Именно «Психология масс» является наиболее известной и цитируемой работой Лебона, можно сказать его «визитной карточкой».
Для своего времени это был безусловно прорыв, как и вообще всё, что связано с социальной психологией. На сегодняшний день столько понаписано политтехнологами о работе с толпой, что некоторые вещи уже кажутся банальностями.
Однако надо понимать, что целью Лебона было не написать книгу советов - «Как обманывать шир. нар. массы», а исследовать феномен толпы, ее роль в современном (на момент его жизни) обществе и влияние ее на судьбу народов и государств.
В отличие от Ортеги-и-Гассета и Бодрийяра, Лебон под массой (массами) подразумевает в первую очередь массы трудящихся, что видно из приведенного им перечня типовых требований толпы:
«В настоящее время притязания толпы становятся все более и более определенными. Ограничение рабочих часов, экспроприация рудников, железных дорог, фабрик, земли, равномерное распространение всех продуктов и т.д., и т.д. -- вот в чем заключаются требования толпы»
Это кажется ему особенно тревожным в связи с ее изменившей и резко возросшей ролью в истории:
«Мало склонные к теоретическим рассуждениям, массы зато очень склонны к действию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромную силу. Догматы, только что нарождающиеся силы, скоро получат силу старых догматов, т.е. ту тираническую верховную силу, которая не допускает никаких обсуждений. Божественное право масс должно заменить божественное право королей»
От умения работать с толпой зависит будущее народов.
«Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, -- не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой»
Причем вначале нации наломают дров и толпа неизбежно кое-где, а то и почти повсеместно, получит власть и реализует вышеперечисленные свои «хотелки». Здесь намечается переход к следующему его исследованию - «Психология социализма».
В чем видит Лебон особенности поведения человека в толпе?
«При известных условиях собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты»
По сути дела, толпа становится временным, но народом, имеющим свою особенную психологию.
Национальный характер сильно влияет на поведение толпы и толпа англичан совсем не то, что толпа китайцев, одна и та, и другая толпа будут иметь и немало общего.
«Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи -- вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует»
Да, поведение человека в толпе сильно меняется. Он становится смелее, т.к. чувствует за собой силу тысяч если не единомышленников, то «единочувственников». Это сродни ощущению эйфории, когда у тебя в кармане пистолет (кто носил, тот поймет). Только помноженное на факт, что пистолет этот уже вынут из кармана.
Ну и, соответственно решительнее - «взял мяч, так...»... не стой, короче. И, конечно, «коллективная безответственность»:
«Каковы бы ни были чувства толпы, хорошие или дурные, характерными их чертами являются односторонность и преувеличение. В этом отношении, как и во многих других, индивид в толпе приближается к примитивным существам. Не замечая оттенков, он воспринимает все впечатления гуртом и не знает никаких переходов. В толпе преувеличение чувства обусловливается еще и тем, что это самое чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заразы, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной степени увеличению его силы»
На счет «примитивности» я бы не согласился, ибо участия в массовых акциях или посмотреть всё по телевизору – есть осознанный выбор каждого индивидуума.
Другое опасное для Системы свойство толпы – она рождает вожаков. Автоматически и перманентно.
«Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения»
В условиях монополии власти на публичную личность это очень её тревожит. Не даром столь значительные усилия Управления внутренней политики вплоть до АП и партия ЕР прилагают к выявлению и «нейтрализации» (упаси бог, речь не об убийствах, а о банальном подкупе или хотя бы втягивании в системную повестку) т.н. «лидеров общественного мнения» – ЛОМов.
А тут тебе все карты путают (буквально карты, они так и называются «региональные карты лидеров общественного мнения»).
Более того, вожаки толпы это как правило фанатики.
«Вожак обыкновенно сначала сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, апостолом которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела им, что все вокруг исчезло для него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и предрассудком»
Поэтому у власти есть два пути. Первый – запретить собираться больше трех («путь Востока», таким же путем идет и российский цезаризм). И второй – не смотря на все издержки и риски, научиться «политическому сёрфингу» – научиться перенаправлять и использовать огромную энергию масс в «мирных целях». С большой, замечу, выгодой для общества («путь Запада»).
Дуализм толпы отмечает и сам Лебон:
«Толпа часто бывает преступна -- это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук неверных, или же, как в 93-м году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного»
Вот сейчас использовать энтузиазм толпы было бы в самый раз.
Но её-то и нет. Неумелые руководители предпочли статику динамике. Сели за руль, а завести машину боятся – как бы не потерялась управляемость. Ну и стой тупо на обочине, пока другие обгоняют. Да еще и слова неприличные на крыле царапают.
Короче, надо учиться руководить, а не командовать. Тем более что толпа рано или поздно возьмет своё:
«Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем -- постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна -- вот в чем заключается цикл жизни каждого народа. Он вновь становится тем, чем был изначально – толпой»
Нет, это не «Закат Европы» и не Апокалипсис – это новый виток развития, поиск новых целей и смыслов в котором у народов только один помощник и указатель пути – их национальный характер.