Легенда о четырёхстах тридцати двух Герцах
Часто на просторах интернета натыкаюсь на рассказы о том, что в начале 20-го века (в 1939 году, если точно) опорная частота музыкального строя (нота "ля" первой октавы) была изменена с частоты 432 Гц на частоту 440 Гц.
Дам ссылку на одну из многочисленных публикаций на эту тему
Самостоятельно можете отыскать ещё не один десяток подобных статей, в том числе, по большей части, содержащие обрывки различных конспирологических теорий.
Мы же посмотрим на ноту "ля" первой октавы без конспирологии и начнём издалека, со средних веков.
Чтобы пересчитать известных, в очень узких кругах, композиторов средневековья (родившихся с 800 по 1325 г.г. н.э.) нам будет достаточно пальцев на руках.
При попытке пересчëта известных (в тех же кругах) композиторов эпохи Возрождения (1400 - 1600 г.г. н.э.) придётся научиться загибать уже и пальцы ног, но наших пальцев хватит!
А если взять эпоху Барокко (1600 - 1700 г.г. н.э.), то пальцы быстро закончатся, а среди фамилий, известных немногим, мы встретим уже очень известные: Вивальди, Телеманн, Гендель, Бах!
А Глюк, Моцарт и Гайдн, хоть и относятся по формальному признаку к классической эпохе, по факту писали всё ту же барочную музыку.
Как то странновато: не было, не было, а после словно ящик Пандоры открыли и посыпались из него композиторы. Этому есть объяснение далёкое от теории глобального мирового заговора рептилоидов.
Итак, первые придворные (и то, условно) композиторы завелись при дворе короля Табакова Людовика XIII и затем мода пошла в люди (при условии, что у людей были, какой-никакой, а собственный замок и возможность прокормить дармоеда композитора).
А раньше, до Людовика, в существовании композиторов практический смысл отсутствовал: ведь композитор, если он есть, не может не есть!
Каждый воспитанный человек, проживающий в собственном замке или, на худой конец, во дворце, с малолетства обучался пению и игре на музыкальных инструментах. Того же известного нам Д'Артаньяна (хоть и не было у него приличного по тем временам фамильного гнезда), не владей он навыками музицирования, невзирая на способности к фехтованию и флирту, близко ко двору никто бы не подпустил - такие вот суровые времена были.
А что вы хотите - сам король не брезговал лично ставить балет. Одними азартными играми, фехтованием и чтением немногочисленных романов досуг не заполнишь, а так - собрались вместе вечерком и славно помузицировали. Напоминало это музицирование самый натуральный джаз. То есть инструменты были другие, но по факту совместное музицирование представляло собой сплошную импровизацию; эти люди были сами себе композиторы и сами себе исполнители. ТенОр, ведущий инструмент, заводил мелодию, остальные подхватывали, а когда на выходе получалось неплохо, то музицирующие ловили реальный кайф. Вот только без определëнных навыков до кайфа было бы им далеко.
Учителя музыки, соответственно, были профессионалами очень востребованными. Готовили преподавателей на музыкальных факультетах европейских университетов, только вместо музыки профессионалы писали трактаты о музыке, её исполнении и сочинительстве, а дальше уже каждый сам - достал самоучитель трактат и вперёд!
Система обучения музыке отличалась от современной: сначала детей учили петь, начиная с сольфеджио, но без нотных листов - на слух, затем обучаемый осваивал музыкальный(е) инструмент(ы), научившись аккордам и правилам их сочетания. При желании обучаемый мог освоить и нотную грамоту, как бонус в конце обучения.
Но самые настоящие профессионалы гнездились в церквях!
При мало-мальски приличной церкви и тогда и сейчас непременно имеется хор и регент, владеющий музыкальной грамотой. В европейских церквях можем часто встретить орган и органиста при нём. Где-то возле церкви кормились и первые композиторы, сочиняя мессы и литургии для органа и хора...
Здесь читатель спросит - Эй, Уважаемый, а где-же яйца нота "ля"?
Терпение, спокойствие, сейчас она появится... но сперва насколько слов об органе.
Орган инструмент капризный, сложный в настройке, настройщик органа - профессия не то, чтобы распространённая, причём как в наше время, так и в средние века. Если не вмешается настройщик, то настроенный зимой в неотапливаемом храме орган при нажатии на клавишу, соответствующую ноте "ля", летом будет "выдавать" до 450 Гц, зимой же, настроенный летом орган может на ноте "ля" звучать на частоте 400 Гц.
С настройкой музыкальных инструментов, вообще всех, в средние века дела обстояли так себе. Основным инструментом для настройки, до появления камертона в 1711 году (а это уже эпоха Барокко), служил монохорд. Для настройки монохорда настройщик шёл в церковь, просил органиста дать ноту "ля" и от того, что прозвучало, "плясали" дальше. Это логично - верить кому-то, кроме Святой Церкви, средневековому европейцу было, в том числе, не безопасно.
Изобретатель камертона тоже, видимо, заходил в церковь, вот только орган в той церкви очевидно был не настроен (или дело было холодною зимою), поэтому первый камертон звучал (как мы сейчас уже знаем) на частоте 419.9 Гц.
И дальше - кто в лес, кто по дрова: так в середине 19 века в Германии появился "Вердиевский камертон" с частотой звучания 432 Гц, не получивший распространения за пределами отдельных германских княжеств (зато сейчас его без проблем можно купить на Алиэкспресс), в те же времена в России применялся "Петербургский камертон" с частотой звучания 436 Гц, тогда же во Франции "Нормальный камертон" имел настройку 435 Гц, а в стремительно богатеющей Америке камертоны звенели выше всех на частоте 440 Гц.
Наконец, к двадцатому веку, когда дирижëры и оркестры запросто уже пересекали океаны, этот бардак с камертонами достал всех, тогда на сходняк собрались наиболее авторитетные паханы музыканты и порешили, что 440 Гц и быть посему! (Мне одному кажется, что уже тогда в мире рулили американцы?).
Теперь плохая новость - послушать в оригинале Вивальди, Баха и даже Моцарта у нас не получится, патамушта большой части инструментов (виол, лютней и т.д.), для которых они писали свою музыку, уже в оркестрах нет, и профессионалов, умеющих на этих инструментах играть, считай что нет.
А те инструменты, что есть, звучали иначе, например, труба сейчас один из самых громких инструментов в оркестре, а во времена Моцарта была одним из самых тихих, и т.д. и т.п. и ноты давно переписаны и оригинал тех нот поди поищи.
Ничего, слушаем как есть и вроде нравится.
Хорошая же новость в том, что если некто будет нам задвигать про мировой заговор посредством усечения золотого сечения перевода камертона с частоты 432 Гц на 440 Гц, ему смело можно ответить - "Не надо ля-ля!"...