Найти в Дзене
ADME Культура

Я не заставляю детей делиться игрушками, но и не потакаю им во всем

На детской площадке или когда приходишь в гости, малыши часто слышат наставления взрослых вроде: «Отдай Машеньке куклу», «Поделись мячиком с мальчиком, ты же уже большой!» Родители порой готовы жертвовать желаниями своих детей, полагая, что это поможет им завести друзей. Другие действуют под давлением чужого взгляда: будто делиться — это социальная норма, и чтобы «быть хорошим» и понравиться взрослым, ребёнок должен уступать. Я в детстве всегда делилась игрушками, которые брала на улицу. Но был один случай, который запомнился особенно. К нам в гости приехала сестра моей мамы со своей дочкой. Мне было семь лет, а Вике — пять. Ей сразу же приглянулась моя любимая кукла — невеста в свадебном платье. С трудом я разрешила Вике поиграть с ней. А когда гости собирались уходить, Вика вцепилась в куклу и закричала: «Не дам!» Я хотела забрать её обратно, но мама крепко схватила меня за плечи и сказала Вике: «Забирай! Маша уже большая, через месяц в школу идет, не до кукол ей будет!» Я рыдала так

На детской площадке или когда приходишь в гости, малыши часто слышат наставления взрослых вроде: «Отдай Машеньке куклу», «Поделись мячиком с мальчиком, ты же уже большой!» Родители порой готовы жертвовать желаниями своих детей, полагая, что это поможет им завести друзей. Другие действуют под давлением чужого взгляда: будто делиться — это социальная норма, и чтобы «быть хорошим» и понравиться взрослым, ребёнок должен уступать.

Я в детстве всегда делилась игрушками, которые брала на улицу. Но был один случай, который запомнился особенно. К нам в гости приехала сестра моей мамы со своей дочкой. Мне было семь лет, а Вике — пять. Ей сразу же приглянулась моя любимая кукла — невеста в свадебном платье. С трудом я разрешила Вике поиграть с ней. А когда гости собирались уходить, Вика вцепилась в куклу и закричала: «Не дам!» Я хотела забрать её обратно, но мама крепко схватила меня за плечи и сказала Вике: «Забирай! Маша уже большая, через месяц в школу идет, не до кукол ей будет!» Я рыдала так, что казалось, мир рушится, а мама вместо утешения лишь обиженно бросила: «Не думала, что ты у меня такая жадина!»

Эту куклу я помню уже больше тридцати лет, и до сих пор мне обидно за маленькую себя. Сейчас я сама мама и представить не могу, чтобы забрать у ребёнка его дорогую вещь и отдать её кому-то другому.

Слушать ребёнка, конечно, важно, но и здесь всё не так просто.

Однажды сына пригласила на день рождения его подруга. Миле исполнилось шесть лет, родители арендовали детскую комнату и пригласили аниматора. Сначала Мила сердилась и топала ногами, потому что аниматор в костюме Принцессы играла со всеми детьми, а не только с ней. Проводить конкурсы было непросто, хотя бедная девушка старалась изо всех сил. Потом вынесли огромный торт в виде единорога, и Мила закричала: «Не дам его резать — он мой!» Родители именинницы лишь пожали плечами: «Ну вот такая она у нас!» — а гости разошлись по домам, так и не попробовав праздничный торт. После этого на праздники к Миле мы больше не ходили.

И получается парадокс: с одной стороны, родители Милы поступили правильно, не заставляя дочь делиться, когда она не хочет. С другой стороны, если приглашаешь гостей, важно учитывать их желания и проявлять уважение к ним. Этот случай снова убедил меня, что любая крайность выглядит некрасиво, и во всём нужна золотая середина.