Сегодня в юбилейной рубрике мы представляем публикацию из тольяттинской газеты «Презент» (номер от 19 апреля 1996 г.), посвященную одному из ключевых этапов в истории развития ТАУ. В середине 1990-х годов у Академии сменился учредитель. Изменилась и идеология, и философия. Как отметил президент Игорь Богданов, ТАУ из закрытого образовательного учреждения превратилась в «учебное заведение, представляющее свою деятельность во всех структурах и органах образования». При этом Академия сохраняла статус локальной образовательной системы, ориентированной на апробацию и внедрение новых образовательных технологий.
Академия открытым текстом
До недавнего времени Международная Академия бизнеса и банковского дела представлялась многим в городе неким хутором за его околицей. И хотя информации о деятельности этого крупного негосударственного учреждения в прессе хватало, многие горожане предпочитали строить свои версии относительно происходящего там. Лично я слышал не менее десятка вариантов, один другого сказочнее. Например, по поводу предполагаемого, а кем-то, возможно, и ожидаемого «краха» Академии в связи с проблемами АВТОВАЗБАНКА.
Впрочем, сегодня все миражи тают быстрее нынешнего снега. В конце марта «снежный покров» вокруг Академии сошел на нет. И для этого потребовалось всего три жарких дня. 18 марта состоялась традиционная встреча президента Академии со студентами. 27-го в Банк-колледже и университете, как говорится, при огромном стечении народа, прошел день открытых дверей. Наконец 28 марта мэр Сергей Жилкин, посетив «Алые паруса», высказал свою точку зрения на место и роль Академии в городской образовательной инфраструктуре. Можно сказать, хозяйскую точку зрения, поскольку основным учредителем бывшей гордости АВТОВАЗБАНКА отныне является муниципалитет.
Пример социальной конверсии
По информации мэра, промышленно-коммерческий АВТОВАЗБАНК намерен переуступить муниципалитету Тольятти свое право по управлению Академией. У городских властей это уже не первый опыт «социальной конверсии» негосударственного учебного заведения: таким же образом город выкупил гимназию Ладабанка.
По словам С. Жилкина, это превращение – вполне продуманный шаг. И дело не столько в прекрасной материальной базе Академии (по сути, головной боли для любого градоначальника) – дело прежде всего в ее команде.
— И в гимназии Ладабанка, и здесь собрались удивительные, на мой взгляд, люди – на Руси их называли подвижниками. Академии за шесть лет удалось собрать целый коллектив подвижников, которые своим делом считают обучение детей. И в этом смысле – никакого героизма со стороны местных властей: просто мы не можем допустить, чтобы это все было разрушено.
Переход Академии под «муниципальную крышу» предполагает не только финансирование из городского бюджета по нормативам, обычным для школ и детских учреждений города. Речь в данном случае идет и о «политической» защите со стороны городских властей.
— То, что вы лакомый кусочек для очень многих, – это факт. Учреждение вы совершенно необычное и по содержанию, и по форме, и это раздражает многих, – заметил г-н Жилкин на встрече с профессорско-преподавательским составом. – Отношения с городским комитетом образования, я думаю, у вас технологически выстроятся. У чиновников обязанность и жажда постоянно проверять все, что можно проверить, в первую очередь, обеспечение государственного стандарта образования. Но вас многие проверяли, поэтому я не думаю, что для вас это большая проблема.
Что касается кадровых перестановок, которые обычны в таких случаях, – Академии они не грозят. По мнению мэра, лучшего президента, чем И. Богданов, просто нет.
АВТОВАЗБАНК дело сделал...
«Кроме слов признательности банку, у руководства Академии ничего нет и быть не может», – не раз говорил Игорь Богданов. В Тольятти хорошо известно, что за шесть лет банк вложил в развитие Банк-колледжа, а затем Академии огромные инвестиции. Создана мощная интеллектуальная и техническая база, позволяющая двигаться дальше без больших дополнительных вложений – ведь капитальные уже сделаны.
Многие до сих пор полагают, что АВТОВАЗБАНК и Академия – единое целое и существование Академии без банка немыслимо. На самом деле все иначе. По словам г-на Богданова, еще с момента зарождения Академии ее руководство прекрасно понимало, что банк и образовательное учреждение – вовсе не одно и то же: они должны иметь разные цели, жить по разным законам и развиваться каждый по своей стратегической линии. Разумеется, при этом не исключались совместные проекты в интересах обоих партнеров.
Осенью прошлого года банк «не в шутку занемог». «Утрата» оказалась ощутимой для Академии, но не настолько, чтобы сложить руки. Уже пять месяцев она работает самостоятельно, но учебный и прочие процессы здесь идут как обычно. И, в отличие от многих других негосударственных школ, вовсе не собирается сворачивать свою деятельность. Скорее, наоборот. По словам г-на Богданова, ни одно из учебных подразделении Академии: ни детский сад, ни начальную или среднюю школу, ни Центр подготовки, ни университет, не говоря уже о Банк-колледже, закрывать никто не собирается. Ведь основная идея и преимущество этого учебного заведения – именно работа в системе непрерывного образования, отработка технологий, позволяющих обеспечить переход учащихся с одного уровня на другой.
Более того, Академия планирует в следующем году увеличить прием. День открытых дверей показал, насколько велик интерес и к колледжу, и ко всем факультетам: права, наук и искусств, иностранных языков, управления и финансов...
Кстати, последний еще год назад назывался иначе – «банковского дела и финансов».
Сегодня же он не замыкается исключительно на банках: претерпев реорганизацию, факультет может выпускать управленцев и организаторов для работы как в банковско- финансовой среде, так и в любой другой организации города, которая нуждается в их помощи и квалификации. Одной из важнейших черт Академии президент считает ее мобильность, возможность расширять спектр специальностей:
— Уже сегодня, например, нужно открывать специальность «Менеджмент». В отличие от государственных вузов, мы можем делать это быстрее, так как у нас более гибкая система – ведь мы работаем как проектно-программная организация, которая может в любое время сгруппироваться и проделать очень интенсивную работу.
При этом гарантируется сохранение существующих специальностей: тех, кто поступил, Академия обязуется довести до диплома. Причем полноценного, по статусу равного государственному. За диплом Академии президент спокоен, и уже время покажет, обладатель какого диплома – государственного или негосударственного – «более матери-истории ценен».
Новая философия
Сам факт дня открытых дверей в Академии для многих был просто неожиданным. Комментарий Богданова:
— Вообще, наша идеология и философия в последнее время меняется: из закрытого учебного заведения, каковым мы оставались на протяжении пяти лет, мы становимся учебным заведением, представляющим свою деятельность во всех структурах и органах образования. Прежняя закрытость связана с тем, что в течение этих лет мы формировались как коллектив, как учебное заведение. Ставилась задача, чтобы никто не помешал его становлению. И одной из моих функций было выстроить здесь невидимый забор, чтобы создать необходимые условия для выращивания в этих стенах коллектива, соответствующих программ, по которым мы работаем, наших изобретений, ноу-хау. Сейчас другая ситуация. Мы достаточно окрепли, сформировались, получили определенную репутацию, сделали много хороших наработок, у нас есть результаты, и мы можем уже делиться этими результатами со всеми, кого они интересуют. Поэтому идеология открытости будет присутствовать во всей нашей деятельности.
При этом Академия еще долго будет оставаться локальной образовательной системой – заведением, ориентированным на эксперимент, апробирование новых образовательных технологий. Не изменится и основное требование при отборе студентов – лучшие из лучших. Только теперь уже в условиях открытого конкурсного набора в городе, а не только из своих, доморощенных. На равных.
Будущее через образование
По словам президента, своих планов и целей Академия менять не собирается. Богданов считает подобные экстремальные ситуации стимулом для прорывов и хороших управленческих решений, а финансовые проблемы, возникшие после «развода» с банком, – явлением временным.
Идеология открытости касается и бюджета Академии. Как в любом бюджете, здесь две основные статьи: «простое воспроизводство» и «фонд развития». Понятно, что первая обойдется гораздо дешевле, но без второй Академия просто-напросто теряет смысл.
За пять месяцев свободного плавания команде Богданова удалось привлечь новые источники ресурсов. Муниципальный – лишь один из них: денег из городского бюджета хватает только на 10 процентов минимальных затрат. Примерно столько же дает проектная и исследовательская деятельность. Разумеется, помогают спонсоры – те, для кого поддержка образования является нормой жизни. Среди них ВАЗ-Интер-Сервис, Феникс-С, Международный благотворительный фонд РАN ЕURUS. По словам Игоря Богданова, этот фонд включил Академию в программы своего развития.
Есть еще один источник: плата за обучение. Но выручка от нее невелика – 15-20 процентов бюджета Академии. Учитывая, что до 80 процентов учащихся относятся к семьям со средним и малым достатком, большинство которых уже несколько месяцев сидят без зарплаты, индексация платы отменена до 1 сентября. А отчислять за неуплату и «выкручивать руки» родителям здесь не принято: при этом можно потерять лучших студентов, но для того ли затевалась Академия?
В общем, поиск ресурсов на развитие продолжается, и ни Богданов, ни Жилкин не сомневаются, что рано или поздно все получится. Ведь где-где, а в этом случае цель оправдывает средства: у города прибавится собственных «мозгов». А посему название благотворительного фонда, созданного когда-то Академией для поддержки себе подобных, вовсе не случайно: «БУДУЩЕЕ через ОБРАЗОВАНИЕ» – лаконичнее не скажешь.
Александр Миров
«Презент». - 1996. - 19 апреля.