Найти в Дзене
Политически несерьёзно

"Лифчик не закрывает, он подчёркивает": Курьёзы постановки ЗРК С-200 на боевое дежурство…

— Ну, теперь Литве ничего не страшно. Надёжно прикрыта. Давай… Автор komsomol75 Из воспоминаний моего училищного ротного о своих лейтенантских годах на 30-летии нашего выпуска, Минск, 2011 год. Начало семидесятых годов прошлого века. На боевое дежурство ставится первый в Прибалтике зенитно-ракетный комплекс С-200 «Ангара». Место выбирали долго и остановились на Литве, Шилуте. Правительство Литвы с радостью согласилось. Это было в то время престижно, иметь в стране оружие, способное прикрыть всё воздушное пространство Литвы. Радиус поражения 200 км, а то и больше. Итак, выделена огромная, несколько десятков гектаров территория, ведь надо разместить три боевых дивизиона и технический, обваловку, уложить рельсы для заряжающих устройств и многое другое, вплоть до ДОСов. Несколько месяцев ушло на оборудование позиции и, наконец, всё готово. Ждём прибытия Главкома войск ПВО страны Маршала Советского Союза Батицкого П. Ф. Надо ли говорить, что всё управление бригады и корпуса не вылази
Оглавление
— Ну, теперь Литве ничего не страшно. Надёжно прикрыта. Давай…
Пусковая установка зенитной ракетной системы С-200. Фото из сети.
Пусковая установка зенитной ракетной системы С-200. Фото из сети.

Как мы прикрывали небо Литвы

Автор komsomol75

Из воспоминаний моего училищного ротного о своих лейтенантских годах на 30-летии нашего выпуска, Минск, 2011 год.

Начало семидесятых годов прошлого века. На боевое дежурство ставится первый в Прибалтике зенитно-ракетный комплекс С-200 «Ангара».

Место выбирали долго и остановились на Литве, Шилуте. Правительство Литвы с радостью согласилось. Это было в то время престижно, иметь в стране оружие, способное прикрыть всё воздушное пространство Литвы. Радиус поражения 200 км, а то и больше.

Итак, выделена огромная, несколько десятков гектаров территория, ведь надо разместить три боевых дивизиона и технический, обваловку, уложить рельсы для заряжающих устройств и многое другое, вплоть до ДОСов. Несколько месяцев ушло на оборудование позиции и, наконец, всё готово.

Ждём прибытия Главкома войск ПВО страны Маршала Советского Союза Батицкого П. Ф.

Надо ли говорить, что всё управление бригады и корпуса не вылазит из Шилуте. Попотеть пришлось изрядно, тем более, что и погода в этот год выдалась знойная.

Она-то и внесла свой эффект в подготовку к постановке дивизиона на боевое дежурство. Зарядили на пусковые ракеты, укрыли их новенькими виниловыми маскировочными сетями и начали уже выравнивать дорожки меж пусковыми и красить колёса ТЗМок (транспортно-заряжающих машин).

Ждём командира корпуса.

Все спокойны, вроде всё идёт по плану. Трое суток до важного события. Утром на горизонте появился вертолёт комкора.

Ждём…

Когда открылась дверца вертолёта, ругань командующего [командира корпуса в нарушение называли командующим] перекрыл гул винтов:

— Вы что наделали! Это маскировка?! Это ли-ф-чик на го-ло-й ба-бе! Он не закрывает, он подчёркивает!!!

— ???

— Вы это видели?

Чёрт побери! Когда возишься на земле, в пыли, на виду один и тот же пейзаж — ничего не видишь.

А тут по глазам резанул контраст между ярко-зелёным цветом маскировочных сетей и пожухлой жёлто-зелёной действительностью литовской природы, обходившейся последние полтора месяца без дождя:

— Что делать?

— Как это что? Привести в соответствие!

Не тащить же старые сети. Их просто нет. Выход?

— Покрасить траву.

— Есть!

Через несколько часов четыре мощных компрессора и четыре бойца на каждый приступили к художественной обработке позиции. Так как сразу было видно, что зелёной военной эмали на всю позицию не хватит, решили красить пятнами.

Эту работу поручили замполиту. Справился. Получилось даже красиво.

Последние тренировки. Всё внимание одной пусковой. В ручном режиме всё идёт хорошо, расчёты насобачились. Но вот в автоматическом ещё не всё получается. Техника хоть и новая, но… Тренируемся до изнеможения.

Наступает день «Ч». Всю ночь льёт дождь. У нас приказ: в шесть утра все расчёты на боевых местах.

В подразделениях ни одного человека, кроме наряда и старшины, на территории шевеления быть не должно!

Возможно движение только в районе шикарной белой военторговской палатки, где накрыт стол, нет, не так, Стол!

На тридцать персон. На нём, кроме «Столичной», есть всё, от рыбки до курочки, ждут только свежеиспечённые пирожки с морковью, которые очень любит командующий.

Их, с пылу, с жару, должны доставить из кафе «Вентас рагас» в Шилуте.

В восемь часов засекли вертолёт. Все приготовились, напряглись. Комбриг рысью полетел к месту посадки.

Открылась дверца и показался командир корпуса, генерал Бартминский со свитой. Огляделся, хмыкнул. И отправился осматривать территорию перед прибытием самого.

Взвод бойцов, облепив как мухи вертолёт, откатили его в сторону, освобождая место посадки.

Ещё через два часа новое напряжение.

Вертолёт Главкома в двадцати километрах от позиции. Сели. Маршал Батицкий в сопровождении главы правительства Литовской республики, выслушав доклад командира, пошли к пусковой установке.

Звучит Гимн Советского Союза. Команда! Расчёт лихо перебрасывает ракету с ТЗМки на заряжающее устройство и растворяется на позиции.

Платформа начинает медленное движение к пусковой установке по рельсам. Вроде всё идёт как надо. Но не зря, ох не зря командир стартовой батареи занял позицию рядом с пусковой. И вот та самая чёртова ошибка. Ну, всегда здесь сбой. Но выход есть. Мощный пинок сапогом в одно ему известное место, и ракета стала на место. Никто ничего и не заметил.

Только замкомбрига по вооружению незаметно продемонстрировал «стартовику» приличных размеров кулак.

Всё.

Дальше обход территории, заход в казарму, в которой добились исключительной чистоты и порядка.

Так как последний месяц в ней никто не жил.

Выйдя из казармы вся кавалькада направилась к палатке Военторга. В палатку вошёл Главком и Председатель Правительства Литвы.

Перед носом остальных адъютант главнокомандующего задвинул шторки входа. Главнокомандующий подошёл к столу. Молча откупорил бутылку и разлил её в два стакана:

— Ну, теперь Литве ничего не страшно. Надёжно прикрыта. Давай…

Опорожнив стаканы, командующий закусил куриной ножкой, а председатель взялся за пирожок.

На этом всё и закончилось.

Маршал вместе с Председателем Правительства улетели в Русне, познакомиться с продукцией знаменитейшего тогда рыбзавода, а затем на Куршскую косу, где была дача Правительства Союза.

Командир корпуса отбыл во след. Какой же праздник устроили себе офицеры бригады за месяцы круглосуточной, без выходных, работы — я предоставляю вашей фантазии.

===

Напечатано у меня в дневнике.

В тему:

Армейские были Комсомольца (komsomol75) | Политически несерьёзно | Дзен

👍 "фи" 👎