Найти в Дзене
Культурный Петербург

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ: СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ ИЗНУТРИ

Кинорежиссер Паоло Соррентино хорошо знаком отечественным поклонникам десятой музы, ибо его картины постоянно достигают российского проката. Многие до сих пор не могут забыть его «Великую красоту» - этакий экранный парафраз на темы «Сладкой жизни» Федерико Феллини. Его телевизионные сериалы также постепенно проникали в медийное пространство на разных платформах. И так случилось, что автору этих строк довелось посмотреть подряд два сериала Соррентино – «Молодой папа» и «Новый папа», посвященные тем интригам и тайнам, которые спрятаны от глаз людских за высокими стенами Ватикана. Это едва ли не самое маленькое и – как ни странно – одно из самых могущественных государств в мире, окормляющее католиков на всей планете. Сериалы эти смотришь с особым интересом, ибо увиденное накладывается на собственные личные впечатления и размышления от того, что довелось увидеть в Риме осенью минувшего года. Скажем сразу: все сюжеты, которые показал в обоих сериалах Паоло Соррентино – суть абсолютный вымыс

Кинорежиссер Паоло Соррентино хорошо знаком отечественным поклонникам десятой музы, ибо его картины постоянно достигают российского проката. Многие до сих пор не могут забыть его «Великую красоту» - этакий экранный парафраз на темы «Сладкой жизни» Федерико Феллини. Его телевизионные сериалы также постепенно проникали в медийное пространство на разных платформах. И так случилось, что автору этих строк довелось посмотреть подряд два сериала Соррентино – «Молодой папа» и «Новый папа», посвященные тем интригам и тайнам, которые спрятаны от глаз людских за высокими стенами Ватикана. Это едва ли не самое маленькое и – как ни странно – одно из самых могущественных государств в мире, окормляющее католиков на всей планете.

Сериалы эти смотришь с особым интересом, ибо увиденное накладывается на собственные личные впечатления и размышления от того, что довелось увидеть в Риме осенью минувшего года. Скажем сразу: все сюжеты, которые показал в обоих сериалах Паоло Соррентино – суть абсолютный вымысел. Не было в истории Святого Престола ни Пия ХIII-го, ни Франциска II-го ни Иоанна Павла III-го. Каждый из этих экранных трех понтификов есть образ вымышленный, но по полученным от просмотра ощущениям вполне претендующий на образ РЕАЛЬНОГО папы. Кажется, что и «Молодой папа», и «Новый папа» - это разные по сюжетному наполнению сериалы. Но на самом деле впечатление обманчивое, так как развитие характера папы Пия (в неожиданным и ярком исполнении Джуда Лоу), его судьба предопределяют то, что будет происходить в втором сериале, когда после короткого правления Франциска на католическую вахту заступит Иоанн Павел под номером три. Здесь отметим снайперски точный выбор Джона Малковича на роль того, кто правит миром католиков.

Впрочем, не будем раскрывать всех неожиданных и удивительных фабульных поворотов в обоих сериалах. Скажем лишь, что и в том и в другом есть сквозные, «переходящие» персонажи, которые двигают интригу и «помогают» удерживать зрительское внимание от начала до конца в обоих случаях. Это, прежде всего, сестра Мэри (Дайан Китон), воспитательница юного Ленни Белардо, ставшего папой Пием под номером 13. Сюда отнесем и Софию Дюбуа, умницу и красавицу, а заодно и маркетолога Святого Престола. И если играющей ее Сесиль де Франс в «Молодом папе» отведена заметная, но все же роль второго плана, то в «Новом папе» для этой героини наступает звездный час, ибо ее образ становится воплощением подсознательных любовных томлений папы Иоанна Павла пол номером три. Другой полюс – эротических экранных фантазий в обоих сериалах – это некая Эстер Обри (Людивин Сенье), чей эротизм и горячее желание мужчин раскрывается в сериале-продолжении. Одним словом, Соррентино явно не пощадил иерархов католической церкви, продемонстрировав их плотское томление.

Однако все эти привычные для итальянского режиссера темы вариативности отношений между мужчинами и женщинами отступают, когда в кадре появляется не менее выдуманный персонаж Анджело Вайелло, государственный секретарь Ватикана, а по сути – глава исполнительной власти в сем церковном государстве. Играющий его Сильвио Орландо временами выглядит откровенно едва ли не главным персонажем обоих сериалов. Он – мозг и столп Святого Престола, тот часовщик, которые заставляет крутится все колесики и механизмы интриг за стенами Ватикана, охраняемыми швейцарскими гвардейцами. В конечном счете, именно Сильвио Орландо и вскрывает человеческую сущность католических кардиналов, у большинства из которых свои отношения и с паствой, и с миром вокруг, и с тем, чью волю они призваны исполнять на грешной земле.

Тайны Святого Престола Паоло Соррентино раскрыл многомиллионной аудитории с беспощадностью визионера и саркастического комментатора того, что нам не дано знать на самом деле. Интересно было бы узнать: а исповедует ли сам кинорежиссер католицизм? Как бы то ни было, он дал возможность заглянуть туда, куда редко кто из простых смертных может проникнуть, рассказав историю разных людей, призванных под знамена веры. Рассказ этот получился красивым, увлекательным, полным иронии и сарказма, а временами и мелодраматических нюансов. Одно можно сказать совершенно определенно: скучать при просмотре обоих «Пап» не придется, а вот пиршество для глаз и почва для размышлений гарантированы.

Сергей Ильченко