к ветвям, где и прорастают. Из прорастающего семени развивается гаустория — вырост, проникающий в ткани дерева. Через этот вырост омела получает питательные вещества и влагу. Митохондрии омелы утратили некоторые гены, необходимые для дыхания, поэтому самостоятельно она существовать не может. Более того, омела иногда паразитирует на другой омеле, растущей на дереве-хозяине.
Омела выдерживает европейские зимы, но предпочитает мягкий климат. В России встречается на юге и юго-западе Европейской части страны, в Крыму и на Кавказе. Из Европы V. album завезли в Северную Америку, Ирландию и Северо-Западную Африку. Помимо омелы белой известно еще около 70 видов, растущих преимущественно в тропиках и субтропиках Африки и Австралии. Их даже объединили в отдельное семейство Омеловые (Viscaceae). Нам, однако, ближе наша, европейская.
Известно более 30 видов деревьев, на которых растет омела. В основном это лиственные породы (яблоня, липа, боярышник, дуб и тополь), но есть подвид V. album ssp. abietis, растущий на пихтах, и V. album ssp. laxum, паразитирующий на соснах и елях.
Мантинг не первый, кто считал белую омелу целебным растением. Ее медицинская история насчитывает не менее двух тысяч лет. Еще Гиппократ (460–370 до н.э.) рекомендовал омелу для лечения заболеваний селезенки и недугов, связанных с внутренними кровотечениями. Кельтские друиды считали, что омела, собранная на дубе, дарует плодовитость и защищает от всех ядов, а дуб, на котором она выросла, священен.
По сообщениям Плиния Старшего (23–79 н.э.), друиды срезали омелу золотым серпом, а сбор сопровождался жертвоприношениями. Римляне не верили в целебные свойства омелы, как и во всё, пришедшее от «варваров», однако же ассоциировали ее с миром и любовью и вешали над дверными проемами для защиты дома и в качестве украшения во время декабрьских Сатурналий. От них, видимо, и пошла британская традиция целоваться на Рождество под омелой.
После исчезновения культуры друидов большинство европейцев воспринимало омелу исключительно как ядовитое растение, а ее ягоды действительно ядовиты. Однако знающие люди об омеле не забывали. О ней писал в своем трактате «О лекарственных веществах» Диоскорид, живший в I веке н.э. Ибн-Сина (ок. 980–1037) применял омелу при застарелых язвах, злокачественных ранах, заболеваниях суставов и уплотнении селезенки, а также при крапивнице. Хильдегарда фон Бинген (1098–1179) — немецкая монахиня и автор трудов по естествознанию и медицине — считала омелу полезной при лечении заболеваний селезенки и печени. Парацельс (1439–1541) описывал ее преимущества при лечении эпилепсии. Более того, омелу постоянно применяли в народной медицине всех частей света, где встречаются растения рода Viscum.
Тем не менее в учебниках ботаники и фармакогнозии омелу описывали как опасное, ядовитое растение, и к концу XIX века европейская официальная медицина окончательно ее отвергла.
Ситуация изменилась в 1920 году, когда австрийский философ и мистик Рудольф Штайнер (1861–1925) предположил, что V. album может излечивать рак. Он исходил из того факта, что омела, будучи паразитом, постепенно убивает своего хозяина, то есть, по мнению Штайнера, ведет себя аналогично злокачественной опухоли. На самом деле при благоприятных условиях и достаточном количестве воды омела и ее дерево могут неплохо сосуществовать, так что аналогия так себе. Тем не менее Штайнер представил экстракт омелы как лекарство от рака.
После этого медики, особенно в странах Центральной Европы, стали исследовать лекарственные свойства омелы, и в последние годы количество посвященных ей публикаций стремительно растет. В большинстве своем они касаются применения омелы в онкологии.
По данным десятков клинических наблюдений, экстракты омелы и отдельные ее компоненты улучшают качество жизни пациентов — уменьшают усталость, боль, тошноту и диарею, улучшают сон и аппетит. Срок жизни больных, принимающих омелу вместе с лекарствами, несколько дольше по сравнению с одной лишь химиотерапией. Исследователи отмечают улучшение состояния страдающих раком молочной железы, яичников, эндометрия и шейки матки; злокачественными опухолями поджелудочной железы и желудочно-кишечного тракта, гортани, легких и мочевого пузыря. Описан случай излечения от плоскоклеточного рака кожи.
Эффекты омелы зависят от стадии болезни и реакции пациентов. В некоторых странах экстракты омелы и отдельные ее компоненты официально одобрены для лечения онкологических заболеваний, хотя медики рассматривают их преимущественно как паллиативные, а не терапевтические средства.
Исследователи обнаружили в экстрактах омелы значительное количество соединений, обычных для цветковых растений: терпеноиды, гликозиды различных типов, разнообразные фенольные соединения. Более 250 соединений, присутствующих в листьях, побегах и ягодах омелы, уже используют в современной медицине. Но есть в омеле и специфические молекулы — висколектины и вискотоксины. Вискотоксины — низкомолекулярные белки, состоящие из 46 аминокислот и прошитые 3–4 дисульфидными мостиками.
Существует несколько типов вискотоксинов, они, как и висколектины, обладают цитотоксическим действием, причем самым активным считают вискотоксин А3. Содержание и состав вискотоксинов зависят от растения-хозяина. В омеле, выросшей на пихте, вискотоксина А3 больше, чем в растениях, паразитирующих на яблоне, дубе, лиственнице, сосне и вязе.
Противоопухолевое действие вызвано не только цитотоксическим действием вискотоксинов и висколектинов, но и противовоспалительными свойствами препаратов омелы. Они, например, подавляют синтез фермента циклооксигеназы-2, который вырабатывается при воспалении. Подавление активности циклооксигеназ ослабляет симптомы воспаления и боль, именно так действуют аспирин и ибупрофен.
Многие исследователи связывают противовоспалительную активность с антиоксидантной. За нее отвественны фенольные соединения, в частности флавоноиды. Флавоноидов больше всего у омелы, выросшей на дубе и яблоне. Также фенольные соединения расслабляют сосуды, что способствует снижению давления. Традиционная медицина использует экстракты омелы для лечения гипертонии, и этот эффект подтверждают современные исследования на животных.
Экстракты омелы усиливают гуморальный и клеточный иммунный ответ в том числе у онкологических больных. Сочетание всех этих качеств помогает пациентам со злокачественными опухолями.
А еще омелой лечат сахарный диабет, ее экстракты снижают уровень глюкозы в сыворотке и повышают уровень инсулина, что подтверждают опыты на кроликах и крысах.
Сейчас омела снова в обойме официальной медицины. В российских справочниках лекарственных растений отвар и настой растения рекомендуют как средства, снижающие давление, останавливающие внутренние кровотечения, противовоспалительные, успокаивающие и общеукрепляющие. Их назначают как вяжущее, ранозаживляющее, противосудорожное и успокаивающее средство. Настой используют наружно при подагре, ревматизме, кожных заболеваниях.
При повышенном давлении, головной боли и эпилепсии советуют использовать омелу, паразитирующую на березе, а при сердечно-сосудистых и нервных заболеваниях, туберкулезе легких, астме и ревматизме — омелу с граба, дуба и сосны. В аптеках продаются измельченные побеги, но, где они собраны, на упаковках не указано. Существуют также лекарственные препараты на основе омелы белой.
Расхваливая омелу, медики предостерегают от ее самостоятельного употребления. Всё растение ядовито, и листья, и ягоды, их передозировка вызывает разные неприятные последствия: от сердцебиения, желудочно-кишечных расстройств и высокого давления до судорог и даже комы. У некоторых людей омела вызывает аллергические реакции разной степени тяжести. Что касается пациентов, принимавших омелу под медицинским контролем, они в большинстве своем лечение переносят хорошо.
Лекарственное сырье (листья или молодые побеги омелы) собирают в ноябре-декабре, когда уже поспели ягоды. А листья, собранные весной, до цветения, с омелы, выросшей на дубах, в Хорватии используют для приготовления бренди «Биска». Напиток имеет цвет от оливкового до коньячного, а в его аромате преобладают ноты дикого абрикоса, сухого миндаля и карамели с апельсиновой цедрой. Так сказано в описании, сама не пробовала.
А что же ягоды? Казалось, никому, кроме птиц, они не интересны, однако и им недавно нашлось применение. Мякоть этих ягод содержит много гемицеллюлоз и очень липкая. Она обволакивает семена омелы, благодаря чему они прочно приклеиваются к коре дерева. Эта липкая субстанция называется висцином, а омела из-за нее получила название «птичий клей». Одна ягода диаметром около сантиметра может образовывать до двух метров клейкой висциновой нити.
Недавно специалисты Института коллоидов и интерфейсов Общества Макса Планка (Германия) и Университета Макгилла (Канада) обнаружили, что висцин приклеивается также к металлам, пластику, стеклу, хрящам и коже. Элементы, соединенные засохшим висцином, трудно оторвать друг от друга, однако при высокой влажности они легко разъединяются. Если поверхность, покрытую высохшим висцином, увлажнить, она восстанавливает клейкость.
Так что клей из висцина получается многоразовый, а склеивание полностью обратимо. Более того, висцин во влажном состоянии растягивается в тонкие пленки или собирается в трехмерные структуры. Исследователи полагают, что эта субстанция может найти применение в косметике и биомедицине в качестве клея и герметика для ран. И тогда омела будет нам полезна любой своей частью во всякое время года.
Н. Ручкина
Остальные статьи из этой рубрики вы можете найти в подборке «Панацейка»
Купить номер или оформить подписку на «Химию и жизнь»: https://hij.ru/kiosk2024/
Благодарим за ваши «лайки», комментарии и подписку на наш канал
– Редакция «Химии и жизни»