Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Наследие Феодосии Морозовой, благодаря которой на многих храмах звонят колокола

Есть в Товарищеском переулке дома известные, есть и такие, о которых в доступных источниках можно найти всего пару слов. Сегодня у меня будет не один, а сразу два архитектурных персонажа. Оба они были выстроены в девятнадцатом столетии и оба принадлежали одной и той же хозяйке. Вчера я в очередной, уже не сосчитать какой по счету раз, упомянул славную династию купцов-старообрядцев Морозовых – промышленников, благотворителей и меценатов. Собственно, им принадлежало довольно много недвижимости в Алексеевской слободе и на Рогожке: фабрика в Шелапутинском переулке, владения на Николоямской и Большой Алексеевской улицах. И те два дома, которые я хочу показать сегодня, известны как… Деревянный усадебный дом в два этажа по адресу Товарищеский переулок, 23, строение 1, был выстроен в 1830-е годы. Его первым владельцем был ямщик Алексей Никитич Ершов, один из управителей Рогожской ямской слободы. (7 фото) Пройти мимо этого дома, не задержав шаг, очень сложно. Особенно трудно не обратить внимани
Оглавление

Есть в Товарищеском переулке дома известные, есть и такие, о которых в доступных источниках можно найти всего пару слов. Сегодня у меня будет не один, а сразу два архитектурных персонажа. Оба они были выстроены в девятнадцатом столетии и оба принадлежали одной и той же хозяйке.

Вчера я в очередной, уже не сосчитать какой по счету раз, упомянул славную династию купцов-старообрядцев Морозовых – промышленников, благотворителей и меценатов.

Наследие купцов Морозовых | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Собственно, им принадлежало довольно много недвижимости в Алексеевской слободе и на Рогожке: фабрика в Шелапутинском переулке, владения на Николоямской и Большой Алексеевской улицах.

И те два дома, которые я хочу показать сегодня, известны как…

…Городская усадьба Ершова – Морозовой

Деревянный усадебный дом в два этажа по адресу Товарищеский переулок, 23, строение 1, был выстроен в 1830-е годы. Его первым владельцем был ямщик Алексей Никитич Ершов, один из управителей Рогожской ямской слободы.

(7 фото)

Пройти мимо этого дома, не задержав шаг, очень сложно. Особенно трудно не обратить внимания на резные наличники, что украшают его окна.

В 1860-х усадьба перешла в руки купца Михаила Анисимова, а с 1880-х досталась Феодосии Ермиловне Морозовой, урожденной Медведевой.

-3

Это была купчиха, потомственная почетная гражданка, супруга Ивана Саввича Морозова и, соответственно, невестка основателя династии Морозовых Саввы Васильевича.

Ей имение принадлежало до 1917 года.

Товарищеский переулок, 23

А двухэтажное продолговатое кирпичное здание под номером 25, что стоит правее, – доходный дом Феодосии Ермиловны с арочными окнами на первом этаже, балконами на втором (5 фото)

и с уникальным декором парадного входа (2 фото).

После революции в этом доме расположилась первая пионерская коммуна, которую в 1930 году посетил индийский писатель, поэт, композитор и художник Рабиндранат Тагор.

Позднее здесь открылся Центральный объединенный архив учреждений системы образования города Москвы. А сегодня в бывшем доходнике располагается секция бокса Спортивного комплекса Московского городского физкультурно-спортивного объединения.

Центральный объединённый архив города Москвы

Об этих домах очень хочется разузнать и рассказать побольше, но, к сожалению, известно о них крайне мало.

И столь же нечасто звучит в рассказах имя владелицы этой усадьбы. Вероятно, потому, что из пяти сыновей Саввы Васильевича лишь Иван Саввич, бывший ее супругом, не стал родоначальником обширной ветви Морозовых наряду с Захаровичами, Абрамовичами, Викуловичами и Тимофеевичами. Но…

…Рассказать об Иване Саввиче и Феодосии Ермиловне необходимо

До поры до времени Иван Саввич Морозов мало тяготел к семейному бизнесу. Зато, унаследовавший от отца потомственное почетное гражданство и также являвшийся первогильдейским купцом, он постоянно выручал отца в некоем щекотливом деле:

«По безграмотству Саввы Васильевича расписуется сын его Иван»
(Так указывалось в справке из статистической переписи 1858 года о составе семьи купца первой гильдии С. В. Морозова)

Рано овдовев в первом браке, Иван Саввич женился повторно, избрав себе в жены дочь купца Ермилы Егоровича Медведева родом из деревни Устьяново Московской губернии.

Иван Саввич Морозов. Изображение из открытых источников
Иван Саввич Морозов. Изображение из открытых источников

А спустя 11 лет овдовела сама Феодосия Ермиловна. В 1864 году Иван Морозов в возрасте 52 лет умер прямо на своем рабочем месте, оставив жену с двумя дочерьми и сыном. К слову сказать, сын его, Сергей Иванович, был инициатором постройки Боярского двора на Старой площади, одного из ярчайших шедевров Федора Осиповича Шехтеля.

Овдовев, Феодосия Ермиловна взяла на себя управление семейными делами, сделавшись пайщицей Тверской мануфактуры. И…

…Как истинная Морозова, отдалась благотворительности

Помогала открывать школы, училища и медучреждения, поддерживала неимущих. Крупные суммы жертвовала на нужды старообрядчества, в том числе на устроение Рогожского кладбища.

Как только в 1905 году был издан Указ об укреплении начал веротерпимости, стала она еще и известным храмоздателем.

На многих московских храмах были установлены колокола, отлитые или купленные на ее средства.

Феодосия Ермиловна Морозова. Изображение из открытых источников
Феодосия Ермиловна Морозова. Изображение из открытых источников

По большей части благодаря ее пожертвованию был выстроен Покровский храм для Замоскворецкой общины старообрядцев Рогожского согласия на Новокузнецкой улице.

Вместе с сыном Сергеем Ивановичем они внесли по 30 тысяч рублей на строительство Морозовской онкологической клиники на Девичьем поле. Позднее та была перенесена в другое место и ныне известна как Онкоинститут имени Петра Александровича Герцена.

Придел Сергия Радонежского в храме Рождества Богородицы в Рогожском поселке (нынешнем Рогожском старообрядческом центре) был пристроен ею в память о сыне, скончавшемся в 1904 году.

Равно как и больница с амбулаторией и аптекой имени Сергея Морозова.

Принимала она участие в благоустройстве храма-колокольни на Рогожском кладбище по проекту архитектора Федора Федоровича Горностаева.

-8
«Пожертвовано Федосьей Ермиловной Морозовой на звон за упокой Сергия 30000 р… на устройство подмостей, балок и всех приспособлений для колоколов»
(Первая запись в подписном листе «Для добровольного пожертвования на сооружение звона для колокольни при храме Рогожского кладбища»)

Когда случилась революция, у Феодосии Ермиловны отняли и дом на Большой Алексеевской, и эту усадьбу с доходным домом. По сути – выбросили на улицу. И век свой она доживала на Шаболовке, у Ивана Дмитриевича Бочарова, сына своей сестры Пелагеи. Оставалось ей жить недолго, до марта 1919 года.

Упокоилась она в Морозовской усыпальнице на Рогожском кладбище рядом с мужем и сыном.

-9

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-10

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!