Найти в Дзене
Сергей Кудряшов

Путь к правильному звуку или аудиофилы vs меломаны

Многократно я натыкался в Сети, а, так же, здесь, на Дзене, в т.ч. и в комментах под моими текстами, на жаркие битвы между людьми, имеющими принципиально разные взгляды на звуковоспроизведение. И условно делю их на аудиофилов и меломанов, учитывая, что это деление крайне неточное и не учитывает много частностей. Другими словами, их можно ещё назвать слухачами и измеряльщиками. И оставляю за рамками т.н. аудиофилию головного мозга (или, другими словами, «настоящий Хай-энд»), когда человек покупает самые дорогие комплектующие и считает, что этого достаточно. Я рад за этих людей, и не смею перечить, хотя бы потому, что не в состоянии позволить себе покупать эти комплектующие, чтобы проверить, так ли это. Но, как минимум, точно знаю, что то, что сказочно звучит в демонстрационном зале от 30 квадратов и больше, совершенно не обязательно заиграет так же в обычной комнате 12-14 метров площади. С этим сталкивались несколько моих знакомых и товарищей, и не верить им у меня нет никакого повода.

Многократно я натыкался в Сети, а, так же, здесь, на Дзене, в т.ч. и в комментах под моими текстами, на жаркие битвы между людьми, имеющими принципиально разные взгляды на звуковоспроизведение. И условно делю их на аудиофилов и меломанов, учитывая, что это деление крайне неточное и не учитывает много частностей. Другими словами, их можно ещё назвать слухачами и измеряльщиками. И оставляю за рамками т.н. аудиофилию головного мозга (или, другими словами, «Настоящий Хай-Энд»), когда человек покупает самые дорогие комплектующие и считает, что этого достаточно. Я рад за этих людей, и не смею перечить, хотя бы потому, что не в состоянии позволить себе покупать эти комплектующие, чтобы проверить, так ли это. Но, как минимум, точно знаю, что то, что сказочно звучит в демонстрационном зале от 30 квадратов и больше, совершенно не обязательно заиграет так же в обычной комнате 12-14 метров площади. С этим сталкивались несколько моих знакомых и товарищей, и не верить им у меня нет никакого повода.

А поводом написать этот текст послужил канал (и не только здесь) человека, который все свои публикации начинает со слов «Хай-Фай, друзья мои!». В принципе, я спокойно отношусь к разному поведению людей, но здесь меня неприятно удивила немыслимая агрессия ко всем и ко всему, что не подтверждает или противоречит мнению автора. И презренного Цоя у него только гопота слушала, и аудиофилы его беспокоят тем, что не сданы в Кащенко скопом, и много чего ещё. Всевышний с ним, я просто заблокировал показы его творчества в ленте, и успокоился, но вопрос, чем отличаются аудиофилы и меломаны, остался. По мне, так, отличие в восприятии звука. Первые обременены хорошим, а, временами, и великолепным, слухом, и интуитивно ищут тот уровень звука, который этот слух не возмущает. И вот здесь начинается деление на тех, кто за звуком и разницей в звучании компонентов перестаёт слышать музыку, таких я называю истинными аудиофилами, и на тех, кому просто нужно, чтобы огрехи звуковоспроизведения не резали уши. Первые идут во все тяжкие, и достаточно часто, выходят на высочайшие уровни детализации и качества звука, подбирая провода, контакты и прочие аксессуары, нередко, весьма дорогие, прислушиваясь к малейшим нюансам изменения звуковой картинки. Я искренне уважаю этот путь, но у меня, как минимум, недостаточно для этого денег, а, как максимум, лениво вникать в это всё настолько глубоко. Поэтому, после ряда экспериментов и замен, получив звучание от системы того уровня, который меня устраивает, и не мешает наслаждаться музыкой, я… успокоился. Как в том анекдоте: «Работает? Ничего не трогай!!!». Да, я не чураюсь попробовать что-то новое, в пределах возможностей, но в последний год ничего из этих экспериментов не принесло улучшений. К тому же, я противник стратегии «А давайте ввалим 300% стоимости, чтобы получить 5% прироста качества, причём, только в нюансах!». К «настоящим» аудиофилам я себя не отношу, потому что в комнате 12,5 квадратов, в которой полностью отсутствует акустическая обработка, но присутствует различная мебель, колонки (74 год выпуска и без профилактики) стоят в нишах мебельной стенки! Да, именно так, против всех правил и наставлений. И они звучат так, как меня устраивает. Причём, друзья, слушая это всё, соглашались, что звучит вполне прилично. Именно прилично, а не идеально, что важно. Техника вся из 70-х, колонки подключены банальной медной витой парой, ЦАП с усилителем коннектится самодельными межблочниками из свитого литцендрата с моножилой. Проигрыватель вообще довольствуется штатным, встроенным в него проводом, к тому же всё остальное, кроме головки, там штатное. Именно поэтому к правоверным аудиофилам отнести себя не могу.

А, вот с меломанами – другой коленкор. Это люди, позиционирующие себя, как те, кому всё равно, на чём (и с чего) слушать любимую музыку. Они спокойно слушают S90 (ничего против не имею, просто есть колонки и получше), а многим вообще достаточно блютуз колонки, из которой непрерывно бренчит бесконечный плейлист из смартфона. Они любят измерять всё связанное со звуком, забывая, что звук – это сверхсложная смесь различных частот, а не банальный постоянный ток или простая синусоида. И ту разницу, которую слышит ухо человека с относительно вменяемым музыкальным слухом, невозможно измерить никаким прибором. Фон 50 или 100 Гц измерить можно. Гармоники (учитывая, что чётные гармоники приятны слуху, и их заметное превышение не влияет на восприятие музыки негативно), нелинейные искажения и АЧХ – тоже. А разницу между витой парой и ВВГ того же сечения – уже нельзя. Слух (у тех, у кого он есть, мы все разные) улавливает разницу в звучании компонентов, соединённых этими проводами, а осциллограф – нет. Причём, дело не только в проводах, Бог с ними, а вообще во всём, что связано с музыкой. И я даже не касаюсь споров винил/цифра и прочих религиозных воззрений. Мне винил нравится, хотя бы потому, что есть хорошо записанные пластинки, и система в состоянии их воспроизвести в высоком качестве. Цифру я тоже слушаю, правда, строго с CD, не хочу заморачиваться с другими форматами. И не считаю, что цифра, это плохо. Это просто другая подача музыки, отличающаяся от винила. И она, при наличии удачных высококачественных компонентов, может звучать потрясающе круто. Поэтому, не влезая в застарелые споры, считаю себя немного аудиофилом в части, что мне не всё равно, как звучит моя система, и немного меломаном, в том смысле, что музыка мне важнее, чем разница в звуковой картинке при смене компонентов. Я её слушаю, и получаю от этого удовольствие. Чего и всем желаю!

Но временами меня беспокоит мысль: