Фамилию Александры Михайловны знали все. Коллонтай просто шокировала страну. Своей неженской, по тем представлениям, активностью. Своими декретами о новом положении гражданки. Единственная женщина в новом революционном правительстве вызывала ужас у населения. Её приятель по детским играм, узнав, что она, дочь дворянина и генерала, эпатирует всю Россию и так ни>зко па>ла, пустил себе пу>лю в висок. Про нее писали непристойные стишки и пели злые частушки.
Коллонтай внесла проекты декрета о гражданском браке, заменявшем брак церковный. Декрет, устанавливающий равенство супругов и равенство внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. И декрет о разводе, признававший брак расторгнутым по первому же - и даже немотивированному - заявлению супругов. Так она попыталась уничтожить институт семьи. Одно из самых любимых её утверждений было: «Ребенок принадлежит обществу, в котором родился, а не своим родителям». Таким образом, была поставлена задача «революционизирования» семьи, разрушения «старой, буржуазной морали».
Начитавшись Чернышевского, большевики пропагандировали идеи «свободной любви». Особенно усердствовали в этом плане Александра Коллонтай, нарком государственного призрения в первом ленинском правительстве, а затем посол в Мексике и Скандинавии, и Инесса Арманд, пассия Ленина и заведующая женским отделом ЦК. Эти дамы активно стремились внедрить в жизнь теорию «стакана воды»: в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность должно быть так же просто, как выпить стакан воды.
Коллонтай сотоварищи требовали не замыкаться на семье, а смело выходить на дорогу сексуальной раскрепощённости. Ибо семья – это пережиток буржуазного прошлого, а новая свободная советская страна требует и новых свободных сексуальных отношений. Пролетарий должен иметь любую пролетарку, а её отказ товарищу по классу в такой простой естественной надобности – только льёт воду на мельницу мирового империализма, так как не даёт нашей любимой стране размножаться, расти и развиваться.
Но женщина - друг человека не простого, а трудового. В каждой губернии это мотивировали по-своему. Например, Саратовский губернский Совет народных комиссаров даже принял декрет «Об отмене частного владения женщиной».
Он вступил в действие 1 января 1918 года и намерен был напрочь отменить законные браки, поскольку «благодаря им все лучшие экземпляры прекрасного пола были собственностью буржуев, империалистов» и нарушалось «правильное продолжение человеческого рода». Саратовский губернский Совет отменил «право постоянного владения женщинами, достигшими 17 лет, кроме замужних женщин, имеющих пятерых или более детей».
За «бывшими владельцами» (мужьями) сохранялось «право на внеочередное пользование женой», правда, если они не противились проведению сего декрета в жизнь. «Все женщины, которые подходят под декрет, - говорилось далее, - изымаются из частного постоянного владения и объявляются достоянием всего трудового народа».
Причем «граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов». Тем женщинам, которые объявлены «народным достоянием», выплачивается «вспомоществование в размере 280 рублей в месяц», забеременевшие «освобождаются от своих обязанностей - прямых и государственных - в течение 4-х месяцев», а младенцы «отдаются в приют «Народные ясли», где воспитываются и получают образование до 17-летнего возраста».
Однако «доступ к телу» был не очень прост, а непременно по предъявлении удостоверения, что ты действительно принадлежишь к трудовому сословию. Если же ты не являешься «гегемоном», а потребности в удовлетворении основного инстинкта имеются, - ежемесячно вноси в городскую казну тысячу рублей. За удовольствие, как известно, нужно платить!
Но с жильём в стране было очень туго, поэтому пролетариям с примкнувшими к ним крестьянам и интеллигентам негде было уединиться на часок с классовой единомышленницей. Тогда даже родилась идея установить специальные кабинки в городах, где советские труженики могли бы спокойно вступать в интимные отношения по обоюдному согласию, дружными рядами двигаясь к совместному удовольствию.
Коллонтай очень поддержала идею секс-кабинок для пролетариев. Ведь «морально всё то, что служит делу освобождения пролетариата», - говорила она. В прогрессивном по этим вопросам ЦК партии вначале сильно обрадовались начинанию масс, потом – сильно задумались, но в итоге отказались от славной идеи, побоявшись оголтелого шума со стороны западных империалистов.
А пропаганда новых отношений, между тем, шла по всем направлениям и на всех уровнях. Так, в 1923 году вышел в свет сборник «Быт и молодежь», подготовленной газетами «Правда» и «Беднота». В нём содержались решительные призывы взять курс на изживание явлений, которые достались СССР от «рабского прошлого, когда царизм высасывал кровь». Далее перечислялись явления, которые следовало изживать.
1). Рукопожатия. «Позорное явление прошлого... Антисанитария данного акта как источника заразы. На руках могут находиться зародыши заразных болезней (туберкулеза, ангины, крупозного воспаления легких, венерических болезней и так далее). Поскольку рукопожатие является преступной выдумкой попов и буржуев, которым было выгодно заражать забитых рабочих и крестьян, мы с презрением должны откинуть этот метод».
2). Галстуки. «Отрыжка прошлого... На вопрос о том, зачем ты носишь галстук, тот или иной бессознательный комсомолец... базируется на том, что это охорашивает, и что, в крайнем случае, это не так плохо, потому что галстуки носили многие вожди рабочего класса... Комсомольцы должны открывать шею солнцу, а не ходить как собачка в ошейнике».
3). Об одежде комсомолок. «Некоторые комсомолки стремятся одевать своё тело покрасивее, вешать на шею там разные бантики, шарфики, а на ноги стремятся надевать не сапоги, какие носит наш брат, а даже полуботинки на высоких каблуках».
4). Вопрос о любви. «Любви нет, а есть физиологическое явление природы, и телячьи нежности тут не при чем».
5). Танцы. «Уже урегулирован вопрос о танцах, доказан их вред, но мы видим, что некоторые элементы ещё продолжают вертеть ногами. Это недопустимое явление способствует, с одной стороны, поднятию пыли в клубах, а с другой, ведёт к мещанской психологии и отрыву от масс. Трудящиеся массы не для того взяли власть в свои руки, чтобы пускаться в пляс и в прочие другие мелкобуржуазные выходки».
Но любовь и близкие отношения все равно оставались. И этому способствовали законы. Например, в стране до войны продолжал действовать совершенно простой способ регистрации и расторжения брака. Практикой было жениться, а через день – развестись. Поэтому в главный документ гражданина СССР на этот счёт никаких штампов не ставили. Иначе паспортов не напасёшься.
* * *
Заметки выпускаются ежедневно двумя блоками – в 07:00 и 16:00 по мскв. вр. Спасибо за доброе отношение, лайки, комментарий, подписку. Это помогает работать для вас.
#брак #любовь #отношения #дети #пролетарий