И. Семилетов любит комбинировать различные приемы. Художник участвовал в 40 выставках, в том числе международных. Его картины были в России, Бельгии, Лондоне. Но чаще всего собеседник выставлялся в родной Беларуси.
«Дебютная работа наделала шума»
— Вы решили продолжить династию, придя в искусство, или увлекались рисованием с самого детства, не задумываясь о будущей профессии?
— В детстве из-за слабого здоровья родители отдали меня на плавание, позже я его бросил. Пробовал и другие виды спорта, но все безуспешно. А вот рисовать нравилось всегда. Во многом повлияла среда, в которой я рос: дед, мать, и отец писали картины, друзья семьи тоже художники. Мне самому часто давали бумагу, карандаши, краски, и я рисовал. Бывало, приходили всей семьей в мастерскую и творили вместе. Родители наставляли меня, вносили правки в эскизы и пришли к выводу, что у меня есть успехи.
— Когда впервые вы заявили о себе как о творческой личности?
— В выставках участвую с 16 лет. Дебютная работа была выполнена в технике графики. Помню, когда я первый раз выставлялся во Дворце искусства, моя картина наделала много шума. Веревки, которые держали полотно на весу, порвались — оно с грохотом упало, разбилось стекло, в итоге перепугались все. Таким образом я первый раз привлек внимание к своему творчеству.
Семейный подход
— Проходили ли в вашей семье совместные «династические» выставки?
— В 2004 году дед, отец и я провели совместную выставку, которая так и называлась — «Династии». Картины не были связаны определенной тематикой, но каждый из нас представил свой стиль. Мы очень разные. Дед писал реалистические портреты, пейзажи, использовал классический подход. Мой отец — представитель современного направления. Он ставит в живописи задачи, которые отличаются от простой передачи реальности — изображает чувства, ощущения и мысли. Я, как и отец, стараюсь передать эмоции на полотне. Для меня живопись — это средство коммуникации. Этот вид искусства существует для того, чтобы выразить то, что невозможно передать словами.
— Как удается сохранять творческую атмосферу в доме?
— Моя жена Анна тоже художник. Познакомились на выставке. У нас есть дочь Лидия. И вот с ней повторилась моя история. Мы с детства отдали Лидию в спорт — она занималась шахматами, парусным спортом, плаванием, каталась на коньках. Но рисование интересовало дочь намного больше. Она уже четыре года учится в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств. Там Лиду обучают технике написания картин, пропорциям и построению композиции. Надеюсь, что дочь продолжит семейную традицию.
«Аппетит приходит во время еды»
— Каждый художник приходит к своему стилю по-разному…
— Сальвадор Дали говорил: «Для начала научитесь рисовать и писать, как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению». Я часто обращаюсь к творчеству импрессионистов, сюрреалистов и символистов, но все равно сохраняю в картинах свою идентичность. Советую не подражать никому, потому что проходит время и остаются только те, кто придумал что-то новое. Кроме того, музыка для меня — мощный вдохновитель эмоций наравне с книгами и фильмами.
— Как рождаются идеи для картин? Что стоит на первом месте — вдохновение или желание творить?
— Музой для написания картин является сама жизнь с ее яркими событиями. Героем моей работы «Новости» стал прохожий в пальто и шляпе. Этот человек на протяжении 20 лет прогуливался с газетой в руках мимо моего дома и запомнился непохожестью на остальных. Вот поэтому я решил изобразить именно его. К вдохновению же отношусь критически и не считаю его стимулом для работы.
Выход за плоскость холста
— Есть ли будущее у живописи в эпоху искусственного интеллекта?
— Людям не нужны «мертвые» работы, созданные современными технологиями. Они хотят увидеть человеческий труд, в который вложена душа. Эмоции, чувства и переживания — это кусочек жизни человека.
Когда появились компьютерные фоторедакторы, то все паниковали, что художники будут не нужны. Но прошло уже более 25 лет, а мы остались и нас даже стало больше. Думаю, то же будет и с искусственным интеллектом. Считаю, что совсем скоро его станут использовать лишь как вспомогательный инструмент, а художники продолжат творить.
К тому же сейчас происходит синтез нескольких направлений. Заниматься только одной живописью не очень интересно, поэтому я стараюсь комбинировать стили. Любой сюжет картины можно представить в виде скульптуры или арт-объекта. Одним из них стал проект «Синтез», который выставлялся в Витебске. Это звуковые колонки в виде героев моих картин. Они спроектированы так, что позволяют слушать музыку в высоком качестве. Таким образом, были соединены электроника, живопись и скульптура.
В одной из экспозиций мы с коллегами представили космические шахматы. Также демонстрировали дизайнерскую одежду персонажей моих картин. Есть много примеров выхода за плоскость холста. И в последнее время таких случаев все больше, потому что нужно разнообразие. Тем и интересно современное искусство: оно дает возможность комбинировать разные вещи.
Фото из архива собеседника