15 января свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Следственного комитета Российской Федерации. В 2026 году эта дата для них юбилейная: ровно 15 лет назад, в 2011 году, Следственный комитет стал самостоятельным ведомством, выйдя из состава прокуратуры Российской Федерации, в недрах которой он существовал с 2007 года. С момента своего создания новое ведомство ставило перед собой самые амбициозные задачи: борьба с наиболее опасными преступлениями против личности, государства и общественной безопасности, противодействие коррупционным проявлениям, экономической и налоговой преступности, защита несовершеннолетних от тяжких и особо тяжких криминальных деяний. Для того, чтобы оперативно и качественно выполнять эти задачи были сформированы не только территориальные следственные отделы, но и специализированные подразделения на уровне аппаратов региональных следственных управлений. Именно так в 2012 году в структуре СУ СК России по Свердловской области появился второй отдел по расследованию особо важных дел. О том, чем занимаются сотрудники этого отдела, в преддверии профессионального праздника мы побеседовали с его руководителем — полковником юстиции Алексеем Александровичем Шмаковым.
— Вы уже много лет трудитесь в следствии. С чего начинался Ваш профессиональный путь и как в дальнейшем он складывался?
— В следствии я с самого начала своей служебной деятельности. Перед глазами у меня всегда был пример отца — Александра Николаевича Шмакова, который всю жизнь работал следователем, прокурором-криминалистом, а на завершающем этапе карьеры — заместителем прокурора. Я не видел другого пути, кроме как продолжить «тянуть эту лямку». Изначально был настроен на следственную работу. Поэтому после четвертого курса института прокуратуры устроился в прокуратуру Кировского района Екатеринбурга на должность следователя. Там проработал около трех лет, после чего меня включили в следственно-оперативную группу отдела по расследованию особо важных дел и забрали в аппарат тогда еще прокуратуры Свердловской области. В этой группе я работал еще около года. Видимо, оценив мою работоспособность и неподдельный интерес к следственной работе, руководство отдела предложило перейти трудиться на полноценную ставку следователя по особо важным делам. Я согласился. С тех пор я работаю в структуре аппарате.
— Когда в Вашей службе появился второй отдел по расследованию особо важных дел?
— Это произошло, когда СК России стал уже самостоятельным ведомством. Отдел был создан в апреле 2012 года, тогда же руководством следственного управления мне было предложено возглавить его. Отдел был организован как подразделение, специализирующееся на расследовании преступлений коррупционной направленности, преступлений против органов госвласти и в сфере экономики. Штат отдела не изменялся, как изначально он был создан под 10 штатных единиц, куда входил руководитель, заместитель и 8 следователей, так и по настоящее время в этой же штатной парадигме отдел существует. В плане личного состава подразделение за минувшие годы, конечно, претерпело изменения. Очень много людей перешли на другую работу. Кто-то «вырос» и ушел на вышестоящую должность в центральный аппарат Следственного комитета. Кто-то ушел на вышестоящую должность, в том числе руководящую, в другие субъекты России. Кто-то решил продолжить свою деятельность в качестве судьи. Есть люди, которые доработали до права выхода на пенсию и сейчас трудятся в сфере, не связанной с правоохраной. Ну и по большому счету, каждым из следователей, с кем доводилось трудиться, я продолжаю гордиться. Никто из них не запятнал своего имени, не сделал неверный шаг, не подвел меня как руководителя. Всех их вспоминаю с чувством глубокого уважения.
— Поскольку Ваш отдел существует уже не первый год, наверняка можно сделать вывод о динамике коррупционной, экономической преступности в нашем регионе. Растет или уменьшается количество таких преступлений? И с чем это, по вашему мнению, может быть связано?
— Это одновременно интересный и в то же время сложный вопрос. Если мы говорим про коррупцию, то лично я с учетом опыта следственной работы сделал вывод: коррупция, как явление, неискоренима в обществе. И до тех пор, пока существует человек, такие понятия, как кумовство, коррупция, взяточничество, будут оставаться. Потому что человеку свойственно искать там, где полегче, там, где повыгоднее, свойственно так или иначе продвигать свои интересы. В некоторых странах это называется лоббизм и вообще выведено на законодательный уровень, ничего зазорного в этом не видят. Наше же государство оценивает такие явления именно как коррупционные преступления. Другой вопрос, что темпы борьбы и эффективности правоохранительных органов с коррупционными и экономическими преступлениями, напрямую влияют на их рост и выявляемость в конкретном регионе. Я не могу сказать, что уголовных дел коррупционной или экономической направленности стало меньше. Но могу с уверенностью констатировать, что, например, в некоторых сферах, в которых мы раньше достаточно много выявляли преступлений, связанных со взяточничеством, подкупом или иными должностными преступлениями, противоправных деяний стало меньше. И отчасти это потому, что, наверное, какое-то осознание правильности жизни дошло до руководящих лиц в этих сферах и до тех людей, которые пришли на смену тем, которые были изобличены и осуждены за коррупционные преступления. Например, среди сотрудников полиции сейчас сократился уровень коррупционных преступлений. Это могу достоверно отметить. С другой стороны, все мы живем в очень непростое время. И на данный момент, с учетом развития сети Интернет, с учетом доступности информации, с учетом значительного сокращения проблем в общении между людьми, которые находятся на удаленных расстояниях друг от друга, очень большое развитие получили разные мошеннические схемы. И это, конечно, бич современного общества. Таких преступлений стало много, они хотя и выявляются, но, к сожалению, число лиц, желающих обмануть своего партнера, своего ближнего, не уменьшается. Поэтому, наверное, экономическая преступность остается на одном уровне, а мы можем лишь делать свою работу качественно, хорошо и реагировать должным образом на каждое вновь выявленное преступление.
— Хотя итоги деятельности в 2025 году еще окончательно не подведены, может быть уже можно сказать, сколько уголовных дел за это время расследовано следователями отдела, в отношении скольких фигурантов и каковы наиболее часто встречающиеся статьи УК РФ, которые инкриминируются обвиняемым?
— По состоянию на 11 месяцев 2025 года отделом закончено 35 уголовных дел. Это уголовные дела о даче и получении взяток, о мошенничестве, совершенном организованными группами. Огромный пласт составляют преступления налоговые, потому что в последнее время коммерсанты все чаще, пытаясь снизить нагрузку на бизнес, ищут способы оптимизировать свои расходы и почему-то ничего лучшего не придумывают, как сделать это за счет налогов, которые они должны платить государству. Такие граждане заблуждаются, считая, что к этим преступлениям правоохранительные органы относятся невнимательно, либо налоговые службы не смогут выявить все их хитрые схемы. На самом деле это не так, и категория уголовных дел именно по делам о неуплате налогов, составляет чуть ли не 50% от того объема, который находился в производстве у следователей нашего отдела в 2025 году. И именно для того, чтобы уделять борьбе с налоговыми преступлениями ещё больше внимания, в конце декабря 2025 года в структуре следственного управления СК России по Свердловской области был образован ещё один отдел по расследованию особо важных дел, который отныне будет заниматься только делами о преступлениях в налоговой сфере. Возглавил это подразделение, к слову сказать, один из сотрудников моего отдела. Если говорить о количестве фигурантов по уголовным делам, которые были нами окончены производством, то за 11 месяцев в судебные инстанции были направлены дела в отношении 42 обвиняемых. Что касается категории лиц, которые были подвергнуты уголовному преследованию, то это адвокаты, сотрудники правоохранительных органов, региональный министр, заместители министра, другие чиновники… Например, в 2025 году завершено расследование дела в отношении бывшего министра энергетики и ЖКХ Свердловской области и практически всех его заместителей. Также было два уголовных дела, фигурантами которых стали должностные лица органов власти субъекта. Достаточно большая категория привлекаемых к ответственности лиц, как уже говорил, это предприниматели, которые совершают различные экономические преступления.
— Ведется ли Вами работа по возмещению ущерба, причинённого преступными посягательствами?
-Можно сказать, что возмещение ущерба сейчас является, наверное, одним из приоритетных направлений. При расследовании уголовного дела следователи должны не только доказывать вину лиц, но и осуществлять поиск имущества, добытого преступным путем, искать имущество, которое приобретено на денежные средства, полученные от преступной деятельности, и, в принципе, искать имущество, за счет которого причиненный преступлением ущерб может быть возмещен. Следователи с этой задачей, на мой взгляд, успешно справляются. Сумма возмещенного ущерба превышает причиненный ущерб на сотни миллионов рублей. И это только по делам, которые закончили следователи нашего отдела. У нас есть примеры, когда благодаря усилиям следователя удалось погасить недоимку по налогам, которая превышала 1 миллиард рублей. Это заслуга именно следователей, их кропотливого труда по сбору доказательной базы, которая не оставляет виновным иного выбора, кроме как возместить причиненный ущерб.
— Если фигуранты по находящимся у Вас в производстве уголовным делам, что называется, юридически, экономически, политически подкованы, то не оказывается ли ими какого-либо противодействия проводимым следственным мероприятиям? И в чем это может выражаться?
— Вообще, очень сложно бороться с государством любому человеку, вне зависимости от имеющегося у него статуса. Это, по-моему, борьба с ветряными мельницами, потому что следователь обладает огромным объемом полномочий, начиная от возможности задержать предполагаемого фигуранта и избрать ему, обратившись в суд, меру пресечения в виде заключения под стражу, до возможности процессуального изъятия каких-то предметов, документов, имеющих значение для дела, проведения обысков и так далее. Как правило, следователь расследует уголовное дело не один. Ему помогают различные оперативные службы, и успеха добиваются именно те следователи, которые сумеют вокруг себя сплотить не одну службу, а несколько служб, и они тогда действуют как единый мощный кулак. И какой бы политический, либо экономический вес фигурант не имел в своей среде, ему просто не устоять против этого напора и тех законных возможностей, которыми обладает следователь. Конечно, в качестве противодействия можно нанять 10 адвокатов, причем дорогих, юридически подкованных, но закон один для всех. Он написан достаточно понятным для юриста языком. Какой бы дорогой адвокат ни был, максимум, что он может сделать, это либо попытаться найти какие-то огрехи в работе следователя, либо вынудить следователя совершить процессуальную ошибку и тем самым исключить доказательства из списка. Либо защитник может попробовать создать своему подзащитному какое-нибудь алиби, либо логически объяснить причины поступков своего доверителя. Но если это связано с совершением адвокатом таких преступлений, как подкуп свидетелей, это одна ситуация. Такие вещи достаточно легко выявляются. А если это просто линия защиты адвоката, которая достаточно грамотно выстроена, то следователь на то и следователь, чтобы предвидеть эти возможности и заранее продумать, каким образом подследственный может защищать себя и каким образом эту защиту можно «разбить», какой объем доказательств для этого будет нужен. Поэтому, еще раз говорю, какое-либо сильное противодействие следствию вряд ли целесообразно оказывать. Это скорее сказки, которые придуманы в многочисленных сериалах нашего времени. Вот что действительно порой мешает при расследовании, так это излишний общественный резонанс и попытка журналистов осветить в СМИ ход расследования уголовного дела, когда само расследование еще продолжается. Потому что в данном случае журналист, разглашая какие-то данные предварительного расследования, фактически показывает, открывает карты следователя лицу, виновному в совершении преступления, и следователь теряет эффект неожиданности. А фигурант уголовного дела либо его адвокаты, либо его подельники получают возможность скрыть следы содеянного, зная, куда движется следствие. Поэтому я глубоко убеждён, что расследование уголовных дел любит тишину. Не всегда ажиотаж в средствах массовой информации идет на пользу. Вот когда дело уже будет направлено в суд, а еще лучше, когда состоится приговор, то тогда можно и рассказать какие-то нюансы о ходе расследования.
— Насколько мне известно, с некоторых пор уголовные дела о необеспечении жильем детей и сирот в нашей области передаются для расследования в ваш отдел. Каким образом складывается ситуация с этой острой социальной проблемой в регионе сейчас и каким образом следователям удается восстанавливать права данной категории граждан?
— Дела таких категорий действительно так или иначе попадают к следователям отдела, они объединяются в одно производство. Но, наверное, не потому что этой проблеме уделяется какое-то особое внимание. На самом деле, если вспомнить, как выглядит богиня правосудия Фемида, то она изображается с завязанными глазами, и это означает, что ей без разницы не только статус лица, которое совершило преступление, но и то, чьи права защищаются. Будь то иностранный гражданин, сирота, какой-нибудь коммерсант, либо иная категория граждан. Мы одинаково объективно будем восстанавливать нарушенные права всех потерпевших. И поэтому, если мы говорим про уголовные дела, где потерпевшими являются дети-сироты, то, наверное, следует говорить о том, что в рамках таких дел мы даем правовую оценку должностным лицам, которых государство наделило соответствующими полномочиями решать этот сложный социальный вопрос. И да, у нас расследуется уголовное дело, и у нас есть определенные наработки, в ходе которых установлено, что ряд чиновников тратили бюджетные денежные средства, которые выделяются на строительство жилья для детей-сирот либо на приобретение уже готового жилья, неэффективно. А если говорить простым языком, то просто имело место завышение цены на приобретаемое жилье более чем в два раза. И оценку таким действиям чиновников следователи нашего отдела, естественно, будут давать, и те должностные лица, которые допустили такое неэффективное расходование денежных средств, понесут установленную ответственность за допущенные нарушения. При расследовании таких фактов нами устанавливаются причины и условия, которые способствовали допущенным нарушениям, с целью последующего принятия мер по искоренению и исправлению ситуаций, когда денежные средства неэффективно и не в нужном направлении.
— Мы до сих пор говорили только о работе. А есть ли у Вас какие-либо увлечения, помимо работы, остается ли на них свободное время?
— Все свое свободное время я посвящаю семье. А поскольку сам являюсь тоже частью своей семьи, то, как и у моих близких, у меня есть определенные увлечения. В частности, увлекаюсь настольным теннисом. Стараюсь, когда получается, регулярно ходить на тренировки, повышать свои спортивные навыки. Потому что чем дольше я буду оставаться здоровым, активным, тем лучше у меня будет получаться выполнять свои прямые обязанности в должности руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел. Настольный теннис это такая игра, где нужно достаточно быстро реагировать на изменение обстановки, принимать правильные и своевременные решения. И вот это умение ориентироваться в пространстве, делать это достаточно быстро, ты волей или неволей переносишь на свою работу, и эффективность решения задач от этого, конечно, повышается. Это одна сторона медали. Другая сторона медали заключается в том, что регулярные занятия спортом приносят какие-то победы в различных соревнованиях. Подчиненные сотрудники смотрят на эти достижения и хотят, возможно, в этом плане быть похожими на своего руководителя. В какой-то степени вдохновляются его победами, стараются не отставать, а точно так же повышать свой уровень. Причем как профессиональный, так и уровень спортивной подготовки, выступлений на спортивных мероприятиях.
]]>