Найти в Дзене
Военная история в наградах

"Кто нас стреляет?"

Боево́й кинжа́л Фе́рберна-Са́йкса (англ. Fairbairn-Sykes fighting knife, F&S fighting knife) — самый известный кинжал периода Второй мировой войны, разработанный Уильямом Ферберном и Эриком Сайксом. В 1930-е годы в Шанхае капитан полиции Ферберн изучал восточные техники ножевого боя, для схваток на ножах были изготовлены так называемые «шанхайские боевые ножи» — стилетообразные кинжалы из переточенных винтовочных штыков (Lee Metford образца M1888). В июне 1940 года британской компании Wilkinson Sword была заказана разработка боевого ножа для спецподразделений коммандос. Свою модель кинжала, основанную на «шанхайском боевом ноже», фирме предложили Ферберн и Сайкс. Предложение было одобрено, произведён выпуск пробной партии и, после проведения испытаний, поступил заказ министерства обороны. Производство кинжалов было налажено на разных заводах, по ходу производства в конструкцию кинжала вносили изменения. Известны 3 основные военные модификации. Клинок кинжала — стальной, ромбический

Кинжал Ферберна-Сайкса третьей модификации
Кинжал Ферберна-Сайкса третьей модификации

Боево́й кинжа́л Фе́рберна-Са́йкса (англ. Fairbairn-Sykes fighting knife, F&S fighting knife) — самый известный кинжал периода Второй мировой войны, разработанный Уильямом Ферберном и Эриком Сайксом.

В 1930-е годы в Шанхае капитан полиции Ферберн изучал восточные техники ножевого боя, для схваток на ножах были изготовлены так называемые «шанхайские боевые ножи» — стилетообразные кинжалы из переточенных винтовочных штыков (Lee Metford образца M1888). В июне 1940 года британской компании Wilkinson Sword была заказана разработка боевого ножа для спецподразделений коммандос. Свою модель кинжала, основанную на «шанхайском боевом ноже», фирме предложили Ферберн и Сайкс. Предложение было одобрено, произведён выпуск пробной партии и, после проведения испытаний, поступил заказ министерства обороны. Производство кинжалов было налажено на разных заводах, по ходу производства в конструкцию кинжала вносили изменения. Известны 3 основные военные модификации. Клинок кинжала — стальной, ромбический в сечении, сравнительно резко сужающийся к острию. Рукоять круглого сечения первоначально изготавливали из латуни, — известны варианты из других сплавов.

Первая модификация кинжала имела латунную рукоять с насечками в виде ромба. Гарда имела S-образную форму. Клинок, имеющий рикассо, ковался вручную, из-за чего найти два ножа с одинаковыми клинками практически невозможно. Таких ножей было изготовлено немного, меньше 7 тысяч.

Длина кинжала первого образца была около 29-31 сантиметров, при длине лезвия 16-17.5 сантиметров. Вес оружия колебался от 230 до 270 граммов.

Вторая модификация также имела кованый клинок, но уже без рикассо. Кроме того, гарда стала прямой, а не S-образной. Встречались никелированные модели этого ножа, но были и черные, вороненные частично или полностью. К концу Второй Мировой ножи, выпущенные изначально никелированными, стали также ворониться.

Длина кинжала второго образца была около 28.5-30.6 сантиметров, при длине лезвия 16-17.7 сантиметров. Вес оружия стал легче и колебался от 220 до 240 граммов.

Кинжал Ферберна-Сайкса третьей модификации начали производить в конце 1942 года. Клинок ковался уже не вручную, он стал более стандартизированным. До конца Второй Мировой войны было изготовлено около 200 000 таких ножей. Рукоять уже не имеет ромбовидных насечек, зато появились 27 колец, которые улучшают эргономику кинжала. Правда, специалисты отмечают ухудшение эргономики третьей модификации по сравнению с первыми двумя.

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь.

Старший лейтенант выпустил две коротких очереди в том направлении, откуда были замечены вспышки пулемётных выстрелов. Схватив ногу напарника, который успел развернуться и ползти по снегу в противоположную от скалы сторону, Степка зашипел на него:

- Я тебе сдамся! Пристрелю как собаку!..

Джеймс попытался освобоидь ногу от захвата, начав кричать:

- Ай гив ап!..

Старший лейтенант двинул кулаком по раненой ноге напарника. В ответ его напарник пнул Степку здоровой ногой и после попытался встать, подняв руки над головой. Теперь пришлось дёргать за раненую ногу напарника, свалив его в снег. Правый рукав комбинезона разведчика вспорола одинокая пуля. Опять заскрежетала пулемётная "пила". Пули взрыхлили снег перед головами залёгших в снегу разведчиков. Степка послал в ответ две короткие очереди и, навалившись на своего скулящего напарника, прошептал:

- Включи мозги! Им надо взять нас живыми. Давай перевяжу, а то кровью истечёшь, покуда сможешь сдаться...

- Кто нас стреляет?

- Скорее всего, немцы. Это их "сорок второй" так лязгает...

Джеймс немного обмяк. Степка отпустил напарника и тут заметил справа и слева на снегу какое-то движение. В обе стороны были посланы ещё по короткой автоматной очереди. Движение справа прекратилось. Такой же результат слева был достигнут после дополнительной очереди. Услышав шепотом произнесённое слова "привяжи" старший лейтенант достал из кармана жгут и стал перетягивать им ногу своего напарника поверх штанины комбинезона. Пули колыхнули воздух над Степкиной головой, сразу после этого он услышал скрежет ещё одной пулемётной очереди. Пуля обожгла его левую руку выше локтя. После двух ответных очередей старший лейтенант сменил магазин и подтолкнул притихшего напарника по направлению к скале:

- Давай туда... Заберёмся, продержимся. Наши должны были услышать перестрелку. Подоспеют скоро...

Через пару десятков метров, преодолённых ползком, путь к скале опять преградила пулемётная "строчка" на снегу. Старший лейтенант почувствовал сильный удар в полупустой рюкзак на спине. Через полминуты Джеймс снова закричал:

- Во вторую ногу нау!.. Ай гив ап фо шоэ!

- Быстро снайпер бьёт... Молчи! Я тебя вытащу...

Степка повернулся на спину и ответил темноте опять двумя короткими очередями. Его левая рука плохо стала удерживать автоматный "рожок". До скалы оставалось ещё преодолеть половину расстояния. Теперь напарника пришлось буквально волочь по снегу. Он лишь глухо стонал и слегка перебирал по снегу руками. Очередная пулемётная "строчка" прочертила снег в паре метров перед Степкиной головой. Он снова быстро повернулся на спину и вскинул автомат. Но какая-то вдруг резко возникшая непреодолимая внутренняя сила заставила старшего лейтенанта быстро согнуть левую ногу в колене. В то же мгновение в каблук его левого горного ботинка что-то сильно ударило. Две ответных очереди из "эмпэ" ушли в направлении только что погасшего дульного "огонька". Новая мысль пришла в голову старшему лейтенанту. Он поднялся на ноги, схватил правой рукой за шиворот своего напарника и потащил за собой. Две пулемётных очереди прошелестели у него над головой. Но снайпер в течение следующих нескольких минут не проявлял себя. Более того, в промежутке между первой и второй очередью "пилы" Степка услышал одинокий винтовочный "тук", но ни в его напарнике, ни в нём самом никаких новых повреждений этот выстрел не произвёл. Ещё дважды старшему лейтенту пришлось чередовать переходы с остановками и парой коротких очередей из автомата.

В паре метров от своей промежуточной цели держа автомат одной левой полуонемевшей рукой он выпустил ещё две очереди "в ночь" и сразу после рывком затянул напарника за большой валун, являвшийся своеобразным "предгорьем" к скале. Сидя за камнем он выбросил в снег второй опустевший магазин, вставил новый "рожок" и вытер струившийся по лбу пот. Джеймс завозился на снегу. Степку нашарил в кармане комбинезона лейтенанта Мултона второй жгут и перетянул им другую раненую ногу напарника. Самого старшего лейтенанта стало немного подташнивать, закружилась голова. Он осторожно высунул голову из-за укрытия. Каменная крошка брызнула ему в лицо. Спрятавшись и утеревшись Степка вслух констатировал:

- Опять снайпер на нас переключился. Но делать нечего...

Из пробитого пулей навылет рюкзака он извлёк смотанную верёвку, проверил её ощупью на повреждения и подполз к напарнику. Тот, сделав два больших глотка из плоской металлической фляжки, пробормотал "дэмит", выставил из-за камня ствол своего автомата и открыл из него огонь длинными очередями. Степка удовлнтворённо хмыкнул и стал обвязывать туловище напарника верёвкой. В снег упал ещё один пустой магазин. Старший лейтенант обмотал другой конец верёвки вокруг правой руки и легонько ткнул лейтенант Мултона в бок:

- Я сперва заберусь, потом тебя подтняну. Понял?

- Йес!

- Патроны береги!

- Окей!

Степка закинул автомат за спину и ящерицей пополз по снегу к скале. Поднявшись до половины высоты старший лейтенант на секунду замер, прикидывая, каким путём ему быстрее и легче будет достичь вершины. В этот момент второй удар в спину заставил его покрепче ухваться здоровой рукой за каменный выступ. Меньше, чем за полминуты, Степка достиг вехней точки и спрятал голову за небольшим камнем. Спина болела, но не сильно. Причина этого обнаружилась быстро и просто. Винтовочная пуля попала в затворную коробку немного выше стопора. Автомат превратился в металлическую дубинку. Старший лейтенант передёрнул ещё продолжавшей ныть спиной и хмыкнул:

- Точно стреляет паршивец!

Внизу Джеймс продолжал расходовать боеприпасы. Размотав и закрепив верёвку Степка дважды дёрнул за неё. Третий рывок верёвки привёл к неожиданному результату. Сопротивление дёрганию верёвка больше не оказывала. Старший лейтенант через несколько секунд вытянул её свободный конец без "груза". А "груз" в это время выполз из-за валуна, откинул в сторону свой "стен"и, подтягиваясь на руках, начал кричать:

- Ай гив ап! Нихт шиссен!

Степка достал "люгер" и пробормотал:

- Ну, попробуйте взять меня здесь...

Лейтенант Мултон из последних сил полз по снегу и вскоре замер, опять начав кричать:

- Ай гив ап! Нихт шиссен! Ай эм вундед!

На черном небе начали проступать звёзды. Совсем скоро между разошедшимися облаками засветила половинка луны. От валуна до лейтенанта Мултона было около двадцати метров. Через некоторое время Степка заметил, что к его напарнику ползут двое в белых касках и маскхалатах. Тщательно прицелившись в переднего ползуна старший лейтенант дважды выстрелил из пистолета. Передний ползун замер. В камень, за которым старший лейтенант прятал голову, ударила пуля.

Высунувшись снова через несколько секунд Степка обнаружил, что второй ползун тащит первого обратно. Но сслева и справа к скале ползут теперь по три бойца. Лейтенант Мултон теперь оказался в кольце у этой шестёрки. Радиус кольца составлял около пятидесяти метров, сокращаясь с каждой секундой. Старший лейтенант выбрал одну из двух имеющихся у него "лимонок" ту, которая была начинена порохом, привёл её в боевое положение и снова выглянул из-за камня. У него уже сильно кружилась голова от потери крови.

Левая тройка сжимала кольцо быстрее, чем правая. Между ними и лейтенантом Мултоном дистанция сократилась до тридцати метров. Степка вскочил на ноги, размахнулся и бросил гранату в левую тройку "передовиков", стараясь, чтобы она смогда перелететь их. Граната взорвалась в нескольких метрах позади замыкающего эту группу. У старшего лейтенанта от слабости на мгновение потемнело в глазах. В голове нстойчиво застучала мысль:

- Дальше тянуть нельзя, а то сознание можно потерять...

Степка, сидя на холодном камне, ещё раз взглянул на звёдное небо, на лунную "половинку" и прошептал:

- Не смог, простите!..

Ещё теплое дуло "люгера" коснулось его правого виска.

Уже шестнадцать уважаемых читателей нашли возможность материально поддержать автора. Им за это отдельная благодарность.

Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя, уважаемые читатели!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.