Найти в Дзене

Чтобы ёлка не стояла до весны. Как избавляются от ели после праздников в городах России от Москвы до Якутска

В каждом доме под Новый год появляется ёлка. Натуральная или искусственная – тут кто как любит. Но если глянуть на то, сколько каждый год ярмарок, палаток, рынков с елями, становится ясно: это же какие объёмы. Декабрьские ёлочные базары по всей стране – бизнес серьёзный, уверен, что обороты впечатляющие. Но при всей своей прибыльности он очень сезонный: буквально через пару недель после боя курантов ёлка внезапно становится… ненужной. Да, в некоторых квартирах она стоит до весны – особенно трогательно выглядят натуральные, постепенно лысеющие ёлочки, будто доживающие свою жизнь аж до весеннего суботника. Но большинство россиян расстаются с праздничным деревом уже в январе. Самый простой путь – донести до ближайшей помойки. Удобно? Да. Экологично? Совсем нет. Мне стало интересно, что вообще происходит с отжившими ёлками в разных городах страны. Я решил разобраться, как с этим справляются в России – от Москвы до Якутска. Начнём, конечно, со столицы. В Москве всё поставлено на поток. Здес
Оглавление

В каждом доме под Новый год появляется ёлка. Натуральная или искусственная – тут кто как любит. Но если глянуть на то, сколько каждый год ярмарок, палаток, рынков с елями, становится ясно: это же какие объёмы. Декабрьские ёлочные базары по всей стране – бизнес серьёзный, уверен, что обороты впечатляющие. Но при всей своей прибыльности он очень сезонный: буквально через пару недель после боя курантов ёлка внезапно становится… ненужной.

Да, в некоторых квартирах она стоит до весны – особенно трогательно выглядят натуральные, постепенно лысеющие ёлочки, будто доживающие свою жизнь аж до весеннего суботника. Но большинство россиян расстаются с праздничным деревом уже в январе. Самый простой путь – донести до ближайшей помойки. Удобно? Да. Экологично? Совсем нет. Мне стало интересно, что вообще происходит с отжившими ёлками в разных городах страны. Я решил разобраться, как с этим справляются в России – от Москвы до Якутска.

Москва: ёлка как инвестиция

Начнём, конечно, со столицы. В Москве всё поставлено на поток. Здесь новогодние деревья официально считаются крупногабаритным мусором, и просто так выбросить их в контейнер — не лучшая идея, в том числе с точки зрения закона.

В Госдуме говорят: натуральные ёлки нужно сдавать на переработку. Там их измельчают в щепу, а дальше – в ход: благоустройство парков, подстилки для животных, компост. В Москве ежегодно работают сотни пунктов приёма, а акции вроде «Елочного круговорота» давно стали привычной частью январского пейзажа.

Вообще, в Москве ёлки, конечно, особенные. Судя по ценам на декабрьских базарах, многие из них будто сделаны из золота. Так что даже утилизация здесь может тоже прибыльный бизнес! :)

Санкт-Петербург: щепа с характером

В Санкт-Петербурге подход похожий, но с северным характером. Каждый год здесь тоже открываются пункты приёма, куда горожане сдают свои новогодние деревья. Конечно, такого чёткого подхода как в Москве, здесь нет, этим больше занимаются энтузиасты.

В Санкт-Петербурге в этом году много городских елей, город на украшения потратился.
В Санкт-Петербурге в этом году много городских елей, город на украшения потратился.

Важно, чтобы переработка не заканчивалась абстрактным словом «утилизация». Самый человечный способ, это когда щепа активно используется в приютах для животных и зоопарках. Ёлки становятся частью вольеров, подстилками, а иногда и игрушками для зверей. И это, кстати, общая практика для многих городов России – зоопарки принимают хвойные деревья после праздников. Получается почти символично: ёлка из городской квартиры отправляется обратно в живую среду, пусть и в новом качестве.

Сибирь: баня всё решает

В Новосибирске и Красноярске работают все те же схемы: пункты приёма, переработка, щепа, зоопарки. Но Сибирь, как водится, добавляет свой штрих.Здесь из отжившей ёлки вполне могут сделать… банный веник. Он, конечно, не березовый, но многие любят пожёстче! Вообще ценятся ветки пихты – они мягче, не такие колючие и отлично пахнут. Немного горячей воды, час терпения – и бывшее новогоднее дерево превращается в очень сибирский инструмент релакса. Когда баня – часть культуры, утилизация автоматически становится креативной.

Якутия: лес рядом, проблема та же

Кажется, что уж в Якутск проблем с ёлками быть не должно. Леса вокруг – бескрайние, добыть дерево к празднику проще простого. Но вот парадокс: после Нового года вопросы утилизации здесь ровно такие же, как и в остальной стране. В городе принимают использованные ёлки на переработку – деревья отправляются на производство, где их превращают в щепу и вторичное сырьё. Даже в самом холодном городе России приходится выстраивать систему, потому что просто «вынести в лес» – давно не вариант. География разная, климат разный, а проблема – одна. Хорошо, что и там появляются пункты приёма, например, старые елки собирает Якутлесресурс.

Якутское бескрайнее еловое «море». Главное лишь добраться.
Якутское бескрайнее еловое «море». Главное лишь добраться.

Искусственная ёлка: без иголок, но с нюансами

И напоследок про искусственные ёлки. С одной стороны, сплошные плюсы: не осыпается, не колется, может служить десять, пятнадцать, а то и все двадцать лет. Никаких январских иголок в тапках. Но есть и обратная сторона. Искусственные ёлки почти невозможно нормально переработать: ПВХ, металл, сложные соединения. В итоге, когда приходит время прощаться, путь у неё один – на полигон. Увы.

А теперь интересно узнать про вас. Вы уже убрали ёлку или она всё ещё стоит и ждёт своего мартовского часа? И вы за какую ёлку: натуральную или искусственную?