Задумывались ли Вы о том общем и важном, что объединят технику акварели и жанр карикатуры?
Часть первая. Техника акварели и жанр карикатуры – родственные художественные явления.
Большинство карикатур создано в технике акварели. Точнее, в этих случаях применяются не только, собственно, акварельные краски, но и гуашевые.
Относится ли гуашь к акварели – вопрос долгий и дискуссионный. Почти всегда в карикатуре применяется еще и оконтуривание карандашом, тушью и т. д.
Часть вторая. Активное музейное экспонирование акварели и/или карикатуры как путь к пониманию и признанию работ.
Графику лучше не выставлять более трех месяцев. Выцветают работы, отцветают их тона. А потому музеи устраивают относительно краткие временные выставки графики. Они могут быть тематическими или авторскими – посвященными определенным темам или художникам. Делаются попытки представить и хронологическую картину развития техники в тот или иной период, например, показать русскую графику 19 века. И еще далеко не всякий музей уделяет внимание активной работе с акварелью. Крайне редко в музее есть постоянные галереи графики (Третьяковская галерея, Эрмитаж).
Поэтому первейшей задачей карикатуры и акварели является их активное музейное экспонирование! Оно самым прямым образом влияет на знакомство с этими произведениями, на их статус в глазах профессионалов и любителей искусства, а также на изучение и популяризацию этих художественных явлений.
Часть третья. Искусство первого ранга и долгое признание.
Акварель и карикатура, несмотря на кажущуюся простоту, представляют собой сложные художественные явления, сближающиеся в истории искусства из-за предвзятого мнения об их "второстепенном" характере. Сохранились свидетельства пренебрежительного отношения к карикатуре со стороны маститых художников и искусствоведов.
Особенно трудно пришлось карикатуре в России. Жанру ставились препоны, поощрялась карикатура малосодержательная, сугубо развлекательная, цензура свирепствовала – запрещали серьезно работать в этом жанре! «Виноваты» оказались карикатуры и художники-карикатуристы.
Нередко историки искусства, особенно прошлых лет, не признавали жанр карикатуры полноценным жанром изобразительного искусства.
Невысокого мнения об этом жанре, например, придерживался, крупный общественный и культурный деятель, музыкальный и художественный критик, историк искусства В. В. Стасов – один из столпов искусствоведения второй половины XIX – начала ХХ веков. Он считал, что стремление выдающегося художника П. А. Федотова издавать сатирический журнал и активно рисовать для него карикатуры чрезвычайно пагубно, недостойно его большого таланта. В подробном обзоре русской художественной жизни критик писал о художнике: «Наконец, затевал было издание сатирического журнала, который был бы, конечно, гибелью настоящего художественного направления у него». А Стасов, как известно, не только не был ретроградом в искусстве, напротив, он активно поддерживал все «новейшие течения» общественной и художественной жизни своего времени. Например, в этой же статье Стасов с одобрением и похвалой пишет, что Федотов стал активно работать в бытовом жанре, который несправедливо считался в то время «второстепенным родом художества» (там же).
Так считали и знаменитейший критик Николай Добролюбов (Добролюбов Н. А. Уличные листки // Добролюбов Н. А. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 3. М. – Л., ГИХЛ, 1962. С. 244), и автор статьи о карикатуре в знаменитейшей энциклопедии Брокгауза – Эфрона (Петрушевский Ф. Карикатура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XIV А. СПб., 1895. С. 500).
Нередко и художников воспитывали в пренебрежении к этому жанру. Даже в конце XIX века положение карикатуры в системе жанров было относительно скромным. Естественно, что в то время само создание ироничных листов представлялось, например, М. В. Добужинскому сомнительным занятием для профессионального художника (Добужинский М. В. Воспоминания. М., 1987. С. 173). А В. М. Васнецов вообще скрывал, что работает в этом жанре (Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов. Жизнь и творчество. М., 1962. С. 383).
Но карикатура уверенно завоевывала свои заслуженные позиции. Как полноценные произведения искусства эти ироничные листы стали восприниматься в Европе лишь начиная с XIX века, а в России с начала века ХХ. Более того, как известно, в это время произошел расцвет жанра – карикатура вышла на первые позиции в сфере искусства, социально-политическое значение этого жанра, его воздействие на умы тогда было огромно. С этого времени в России создавать карикатуры начали крупнейшие мастера.
Между тем акварель и карикатура – очень сложные художественные явления.
Техника акварели существенно сложнее письма маслом. Здесь нужно учесть непредсказуемый характер работы акварелью, при котором движение краски более спонтанно, чем при письме маслом. Играет роль и кисть, и нажим, и характер краски, и тип бумаги.
На Востоке эта техника получила широкое развитие с глубокой древности. В Европе акварель, как известно, долгое время носила прикладной характер. Акварелью выполнялись, например, часто имеющие небольшое художественное значение подготовительные наброски к картине. Начиная со станковых работ Альберта Дюрера начался неуклонный рост статуса техники в художественной системе. Как полноценная техника акварель стала восприниматься лишь, примерно, с рубежа XVIII–XIX веков.
В свою очередь, карикатура – это не просто некие веселые картинки, а многоуровневое художественное произведение, состоящее из тематики (контекста), стилистики и специфических средств пародирования. Огромное значение играет и вопрос объективности интерпретации контекста художником.
Представления о жанрах и видах искусства постоянно изменяются - история восприятия акварели и карикатуры это прекрасно демонстрируют. Они прошли долгий путь – от непризнания и пренебрежения до расцвета и признания.