(Современное положение и насущные потребности «ичежного» промысла в Казани).
Продолжение.
Начало в публикации от 08.12.2025
Всех мастериц, занимающихся шитьём ичегов, как уже было сказано, насчитывается до 2000. Все они рассеяны по окрестным слобода г. Казани, а именно: в слободах – Суконной, Николаевской, Адмиралтейской, Ягодной, в двух Игумновых, Кижицкой, Козьей, Гривке, Пороховом заводе и в некоторых пригородных деревнях. Кижицкие подрядчики – Федоров и Западнова – насчитывают у себя до 200 мастериц. Ишметьев, как уже было сказано, имеет их до 800. В Суконной слободе подрядчица – Фекла Иванова имеет их до 100. В Суконной слободе шьют исключительно дорогой товар, шелками и золотом, – работа самая утомительная и вредная для зрения. Поэтому, Фекла Ивановна не столь много наживает против других подрядчиков.
Азиатская обувь делается в Казани следующих сортов:
Из этой таблицы не трудно видеть, сколько какого сорта пар, в сложности, сшивается в неделю опытной мастерицей.
Надо иметь в виду, что сидят за работой большинство их от 15 и более часов в сутки, – в зимние время – в душных и тесных помещениях, летом же стараются работать на улице, на дворах, словом – на чистом воздухе.
Пищей питаются весьма скудной. У многих мастериц, по нашим личным наблюдениям, она состоит, буквально, из одного черного хлеба; приварка не полагается никакого, разве грибы да картофель, а о мясе – и помину нет; его едят в продолжение года разве только на 5–6 праздничных дней. Молоко употребляют только те, у которых имеется корова, – но и в этом случае стараются по возможности все продать в городе, не оставляя про себя. Беднота, скудность и недостатки – страшные. Несомненно, что злосчастные мастерицы не сидят сложа руки, не барствуют, а прибыли – очень мало. Все это потому, что тяжёлый труд их более всего идет на пользу паразитов-подрядчиц и подрядчиков.
Возьмём, для примера, семейство, состоящее из четырёх человек: матери, одной взрослой дочери, одного сына 8 лет и другой дочери 9 лет. Расход в неделю на содержание такой семьи будет состоять в следующих приблизительно статьях.
- Квартира……………….. 25 к.
- Дрова и освещение……. 40 к.
- Пища…………………… 1 р. 20 к.
- Чай и сахар…….............. 60 к.
- На платье и обувь……... 2 р.
- _____________________ 4 р. 45 к.
Мать и взрослая дочь сошьют в неделю самого распространенного и самого выгодного сорта ичег – ташкентских – по 15 пар, и заработают на них 3 руб. Маленькая девочка сошьет в неделю 5 пар, на которых заработает – 50 коп. всего в неделю заработка окажется 3 р. 50 к.; расхода в неделю 4 р. 45 к. Следовательно, не только не остается прибыли, но оказывается еще 95 коп. еженедельного дефицита, который, по возможности, и покрывается урезыванием и сокращением расходов на платье и обуви, а более всего – на пище. Когда же для покрытия дефицита оказывается не достаточным и этих источников экономии, тогда прибегают к займу под залог каких-нибудь вещей, причем в роли заимодавцев нередко являются те же гуртовщики.
Таково положение этих несчастных казанских тружениц, которые не нашли еще себе такой исследовательницы женского труда, какою является известная г-жа Давыдова в области кружевного промысла. А не мешало бы собрать основательные статистические данные об этом, чисто местном виде промышленности и подать несчастным труженицам руку помощи. Две тысячи казанских женщин и девушек находятся в тяжелой кабале у своих подрядчиков и подрядчиц, – и ждут, чтобы благодетельная рука вырвала их из этих эксплуататорских рук. Здесь – широкое и плодотворное поприще для частной филантропии, почин которой могли бы взять на себя казанские дамы – благотворительницы.
Путь, которым можно прийти к этой цели, очевиден. Нужно организовать мастериц в самостоятельные артели, по местам их жительства, – например: артель Ягодинская, Суконная, Козья, Кижицкая, Пороховская и т.д., – причём каждая артель должна выбрать своих старост. На попечении последних должны лежать следующие задачи: прием от торговцев выкроенного товара, раздача его членам артелей, наблюдение за доброкачественностью работы и производство расчётов с хозяевами. На первое время необходимо уговорить и торговцев, чтобы они согласились оказывать артелям свое доверие. А что мастерицы это доверие оправдают, в подтверждение этого мы можем сослаться на хорошо нами известный и весьма знаменательный факт, что еще не было примера утайки и растраты врученного гуртовщиком мастериц товара, несмотря на то, что при выдаче товара на руки не берется никаких расписок и нет ни расчетных листов, ни расчетных книжек. Несмотря на все это, споров, доходящих до судебного разбирательства – в истории ичежного дела не было и нет.
Таково неприглядное современное положение ичежного промысла в Казани, который ждет своей постановки на рациональных началах, зиждущихся на свободном труде и отсутствии эксплуататорских уз, которые давят и глушат эту важную отрасль местной промышленности; между тем, при иной постановке дела, ей можно было бы предсказать блестящую будущность.
М.А. Рылов
Конспект статьи подготовлен Л.Н.Дониной.
Примечание: словообороты, орфография и пунктуация и сохранены.