В Европе нашлась страна более пророссийкая, чем, возможно … сама Россия. Сербия (кстати, вслед за Грузией) готова показать кукиш «новой тюрьме народов» - ЕС.
Не верите?
А зря.
«ГРАНИЦА РОССИИ В КИЕВЕ»
Краткое содержание предыдущей серии. Сербия. Горы. Сталкиваюсь с великим режиссером Кустурицей.
Эмир вот-вот получит российское гражданство. Вот-вот снимет фильм «Как я снимал фильм» (по сюжету продюсер предлагает режиссеру «Преступления и наказания» убить надоевшую жену, так появляется новый Раскольников).
На кинофестивале «военкорских» фильмов, где мы встретились, идиллия. Имперская душа отдыхает. На сцене стяги с ликом Спасителя, военкоры читают стихи, русские политологи клянутся в любви к Сербии, сербские – комплимент возвращают. На экране церкви, флаги, дети… Ни одного вредного «западника», ядовитого «либерала». Вокруг – закаленные в борьбе с западным влиянием бесогоны, да храбрые нато-фобы. И если кто-то зацепится языками, то только соревнуясь в чуть запоздавшей храбрости: «А, вот врезали бы Украине еще в 2014, чего вы, русские, ждали?!»
Но что-то было не так.
Жутко раздражал шепот: «Только не говорите с Кустурицей о российско-сербских делах!»
Странно. Наш Кустурица «русее» многих русских. И Крым у него «наш» и Донбасс. И меня взял в оборот.
- Где проходит граница России? – щурился Кустурица, всматриваясь в меня.
А что тут ответишь? Уже нельзя быть ни в чем уверенным. Говорят, Россия не заканчивается нигде.
- Культурная граница России в Киеве, потому что там Киево-Печерская лавра! – учил меня Эмир.
Такой за русских кого хочешь порвет.
- Именно поэтому о российско-сербских отношениях не надо! – взмолились братья-сербы. Мол, за дерзкие речи власти у него даже ресторан закрыли.
Президент Сербии Вучич, говорят, давно опасается, что Кустурица вот-вот его… свергнет. Мол, власти только и ждут повода – за что бы его привлечь.
Ну, а когда мятежный режиссер поддержал мятежных студентов:
"Для таких, как Кустурица, мишень – Вучич. Лишь бы меня убрать," – разгневался Вучич…
- Стоп-стоп-стоп! Наш Эмир не мог поддержать студентов! – притормозил я сербов, которые начали городить черт знает что.
Вот тут и началась серия вторая. По-сербски разгульная. Головоломная.
ПРОТЕСТНЫЙ СПАС
Решительно отбрасываю ерунду с Кустурицей. Невозможно!
- Из России прекрасно видно, что сербские студенты, митингующие против Вучича – обыкновенные «майданщики», – объясняю я наивным аборигенам. - А, значит, наймиты Запада, мечтающие ввести санкции против Москвы.
Потому что Майдан без наймитов - как водка без градуса!
Смущало, правда, что Стеван Гайч, научный сотрудник Института европейских исследований в Белграде, профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (тот самый, кто на сцене форума громко переживал за Москву: «Врезали бы Украине еще в 2014, чего вы, русские, ждали?!») почти кричал:
- Но я тоже за Москву! Я в Россию перееду, если мою страну все-таки затащат в ЕС! Но и я за студентов!
- И вы? – вздыхаю неодобрительно. И тру виски. Нельзя так с нами, русскими. Понимать – кто наш, а кто – не наш, мы обязаны. Твердо. Мы пропитаны сказками – Добрыней с Ильей Муромцем, озаренными солнышком, и чтоб в болоте обязательно - орда поганая. Остальное - от лукавого!
Но Стеван беспощаден.
- В России плохо понимают нашу реальность, - твердил он. - У вас картинка в телевизоре - «пророссийский Вучич», не вводящий против Москвы санкции с одной стороны, а прозападная оппозиция – с другой. И когда я рассказываю, что все намного сложнее. Что западная оппозиция – непопулярна. Что против Вучича выступают люди анти-западные. Анти-натовские. Анти-американские. Что на протестах нет символики Евросоюза или, не дай бог, Украины, зато много русских флагов и «Спас нерукотворный», который на знаменах бригад СВО. Что «Нет сдаче!» (можно перевести как «Нет – договорничкам!») – кричат мечтающие вышвырнуть западные компании, разорвать соглашения с ЕС (особенно по Косово), прекратить военные поставки сербского оружия ВСУ… Но мне в Москве не верят!
И говорил профессор, что помощь Белграда ВСУ, ох, как не случайна. Что более прозападную власть, затаскивающую упирающийся народ в Европу (большинство сербов – против ЕС), представить в Сербии сложно.
Но, к счастью, с ним не соглашался другой «наш», экс-вице-премьер, бывший руководитель спецслужб Александр Вулин - общепризнанная «Рука Москвы» (здесь все уверены, что уволили «сербского Штирлица» недовно по требованию Брюсселя). Сербскую власть, уверен Вулин, через студентов «валит» именно Запад. Именно Брюссель заинтересован в ее свержении…
«Вы же в России знаете, что ничего не происходит спонтанно! – убеждал он русских журналистов. - "Вожди" протеста организованы, обучены и проплачены».
Это было понятно, привычно и логично.
Но, вернувшись в Белград, я запутался окончательно.
РЕВОЛЮЦИЯ МАЛОЛЕТОК
Гигантская заправка в полсотне километров от Белграда. В смартфоне - странные новости. С одной стороны: «Вучич заявил, что нужно во что бы ни стало ускорить вступление Сербии в ЕС». С другой: президент шепнул председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен: «Я привез вам предложение из Москвы».
Как он успевает быть полезным и там, и там?! – восхитился я. Восхищение прерывает продавщица:
- Как платить будете? Картой?
- Обижаете, - ворчу. - Русо-туристо, облико морале. Наличка.
Сербки смеются.
- А мы два дня, уже как русские. Карты не принимаем. Только кэш.
Местные заправки только-только попали под санкции, причина – висит над головой, горит голубыми буквами - «Газпром».
И ты смотришь на родные буквы и думаешь - хорошо в Сербии русскому человеку! Ты почти дома. И даже это «почти» - теплое, уютное, словно ты у ближайших родственников. Яндекс-такси, курс динара почти как у рубля, вывески понятные (если вспомнить славянские корни). Учить сербский необязательно. Настроишься на славянско-братский вайб – и норм.
Сербия для нас, русских, распахнута, откровенна. Достаточно побродить по Белграду пару часов, чтобы остановиться. Остолбенеть. Разве ты это не видел?! Это жутко знакомо, но немножко «перевернуто».
Сначала университеты кажутся похожими на «революционные советы» - они густо расписаны лозунгами, «Svoboda Pflestini», «Смрт капитализму», «Смрт НАТО пакту», «Руке су вам крваве» (твои руки в крови) и самое главное: «Биhе како пленум каже!» (будет так, как пленум скажет).
Что такое пленумы (студенческие советы) – мало кто понимает. Вузы, как назло, в Сербии полностью автономны, ректоры избираемы – и никто, включая президента, по закону не может на это повлиять. И пленумы, у которых нет ни лидера, ни руководителя (а значит, прищучить - некого), необъяснимо могущественны. После обрушения козырька свеже-отреставрированного вокзала в сербском городе Нови-Сад и гибели 15 человек, студенты парализовали не только центральные улицы, но и все образование. Целый год большинство учащихся вузов и школ, повинуясь пленуму, просто не приходили на занятия.
Целый год по принципу на зло бабушке отморожу уши Сербия не училась.
Даже для здешних релокантов из России это выглядит странно. Некая Ольга Г., возмущалась в соцсетях:
«Сегодня в наш родительский чат пришло сообщение: «Доносим до вашего сведения, что коллектив нашей гимназии продолжит протесты». И, несмотря на весь идиотизм происходящего, подавляющее число родителей сообщение поддержало. На минутку, это выпускной класс, где дети вместо того, чтобы учиться, тусят на протестах против власти, «ради будущего». Какого туманного будущего?! Непонятно.»
В том-то и беда, что понятно. Сербские мечты так разнузданны и откровенны, что красуются в каждой подворотне.
БЕЛГРАД ПОД «ХОХЛОМУ»
Граффити, которыми густо разрисована страна – шарм Балкан, душа, респект Свободе. Кто бы по-стариковски ни ворчал, не воротил нос - народное искусство.
Оно словно кричит: «Эй, вы только дайте волю сербской мечте. Развернется душа славянская. Да так, что и русский перекрестится:
Взорвется боль: «Косово је Србија» (Косово – это Сербия). И никаких «договорняков», никаких компромиссов, даже если на кону – членство ЕС. Как вернуть Косово? Ответ в гигантской надписи у разбомбленного американцами Генштаба: «Кад се војска на Косово врати» («Когда войска на Косово вернутся»).
Когда? «Fuck, fuck НАТО-пакт» - ответят улицы. А еще «Не отдадим Генштаб!». Тут бензинчика в вечный огонь сербской души плеснул зять Трампа Кушнер – он нацелился на покалеченное американскими бомбами, здание Минобороны, чтобы построить американский отель. И власти, в отличие от улицы, не послали Кушнера на известный всем славянам адрес. Наоборот, разрешающий закон внесли сразу 110 правительственных депутатов. А Вучич заметил: «Они убивали наших детей. Мы этого не забудем и не смеем забыть. Но простить — должны». Более того - когда США отказались от планов снести сербский Генштаб, президент пообещал «лично подать иск ко всем, кто участвовал в травле инвестора», и стены Сербии ответили: «Да пошел ты!»
Что делать с экономикой? Сербская улица диктует - суверенизация. «Рио Тинто марш из Сербие» - кричат граффити. Австралийско-британская Rio Tinto – одна из ведущих мировых транснациональных горно-металлургических компаний семьи Ротшильдов решила добывать литий у сербской реки Ядар. Пошли слухи – отравят Сербию Ротшильды. Мол, у Германии есть такое же месторождение, но немцы натравили Ротшильдов на беззащитных сербов. Вучич и тут отметился: «Если бы меня спросили, я бы сказал: давайте сразу копать литий. И я не боюсь демонстраций». А тут, как назло – китайцы, давно освоившие Сербию, как какой-нибудь Владивосток. Они строят, впечатление, здесь все. А когда что-то обрушивается (как вокзал в Нови-Саде) и задаешься вопросом - «почему?», на тебя вываливается следующая сербская беда...
Коррупция. На эту тему города расписаны под «хохлому». Особенно достается главному редактору одного из госканалов, который имел глупость построить в столице феерический дворец из сказки «Аладдин». Да, и правительственная «Прогрессивная партия», самая многочисленная в Европе, в которую записались 10% населения страны, выглядит что-то вроде льготной подписки на бизнес – без нее, говорят, не займешь ни сытую должность, ни заключишь госконтракт…
МАЙДАН НАОБОРОТ
И бродишь ты по сербским улицам, наблюдаешь – как пестрят они российским триколором (сербские и наши флаги еле отличимы), наблюдаешь, как они сливаются в одно знамя на гигантских плакатах «Заiедно!» (и подпись – «Газпром»)…
«Большинство сербов против Запада, а значит, за Россию, – счастливо вздыхаешь ты, и на центральной площади Белграда, цепенеешь. Перед тобой гигантский палаточный городок, буд-то перенесенный из Киева 2014-го. Ты готов поклясться, что – черт побери! - именно из Киева!
Во время бесчисленных командировок на украинские майданы, ты словно видел именно этих персонажей. С рациями, биотулетами, горами доширака и запахом близящейся беды.
И пусть, это всего лишь «анти-майдан» Вучича, где проправительственные активисты (они называют себя «студентами, отстаивающими свое право учиться») заботливо окружили его дворец, обороняя от диковатой и непонятной нам, иностранцам, сербской улицы. Тебе, как русскому, тут физически плохо.
Ты словно с тикающей бомбой со скрытым таймером в руках.
И пусть в Белграде антикремлевские лозунги пишут только русские релоканты, ты снова спрашиваешь себя - допустим, Сербия не хочет идти на Запад. Но желает ли она идти на Восток?
ВЫ ТАМ, В МОСКВЕ, ИСПОРТИЛИСЬ?
Директор Русского дома в Сербии Евгений Баранов вскипел.
Хотя минуту назад, мы уютно, расположившись в его уютном кабинете под внимательным взглядом Путина (с портрета), беззаботно курили. И хотя я курил мысленно, сигарой – было в этом что-то старомодное, давно утерянное, вредное, душевное. В Сербии до сих пор курят, где пожелают. На улицах, в кафе, гостиницах… Дикая, непростительная, возмутительная, милая свобода…
- И знаете, что забавно – релоканты из России открывают кафе, где обычно настрого запрещают курить, - с легкой презрительностью говорил глава Русского дома, рассказывая, как поживает в Сербии сотня тысяч наших «переехавших».
- Они же думают, что приехали не «в какую-то» Сербию, а в Европу. Таксисты-сербы им поначалу радовались, пытались говорить на русском, вспоминали стихи Пушкина, но те в ответ: «Мы говорим по-английски».
Сербам долго не могли взять в толк – русские «испортились»?! Они теперь не «братушки» с Востока, не воины патриархата, противостоящие бездушному Демону Потребления Западу?! Русские – европейцам, оказывается, еще фору дадут?
Их тут часто видно издалека. Модные татуировки? Крашенные волосы? Крутой «прикид»? Русские! Они кривятся от провинциальности неухоженного (в московском понимании) Белграда, тяжело привыкают к плохо развитым маркетплейсам, небогатым гипермаркетам, к посредственному банковскому онлайну, и вообще (если «по-чесноку») ко всему сербскому.
Глава Русского дома даже бесплатные курсы сербского языка организовал соотечественникам, которые упорно не хотели учить ничего, кроме английского. Но затем поняли – придется…
- И кто мы для сербов? – рассеянно спросил я Баранова…
И он взорвался.
80 ПРОЦЕНТОВ ЗА НАС
Как много хотел сказать глава Русского дома! (в нем идут спектакли русских театров, кинофестивали русских фильмов и выставки с таким ажиотажем, что русофилы однажды снесли двери). Но, похоже, не мог.
- Они не понимают, в каком времени они оказались! И что будет дальше с этим миром! – с жалостью говорил он о русских релокантах, словно о заблудившихся в джунглях сказочных дол…, простите, единорогах.
Из слов Баранова выходило, что Сербию одинаково не понимаем ни мы, ни Запад…
Точнее – не хотим понять до конца, хотя это не трудно.
По словам сербов, они бы НЕ желали жить в ЕС, потому что Европу-то они прекрасно знают. Ездят на заработки, учебу…
Там – по-сербски рассуждая – ничего нельзя. Если сильно упростить - гнать самогон из домашних груш и торговать им, ездить бесплатно на общественном транспорте (в Белграде оставили попытки заставить пассажиров платить), курить на остановках, показывать кукиш мультикультурному Западу, храня в семьях свою Славу (в каждой семье – свой почитаемый святой).
И, по-моему, дело даже не в Косово, на которое сербский обыватель давно махнул рукой.
Сербия желает от Запада того же, что и Грузия – возможность остаться собой. Отсюда – глубокое неприятие «бесконечно-гибкого» Вучича, готовящего народу «позорную европейскую жизнь» в условиях, когда так сладок антиглобализм.
По словам балканиста Екатерины Энтиной, «до 2022 года успех Вучича строился на балансировании и постоянной игре между США, ЕС, Россией и Китаем. Но возможностей для маневра становится все меньше, и для населения, 80% которого поддерживает Москву, попытки президента усидеть на двух стульях вызывают раздражение».
«В такой ситуации Россия бы могла как-то пытаться находить для себя в Сербии новых лидеров, спикеров, новых друзей, а может быть, их воспитывать, – рассуждает руководитель проекта «Балканист.ру» Олег Бондаренко. - Но Россия, как известно, не вмешивается в чужие внутренние дела. А Брюссель, Лондон, Париж, Берлин - спокойно там работают. У Москвы как буд-то нет понимания - новый пророссийский лидер ниоткуда не возьмется, если его не воспитывать.
И это «Вы не понимаете!» - преследовало меня до трапа самолета...
ДОБРЫЙ ШМОН
Меня отправили на новый пограничный досмотр. Сербы шепнули – так часто звонят с угрозами взорвать самолет, что экономнее дважды проверить пассажиров, чем возвращать борт.
Стоим мы, злые русские, терпим новый «шмон». Детекторы, рамки, паспорта. А тетушки-сербы посмотрели на нас как-то странно. Жалостливо-жалостливо, покачали головами и махнули рукой – ладно, мол, проходите!
А мы стоим. Мы не верим. Мы еще не привыкли к добрым Балканам. Мы ж – страшно признаться - европейцы…
- Без досмотра?!! – с ужасом спросила очередь, уже мечтающая о привычном досмотре, контроле и самоуспокоении.
- Срэ чан пут! (Счастливого пути) – куда-то заторопились пограничники. Уверен, из братских чувств. Ну, и покурить, конечно…
Читайте также:
Фильмы об СВО и вера в победу: Эмир Кустурица честно прокомментировал конфликт на Украине
Эмир Кустурица: у Запада нет сил повторить попытки Наполеона и Гитлера
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru