Найти в Дзене
Осторожно, Вика Ярая

Пошла на свидание с мужчиной (35 лет) в кафе. Он достал блокнот со списком вопросов от мамы: «Мама подготовила список вопросов для тебя»

Подписчицы иногда присылают мне свои «интересные» истории знакомств на почту. Чаще всего все они достаточно обычные и я не вижу смысла их освещать. Но это сообщение меня зацепило. Далее все написано со слов подписчицы. Виктория, здравствуйте. Я читаю ваш канал давно, но всегда думала, что герои ваших историй немного преувеличивают. Ну не бывает в жизни таких карикатурных ситуаций! Оказалось, бывает. И вчера я стала главной героиней одной из них. Пишу, пока свежи воспоминания, потому что мне до сих пор кажется, что это был какой-то социальный эксперимент или розыгрыш. С Валерой мы познакомились на сайте знакомств. Анкета у него была идеальная: 35 лет, высшее образование, работает инженером, на фото - приятный мужчина в отглаженной рубашке, без странных селфи в зеркале ванной. Мы переписывались неделю. Он показался мне очень вежливым, грамотным, может быть, немного старомодным, но в наше время это даже плюс. Никаких пошлых намеков, все чинно и благородно. Договорились встретиться в суб

Подписчицы иногда присылают мне свои «интересные» истории знакомств на почту. Чаще всего все они достаточно обычные и я не вижу смысла их освещать. Но это сообщение меня зацепило.

Далее все написано со слов подписчицы.

Виктория, здравствуйте. Я читаю ваш канал давно, но всегда думала, что герои ваших историй немного преувеличивают. Ну не бывает в жизни таких карикатурных ситуаций! Оказалось, бывает. И вчера я стала главной героиней одной из них. Пишу, пока свежи воспоминания, потому что мне до сих пор кажется, что это был какой-то социальный эксперимент или розыгрыш.

С Валерой мы познакомились на сайте знакомств. Анкета у него была идеальная: 35 лет, высшее образование, работает инженером, на фото - приятный мужчина в отглаженной рубашке, без странных селфи в зеркале ванной. Мы переписывались неделю. Он показался мне очень вежливым, грамотным, может быть, немного старомодным, но в наше время это даже плюс. Никаких пошлых намеков, все чинно и благородно.

Договорились встретиться в субботу днем в кофейне в центре города. Я пришла вовремя. Валера уже ждал меня за столиком. В жизни он выглядел даже лучше, чем на фото: аккуратная стрижка, идеально выглаженный джемпер, чистые ботинки. На столе перед ним лежал ежедневник в кожаном переплете и ручка. Я тогда не придала этому значения - может, человек с работы ехал или планы записывал.

Мы сделали заказ. Я взяла капучино и чизкейк, он - черный чай. Начали разговор. Сначала все шло стандартно: работа, хобби, погода. Валера говорил спокойно, правильно, но как-то... заученно. И вот, когда нам принесли заказ, он отодвинул чашку, положил руку на ежедневник и посмотрел на меня очень серьезно.

- Алина, ты мне нравишься. Ты производишь впечатление серьезной девушки. Я улыбнулась, принимая комплимент.
- Спасибо, Валера. Ты тоже кажешься интересным собеседником.
- Именно поэтому, - продолжил он, открывая блокнот, - я бы хотел сразу прояснить некоторые моменты. Мы люди взрослые, время тратить впустую не хочется. Моя мама, Тамара Игоревна, женщина очень мудрая и с большим жизненным опытом. Она очень переживает за мое счастье, поэтому подготовила для тебя небольшой список вопросов. Ты не против, если мы по нему пройдемся?

Я застыла с вилкой у рта. Чизкейк вдруг показался картонным.

- Прости, что? Твоя мама подготовила вопросы... для меня? На первое свидание?
- Ну конечно, - он невозмутимо поправил очки. - А как иначе? Брак - это серьезный шаг. Нужно знать всё «на берегу».

Я решила, что это шутка. Ну, знаете, такой странный инженерный юмор.

- Хорошо, - усмехнулась я. - Давай свои вопросы. Может, еще справку из диспансера надо было принести? Он шутку не оценил. Взгляд остался серьезным.
- Пункт первый, - начал он читать с листа, водя пальцем по строчкам. - Медицинский. Есть ли у тебя хронические заболевания, передающиеся по наследству? У нас в роду все здоровые, нам важно не испортить генетику.

Моя улыбка сползла окончательно.

- Валера, ты серьезно сейчас спрашиваешь меня про генетику через двадцать минут после знакомства?
- Это важно, Алина. Мама говорит, что здоровье жены - залог долголетия мужа. Ладно, идем дальше. Пункт второй: хозяйственный. У меня гастрит, мне нужно дробное диетическое питание. Умеешь ли ты готовить паровые котлеты и супы-пюре? И готова ли ты вставать в 6 утра, чтобы приготовить мне свежий завтрак перед работой? Полуфабрикаты я не ем.

Я почувствовала, как внутри закипает смесь смеха и раздражения.

- Я умею готовить, - медленно произнесла я. - Но вставать в 6 утра я готова только ради рейса на Мальдивы (это я так решила пошутить над ним, так как до последнего не верила в происходящее).

Он нахмурился и сделал какую-то пометку в блокноте. Минус, видимо, поставил.

- Третий вопрос, жилищный. У тебя своя квартира или съемная? Если своя, то как оформлена собственность? Нет ли там долей других родственников? Мама считает, что приводить жену нужно на территорию мужа, но у жены должен быть свой «запасной аэродром», чтобы не претендовать на метры мужа в случае развода.
- Подожди, - перебила я его. - Мы еще даже чай не допили, а ты уже имущество делишь?
- Я просто страхую риски. Мама юрист по образованию, она знает жизнь.

Но добил меня четвертый пункт.

- И последнее, самое важное. Отношения с мамой. Тамара Игоревна - главный человек в моей жизни. Летом мы каждые выходные проводим на даче. Нужно полоть, поливать, делать заготовки. Готова ли ты посвящать свои выходные помощи моей маме? И еще: мама считает, что невестка должна звонить свекрови каждый день, чтобы узнать о самочувствии.

Я посмотрела на этого взрослого, красивого мужчину. И увидела перед собой не партнера, не защитника, а маленького мальчика, который пришел в песочницу с маминой запиской. Он даже не понимал, насколько дико это выглядит. Для него этот блокнот был нормальной частью реальности. Он не личность, он - представитель своей мамы на переговорах.

Я демонстративно допила кофе, вытерла губы салфеткой и полезла в сумочку.

- Знаешь, Валера, - сказала я, доставая наличные и кладя их на стол за свой заказ (принципиально, чтобы не быть должной ни копейки этому семейному подряду). - У меня к тебе тоже есть один вопрос. Точнее, ответ на все пункты Тамары Игоревны.
- Да? - он приготовился записывать.
- Ответ такой: я вам не подхожу. Я не умею готовить паровые котлеты в 6 утра, у меня плохая наследственность - я не переношу маменькиных сынков, и, самое страшное, я планирую проводить выходные так, как хочу я, а не Тамара Игоревна.

Он опешил.

- Алина, ты ведешь себя инфантильно. Это же просто вопросы. Нужно уметь идти на компромисс.
- Это не компромисс, Валера. Это собеседование на должность бесплатной сиделки и домработницы. Боюсь, я не прошла по квалификации. Передай маме привет и скажи, пусть ищет дальше.

Я встала и ушла. Спиной я чувствовала его недоуменный взгляд. Наверное, он сидел и думал, что я странная, раз отказалась от такого завидного жениха с диетическим питанием. А я шла по улице, вдыхала свежий воздух и радовалась, что этот блокнот появился на первой встрече, а не через полгода отношений.

Виктория, скажите, неужели такие мужчины правда рассчитывают найти кого-то? Или они так и живут с мамой до пенсии?

Мой ответ подписчице

Здравствуйте, Алина! Вы большая молодец, что не стали тратить время и сразу распознали то, что в психологии называется патологическим слиянием (сепарационной травмой).

Давайте разберем, что мы увидели в этой, казалось бы, анекдотичной ситуации:

Отсутствие сепарации. Мужчине 35 лет, но психологически он не отделен от матери. Он говорит не от своего имени («Я хочу узнать...»), а транслирует волю родителя («Мама подготовила», «Мама считает»). У него нет своего мнения, есть только мамино, инсталлированное в его голову.

Психологический брак с матерью. Тамара Игоревна занимает в его жизни место главной женщины («Мама - главный человек в моей жизни»). Место жены (партнера) там уже занято. Женщина, которая придет в эти отношения, всегда будет "третьей лишней", любовницей в этом психологическом союзе матери и сына. Ее роль - обслуживание интересов этой пары (готовка, дача, отчеты о здоровье).

Блокнот как символ. Этот предмет на столе - не просто бумага. Это материальное воплощение присутствия матери на вашем свидании. Фактически, вы были на свидании втроем. Мама незримо сидела рядом, оценивала, критиковала и направляла.

Потребительское отношение. Вопросы про здоровье, квартиру и готовку показывают, что ищется не Личность, а Функция. Функция инкубатора (генетика), функция повара (котлеты) и функция ресурса (квартира, помощь на даче). Чувства, интересы и душа самой девушки в этом списке отсутствуют.

Ваши действия были абсолютно верными. Пытаться переиграть маму, доказать, что вы лучше, или открыть мужчине глаза - бесполезно. Это система, которая строилась десятилетиями. Вы правильно сделали, что заплатили за себя (закрыли гештальт, не оставили повода для упрека в меркантильности) и ушли. С такими мужчинами невозможно построить здоровые партнерские отношения, потому что там нет места для взрослого диалога.

Девушки, если вы слышите фразу «Мама считает...» на первом свидании больше одного раза - бегите. Это не уважение к старшим, это диагноз отношениям.