Новогодние каникулы закончились, а вместе с ними подошли к феерическому финалу сразу несколько историй поисков! Как всегда, лежащих в плоскости генеалогии и психологии. Все находки я снова привезла из долгой зимней дороги.
Сейчас начну с личной и терапевтической истории о пропавших желаниях, а вторую, о пятилетнем поиске предка, у которого даже имя и фамилия оказалась не верными, можно будет прочитать отдельно.
Итак, где же искать свою способность чего-то хотеть?
Итак, где же искать свою способность чего-то хотеть? Не то, что НАДО/правильно/полезно. А то, что тихонечко вам нашептывает внутренний голос. Ту самую способность, которая делает вас живым, спонтанным, воодушевленным. Которая даёт вкус жизни и крылья за спиной.
Я сейчас не про потребительское «Хочу получить». А про наслаждение жизнью через любовь к СВОЕМУ делу, про созидание, воплощение в мир того, чего до вас не было. Про горящие глаза.
Какая картинка первой приходит на ум, когда мы размышляем о полном погружении в процесс, не слыша и не видя ничего вокруг? До кого часто с первого раза невозможно дозваться? Конечно до увлечённо играющих детей.
Так же и наша энергия желания, витальности лежит где?
Правильно – в детстве.
Там, где ещё не было запретов, где энергию ребёнка ещё не пустили в «правильное» русло. Не рассказали как «положено», не известно кем. Не научили быть удобным и послушным.
Заблокировать возможность чувствовать, осознавать или вербализировать свои желания могут и мягко, желая добра. Например, «Ну зачем тебе быть художником, этим на жизнь не заработаешь, а вот бухгалтером – это тебе так хорошо подойдёт!». Или «Не радуйся так сильно, а то завидовать будут», «Тихо-тихо, чего ты всё время выкрикиваешь, ведущая всё равно «своего» ребёнка вызовет, а ты расстроишься».
И, конечно, часто этот процесс связан с ранней травматизацией.
Травма – это не всегда боль и насилие. Это процесс, либо однократный, либо часто повторяющийся, в котором ребёнок остается без поддержки своего значимого взрослого. Иногда психика справляется с большими бедами, если человечка поддержали, обняли, выслушали, выдержали проявление его эмоций. А иногда и смерть птички во дворе может повлечь большие последствия, если ребёнка, например, высмеяли за слёзы.
Терапевтическая история о поиске желаний
Сухуми – это город одного из моих первый воспоминаний. Я у родителей ещё единственный и долгожданный ребёнок. Мне 3 года и я стою на неудобных горячих камнях пляжа. Фотограф машет мне желтой резиновой уточкой, чтобы я улыбнулась. А мне не комфортно ногам, и солнце слепит глаза.
Проверила эти фотографии – это точно воспоминание, а не цепочка выводов от многократного просмотра снимков. Ни на одной нет жёлтой уточки)).
Ещё помню круглый стол в номере гостиницы. Вид снизу, конечно. И удивительные для меня конфеты в виде тросточек и подушечек, как из мультика «Том и Джери».
И вот я снова тут. Этот город дался мне не с первого раза. Несколько приездов в него просто не получалось добраться. В прошлом году мы приехали, но успели только погулять по тёмной набережной.
Сейчас, наконец, случилось приехать подольше.
Чтобы получилось работать с чем-то сложным, всегда нужно сначала запастись ресурсом. Иногда банальным: сон, отдых, отсутствие нагрузки и стресса. Часто процесс не случается просто потому, что у нас на него нет сил.
Значит, пришло время моих желаний.
Расположен город, на минуточку, за 1780 км от моего дома. Все путешествия происходили на машине. Я упорная. Как и глубоко встроенная в меня «хорошая девочка», ключики к которой я подбираю много лет. А замочек оказался именно там – в том возрасте и в том городе. Именно там в последний раз я могла свободно чувствовать и выражать свои желания, чувства, переводить их в спонтанные действия. Естественно и без преград.
Чтобы осознать и сложить внутри все процессы мне, естественно, понадобилась предварительная подготовка: длительная рефлексия и сессии с терапевтом для изучения себя. Я знала куда еду и зачем. Исследовать – моя любовь и моя профессия.
Но вот где в этом городе лежит «ключик», я конечно, не знала.
А значит, нужно попробовать разное.
Прогулки по Сухуми
Первым на ум пришёл порт. Отсюда мы с родителями уплывали на большом пароходе.
Погуляли по набережной. Корабли, увы, в связи с политической ситуацией приходилось дорисовывать с помощью воображения.
Нашли в ночи полусохранившуюся крепость Диоскурия.
Даже милая скульптура Пингвина-философа, хоть и не из моего детства, а установленная в 2012 году, не помогла.
Мы поднялись на Колоннаду и Сухумскую гору, чтобы посмотреть на город и море с высоты. Увидеть, заметить, почувствовать.
Проехали по достопримечательностям в окрестностях города.
Но главное волшебство моего внутреннего ребёнка, оказывается, гуляло по обычным городским улицам. Между фасадов старых домов. Которые я разглядывала, даже забывая фотографировать.
Всё оказалось просто, как детская игра
Тут я, конечно, могла бы догадаться быстрее, ведь моё первое образование – реконструкция зданий и сооружений, и каждый город манит меня прежде всего своими историческими кварталами.
Всё оказалось очень-очень просто. Как любая детская игра. Просто ходить и гулять по улицам города – моя самая сильная терапия. Наверное, когда-то я скакала по этим дорожкам на пути к морю или кружилась, стоя в очереди в магазин за мороженным. Этого я не вспомнила. Но отчетливо ощутила состояние легкости, радости и воодушевления.
Как ребёнок: почувствовал, что хочет мороженное – сказал об этом – получил мороженное и с удовольствием съел.
Так и я: стояла между домами, любовалась фасадами, вглядывалась в окна и понимала, что получила то, зачем приехала.
Чувствуйте всем собой. Так выстраивается дорожка к пониманию наших истинных желаний
Чувствуйте всем собой, позволяйте ощущениям, эмоциям не управлять вами, но быть замеченными.
И это не только о поездах в места детства.
Как в любых поездках. Например, я поняла, что то же состояние внутри я уже ощущала в старой части города Тбилиси, хотя была там впервые. Особенно на блошином рынке, где увидела игрушечного футболиста из моего детства.
Так и в любой обычный будний день. И в любой момент времени.
Если грустно, скажите себе: «Мне грустно». Если злитесь, признайтесь: «Я злюсь». Даже если неуместно и не своевременно. Это просто признание себе. Выразить чувства можно позже. А сейчас – просто заметить и назвать для себя.
Так выстраивается дорожка к пониманию наших истинных желаний. А путешествия, воспоминания, ощущения, рефлексия – это наши дополнительные, иногда очень мощные, инструменты.
Я захотела встретиться со своими желаниями – почувствовала этот внутренний зов – не совсем ему поверила, потому снабдила поездку ещё другими важными пунктами – но поехала и встретилась. И оно того точно стоило!
Потому не поисками и исследованиями едиными…
В моих личных маршрутах всегда много пунктов. Позже можно будет почитать о моём личном рейтинге топ-20 достопримечательностей зимней Абхазии, выведенном за несколько новогодних путешествий прошедших лет. И о самом лучшем времени для посещения парка Галицкого в Краснодаре зимой. Маршрут на 1-2 часа прогулки.
А ещё позже расскажу, как мы показывали детям кусочки нашего детства. В эту поездку тоже добавили «бусинку» на обратном пути.
Как работает терапия чужими историями
Узнавать чужие истории – это очень терапевтично. Для этого даже есть специальное направление в психологии – сказкотерапия. Когда нам не просто заглянуть прямо в свой мир, то об историю, выдуманную или чужую, даже через фильм или книгу, мы можем прожить эмоции, поднять нужные воспоминания.
Для того я так подробно и рассказываю свои процессы, происходящие в путешествиях. Не чтобы вы глубоко вникали в мои чувства, а чтобы смогли погрузиться в свои. И получить из них частичку тепла, высвободить то, что оставалось там забытым и зажатым.
Буду рада, если у вас получилось вспомнить свои первые тёплые воспоминания детства. С какими местами они связаны?