Найти в Дзене
Призрачная редакция

Три провокационных и шокирующих фильма из Восточной Европы

Смотреть фильмы из этой подборки тяжело, больно и страшно. Они поднимают неприятные темы, показывают неудобные ракурсы, с документальной точностью исследует природу зла и не предлагают катарсис в финале. Они об обыденности, которая может быть страшнее любого сюрреалистического кошмара. И они дают редкую возможность увидеть то, что обычно остается «за кадром». Эти фильмы — не развлечение, а уникальный опыт. Тревожный, болезненный, но иногда необходимый. Картина Майи Милош наделала много шума и завоевала статус одного из самых скандальных фильмов 2012 года. В России ей отказали в прокатном удостоверении, а на Роттердамском кинофестивали отметили «Золотым тигром» — наградой за смелые и провокационные дебюты. В центре истории — девочка-подросток из сербской провинции, живущая с апатичной матерью и неизлечимо больным отцом. Ее жизнь состоит из боли, скуки и отчаяния. А её повседневность — это бессмысленные вечеринки, вредные привычки и беспорядочные связи, которые она фиксирует на камеру м
Оглавление

Смотреть фильмы из этой подборки тяжело, больно и страшно. Они поднимают неприятные темы, показывают неудобные ракурсы, с документальной точностью исследует природу зла и не предлагают катарсис в финале. Они об обыденности, которая может быть страшнее любого сюрреалистического кошмара. И они дают редкую возможность увидеть то, что обычно остается «за кадром». Эти фильмы — не развлечение, а уникальный опыт. Тревожный, болезненный, но иногда необходимый.

Клип (Сербия, 2012)

Картина Майи Милош наделала много шума и завоевала статус одного из самых скандальных фильмов 2012 года. В России ей отказали в прокатном удостоверении, а на Роттердамском кинофестивали отметили «Золотым тигром» — наградой за смелые и провокационные дебюты.

В центре истории — девочка-подросток из сербской провинции, живущая с апатичной матерью и неизлечимо больным отцом. Ее жизнь состоит из боли, скуки и отчаяния. А её повседневность — это бессмысленные вечеринки, вредные привычки и беспорядочные связи, которые она фиксирует на камеру мобильного телефона.

Критики увидели в фильме «Клип» жесткий и пугающе откровенный портрет поколения, потерявшего жизненные ориентиры и пытающегося заполнить пустоту любыми доступными способами. Предлагая зрителям «взгляд изнутри», картина без лишних сантиментов препарирует темы отчуждения, социального давления и «неаккуратного» вхождения во взрослую жизнь. Это тревожное и даже по-настоящему жуткое кино, шокирующее прежде всего своей документальностью. Ведь иногда обыденность куда страшнее вымышленных монстров.

Детская площадка (Польша, 2016)

Действие этого фильма разворачивается в провинциальном польском городке в последний день учебного года и вращается вокруг троих подростков, которые пытаются справиться со своими внутренними демонами (спойлер: у них это не получается). Поначалу кажется, что мы имеем дело с очень неторопливой социальной драмой. Но по мере приближения к кульминации напряжение возрастает с каждым кадром, а финал картины по-настоящему шокирует.

-2

«Детская площадка» — тревожная история о природе зла, влиянии среды, отсутствии эмпатии и немотивированной жестокости. В ней нет мистики и сверхъестественных элементов. Но хорошо подготовленный и мастерски нанесенный «удар под дых» в последних сценах вызывает больший дискомфорт, чем самый жуткий хоррор. Режиссер Бартош Ковальски использует документальную стилистику и делает ставку на реалистичность, буквально стирая границу между экраном и зрителем. И это отлично работает. Фильм оставляет много вопросов и не дает простых ответов. Но одно можно сказать наверняка — это кино, которое «не проходит бесследно».

Игрок (Литва, 2013)

Хотя фильм литовского режиссера Игнаса Йонинаса не является чистокровным хоррором, он в чем-то напоминает нашумевший «Сербский фильм». Происходящее на экране выходит за рамки добра и зла, а моральная неопределенность и психологическое напряжение выкручены на максимум.

Главный герой картины — медик, для которого азартные игры являются не просто хобби, а образом жизни. Погрязнув в долгах, он идет ва-банк и организует подпольный тотализатор, в котором ставки делаются на судьбы пациентов.

-3

«Игрок» — это фильм, в котором смерть становится не трагедией, а статистической ошибкой. В котором то, что априори считается невозможным, оказывается возможным. В котором нет канонического злодея, на которого можно переложить ответственность. И который заставляет зрителя сочувствовать человеку, творящему уженные вещи. Этот фильм не пугает визуальным насилием. Но шокирует расплывчатостью моральных границ, цинизмом и банальностью зла.

Ставьте лайк, если вам понравилась наша подборка. Приятного (насколько это возможно) просмотра!