Найти в Дзене
Деловой Бийск

Доступные и недоступные сокровища Большого Алтая

Юг Западной Сибири. Предалтайская равнина. Место расположения этого уголка страны, начиная со времен царя Гороха, находится между рекой Иртыш на западе, с востока равнина ограничена Салаирским кряжем, с юга — Алтайскими горами. По предположениям ученых, окончательно сформировалось предгорье около 150 миллионов лет назад и с той поры практически не изменялось. Хотя и в наши дни существует понятие алтайского „коромысла“, то есть некоторые колебания высот над уровнем моря продолжаются. Есть данные, что район Телецкого озера постепенно опускается вниз, в то время как долина реки Чарыш — в противовес, поднимается. Почти 600 тысяч лет назад на этой территории бушевали мощные потоки, четыре раза то приходили, то уходили великие ледники. И вот, спустя тысячелетия в песчаных отложениях, оставленных эпохой оледенений, люди стали находить косовое золото. Кстати, и сегодня особо большим везунчикам в окрестностях Бийска удается намыть эти самые песчаные золотинки. А если в наши дни продвинуться вве
Оглавление

Алтайское „коромысло“

Юг Западной Сибири. Предалтайская равнина. Место расположения этого уголка страны, начиная со времен царя Гороха, находится между рекой Иртыш на западе, с востока равнина ограничена Салаирским кряжем, с юга — Алтайскими горами. По предположениям ученых, окончательно сформировалось предгорье около 150 миллионов лет назад и с той поры практически не изменялось. Хотя и в наши дни существует понятие алтайского „коромысла“, то есть некоторые колебания высот над уровнем моря продолжаются. Есть данные, что район Телецкого озера постепенно опускается вниз, в то время как долина реки Чарыш — в противовес, поднимается. Почти 600 тысяч лет назад на этой территории бушевали мощные потоки, четыре раза то приходили, то уходили великие ледники. И вот, спустя тысячелетия в песчаных отложениях, оставленных эпохой оледенений, люди стали находить косовое золото. Кстати, и сегодня особо большим везунчикам в окрестностях Бийска удается намыть эти самые песчаные золотинки.

А если в наши дни продвинуться вверх по Чуйскому тракту, в самый раз можно попасть к месту, где некогда располагалась так называемая Борисовская заимка — между Бийском и Сростками, на правом берегу Катуни. Там и располагался когда‑то рудник по добыче именно золота. Если двигаться выше по течению Катуни еще на 10–15 километров, и вовсе можно выйти на целые прослойки золотоносного песка. По оценке специалистов, мощность этих слоев местами достигала 60 сантиметров. Месторождение было обнаружено еще до революции, а вот непосредственно активно добывать золото бийские старатели начали во времена новой экономической политики страны Советов, то есть в 20‑е годы прошлого века. Есть данные, что бригада из 12 человек за неделю на Борисовской заимке намывала золота больше спичечного коробка. Учитывая, что удельный вес золота составляет 19 граммов на кубический сантиметр, подсчитать, сколько весила драгоценная добыча, довольно легко. Так что разработка этого месторождения оказалась рентабельной.

И все благодаря тому самому алтайскому „коромыслу“. Большинство золота Большого Алтая не местного происхождения, а наносное. Намыто оно с коренных месторождений из бассейна реки Енисей, куда в древности через Салаирский кряж заходили водные потоки. Непосредственно в Бийске золотоносные месторождения не были обнаружены. Но! Старожилы рассказывали бийскому краеведу и историку Борису Кадикову, что всего в километре от Коммунального моста вверх по течению Бии было место, где старатели находили золотоносный песок, и даже успешно „мыли“ его.

Так что не случайно в старинных китайских летописях начала нашей эры Алтай упоминается как золотоносная местность. С той поры Алтайские горы и получили свое название — Золотые горы. И как знать, может быть, этот факт и стал еще одной причиной, почему джунгары так не хотели отдавать эту территорию „белому царю“ и почему так упорно противились строительству острога на Бии.

А то, что наши горы продолжают хранить много сокровищ и тайн, связанных именно с золотом, подтверждает уникальная находка на западном берегу Телецкого озера в 15 километрах от села Иогач. В 1920‑е годы там был найден золотой самородок весом в 26 килограммов. И не случайно родились на Алтае легенды и мифы о золотых сокровищах, спрятанных от людей древними богами и духами.

-2

Сказка ложь, да…

Вескими доказательствами того, что золото на Алтае люди начали добывать практически сразу, как только обрели первые основы цивилизации, стали Пазырыкские курганы. Эпоха расцвета этой культуры пришлась на 5–4 века до начала нашей эры. И около 2 000 лет назад песчаное золото добывалось на Алтае в очень больших количествах. Золотые изделия обнаружены практически во всех курганах той эпохи.

Есть и еще подтверждения тому, что золото добывали не только на Пазырыке. Так, с первой половины III тысячелетия до нашей эры золото добывали на западе современного Алтайского края, о чем свидетельствуют археологические находки: следы деятельности древних рудокопов, например, „чудские копи“, которые были обнаружены на Змеиногорском руднике. То есть, там добывали в основном рудное золото. На отрогах Салаира, в андроновском могильнике в селе Кытманово были найдены золотые украшения как доказательство, что они были широко распространены в повседневной жизни древних людей. Так удалось доказать, что золото, только уже россыпное, добывали и в северо-восточных — Присалаирских — районах Алтая.

Следом за появлением первых старателей старины глубокой по Алтаю и за его пределы начинают разлетаться мифы о золотых сокровищах и их хранителях. До наших дней сквозь тысячелетия дошли, разумеется, далеко не все из них. Например, легенда о Золотой Белке. По преданиям, в глубоких лесах Алтая обитает Золотая Белка, которая каждую ночь прячет найденные сокровища в ущельях и пещерах. Охотники за сокровищами исследуют эти дремучие леса, надеясь поймать легендарное животное и раскрыть его секреты. По сей день витает между вершин Алтая миф о Горном Духе-Хранителе, а местные жители верят в существо, называемое „Горным Духом-Хранителем“, которое якобы оберегает богатства Алтайских гор. Легенда гласит, что тот, кто встретит этого духа, получит доступ к невероятным сокровищам и магическим рудникам. Живет и требует разгадок тайна Потерянной Царской долины. Эта легенда гласит об истории загадочной Царской долины, окутанной загадками; о царстве, ушедшем в невидимую реальность. Искатели приключений до сих пор отправляются на поиски этой потерянной долины, надеясь разгадать ее тайны. По древним верованиям жил когда-то на Алтае Золотой Шаман, обладающий магическими способностями. Он знает путь к самым богатым золотым рудникам, и только тот, кто докажет свою преданность природе, может раскрыть его секреты.

Пережили века и легенды о потерянном городе Теофиполе, который спрятан от людей где‑то в горах Алтая. Местоположение таинственного города остается загадочным, и многие искатели приключений отправляются на поиски этой древней цивилизации, которая априори должна быть сказочно богатой золотыми украшениями, и не только.

Ох, уж эти сказочки! — скажет скептик, но ведь «… сказка ложь, да в ней намек…“.

-3

„Сырьевой рубль“

В XIX веке Алтайский край стал одним из главных золотодобывающих регионов Российской империи, и золото получило название „сырьевой рубль“. Золотодобыча стала главным источником богатства и развития края. Одним из наиболее известных и богатых золотоносных участков Алтайского края заслуженно считался Рудный Алтай.

Известно, что тогда алтайские горные предприятия, за исключением камнерезной фабрики, находились в ведомстве Министерства финансов, глава которого, министр Е.Ф. Канкрин выделил дополнительные средства на разведку драгоценного металла на Алтае. С того момента началась систематическая работа по поиску песчаного золота на территории округа, включая его горную часть. Общее же руководство геолого-разведочными работами по открытию золотых месторождений на Алтае осуществлял горный начальник господин Бегер. Посланная по его распоряжению, геологическая партия и обнаружила в 1830‑м году первое россыпное золото в Салаирском крае. Через год Бегер на поиски золота направляет уже 11 партий, в том числе и в Горный Алтай. Но поисковый сезон оказался малорезультативным, горно-алтайские золотоискательные экспедиции не обнаружили россыпей, заслуживающих промышленного освоения.

Однако заинтересованность российского правительства в промышленном освоении россыпных месторождений Горного Алтая была высока. Так как основывалась на том, что обнаруженное ранее в регионе золото было высокой пробы, и этот факт на долгие годы предопределил приоритетность разработки россыпного золота в поисковой и промышленной политике правительства на Алтае. При этом горное начальство округа прекрасно понимало, что огромное пространство между Катунью и Бией можно исследовать только в течение длительного периода. В последующие годы Горное правление округа ограничивалось посылкой разведочных партий на места уже открытых месторождений или рудопроявлений. В результате многолетних поисков по левому притоку реки Шелаболиха изыскателям все же удалось обнаружить вполне „благонадежную“ россыпь. Но главным итогом этой разведки стало открытие новой золотоносной россыпи в вершине Баранчи, самого золотоносного притока реки Песчаной. Поиски золота в системах Песчаной, Баранчи и Ануя почти беспрерывно продолжались вплоть до начала 60‑х годов прошлого века.

Знаковым в истории открытия россыпного золота в восточной части Алтайских гор стал 1853 год. В течение поискового сезона геологи шурфовали правый приток Лебедя Каурчак и его основной приток — Андобу с впадающими в них ключами. Только одна Андоба была разведана 154 шурфами, из них в 41 шурфе оказалось золото содержанием от 12 долей до 3 золотников и 39 долей. Средняя ширина залегания Андобинской россыпи составила 19 саженей, а толщина золотоносного пласта — пять четвертей. По подсчетам геологов, в россыпи содержалось 6 087 000 золотосодержащих песков, из которых можно получить 7 пудов и 37 фунтов драгоценного металла. Шурфами, пробитыми по Каурчаку, изыскатели нашли россыпь. Впрочем, из‑за гнездового содержания в ней золота горное начальство сочло месторождение не стоящим промышленной разработки.

При этом в том же году на открытых месторождениях был заложен богатый Царево-Александровский прииск, тогда же основали Бийский промысел, позже названный Андобинским. В 1854‑м Горный совет увеличил район золотоискательных работ в Горном Алтае. В район Бии была отправлена большая поисковая партия. Поручик Аносов, руководивший поиском, открыл хорошую россыпь на реке Азарт, впадающей в Большой Каурчак. Несколько других речек, впадающих в Большой Каурчак, — Неизвестную, Малый Каурчак и Талон — через год исследовала экономическая партия Спасского прииска под управлением коллежского секретаря Давидовича-Нащинского. На первых речках его партия нашла признаки золота, а на Талоне — богатую россыпь, которая была разведана 77 шурфами. Таким образом, проведенная разведка подтвердила, что в Горном Алтае наибольшими перспективами в плане золотоносности обладает Лебедская речная система. Так, были открыты две очень богатые золотоносные россыпи по притокам Большого Каурчака: одна в долине Талона, другая — по бассейну Азарта, а также другие месторождения и проявления золота.

Радовали и результаты поисков других поисковых партий. Одной из них руководил горный офицер Кулибин. Золото, полученное его партией от разведки Каурчака, было доставлено в Барнаул, где в золотосплавочной лаборатории был проведен его химический анализ. В одном фунте содержалось 88 золотников чистого металла, что подтверждало высокие пробы горно-алтайского золота.

-4

К концу XIX века на арену алтайской золотодобычи выходят крупные золотодобывающие предприятия „Барнаульская Золотодобывающая Компания“ и „Прогресс“. А к началу 20 века в регионе началась самая настоящая золотая лихорадка, золотоносные речные пески привлекали тысячи старателей-искателей. Особое их внимание привлекают реки Бия, Катунь и Чумыш. Добывали разными способами: от ручной работы в речных песках до промышленной добычи золота с использованием тяжелой техники.

Обратная сторона „золотой лихорадки“

По подсчетам историка Валерия Скубневского, на золотых приисках Алтайского горного округа работали около 3 тысяч человек. Были среди них и ссыльные, в том числе опасные преступники — воры и даже убийцы. Они привезли с собой традиции уголовного мира: пьянство, любовь к игре в карты и дракам, а также особый жаргон.

И в первую волну „золотой лихорадки“ — 30–50‑е годы 19 века — администрация округа пыталась запретить алкоголь на приисках. Потом стали вводить винные порции, которыми периодически поощряли за переработки. Торговцам спиртным даже запрещали открывать кабаки ближе 50 верст от прииска. Рабочие, получавшие аванс, пропивали его еще до начала сезонных работ. А когда получали остатки жалованья, снова шли в кабак и устраивали там настоящие оргии. Кто‑то из современников попытался узнать у рабочих о причинах столь буйного пьянства. Отвечали практически все одинаково: „знают свою глупость, знают, что много денег у них пропадает в пьяном виде, но что вино — их единственное утешение в горькой доле“.

При этом в „золотые“ пятницы, словив кураж в ближайших к прииску убогих кабаках, требовали подать „вина, что господа пьют“. Речь шла о шампанском. Разумеется, игристого там не было. Однако рабочим подавали бутылку с какой‑то жидкостью. Бурда, разлитая по бутылкам, стоила как настоящее шампанское — 7–8 рублей. К слову, за эти деньги тогда можно было купить двух овец.

Администрация пыталась бороться с пьянством и так, и этак. В середине и второй половине XIX века „золотой“ разгул старателей охватил почти все сибирские города, генерал-губернатор распорядился вести рабочих в обход городов. Но тогда торговцы алкоголем стали выезжать им навстречу. Приносили урон золотодобывающей отрасли и „спиртоносы“, которые собирались в вооруженные шайки, брали алкоголь и шли к приискам. Рабочие ходили к ним в тайгу за алкоголем и меняли украденное золото на спирт.

Из песни слова не выкинешь; так и из истории не вырвать страницы. Что было, то — было.

-5

Так счесть или не счесть?

В наши дни разработка золотых песчаных пластов продолжается, но уже не в тех масштабах, что ранее. Ситуацию проанализировал известный российский геолог, профессор Алтайского государственного университета Геннадий Барышников:

— Только на реке Сия, согласно моим подсчетам, находится около 600 килограммов золота, — поделился выводами профессор. — Цифра приблизительная, потому что при эксплуатации месторождения всегда находят больше драгоценных металлов, чем считали ученые изначально. Лично я на раскопках в 90‑е на реке Сия находил золото размером с человеческий ноготь. Это большой фрагмент. Сейчас многие радуются находкам и меньшего размера.

Ученый подчеркивал, что когда‑то основным поставщиком драгоценных металлов двора его Императорского величества был именно Алтайский округ. Причем не только серебра, но и золота. Самый крупный самородок находили на реке Сия в начале ХХ века на глубине 20 метров. И весил около 8 килограммов.

— Масштабная добыча полезных ископаемых на Алтае завершилась примерно в конце 40‑х. Потом все исследования прекратились. Когда я только начинал свою научную деятельность в 70‑е, то геологи были уверены в необходимости возобновления работы по поиску золотых месторождений на Алтае. Нам тогда удалось выбить финансирование в Москве на работы, — продолжал рассказ Геннадий Барышников. — В 90‑е мы с коллегами провели геологическое изучение и приступили к добыче россыпного золота на участке реки Сия Турочакского района Республики Алтай. Там мы нашли большие запасы драгоценных металлов. Сейчас ежегодно на Алтае добывают около 120 килограммов золота. Это прилично, но не сравнимо с тем объемом, что добывали еще век назад.

Профессор уверен, что запас золота в нашем регионе очень приличный. Конечно, он не сравним с объемом на севере страны, где добывают тонны этого металла в год. И, по его подсчетам, запасов драгоценных металлов на Алтае, согласно проведенным исследованиям, хранится как минимум на 5 миллиардов долларов.

— Сейчас золотодобытчики применяют современные технологии, благодаря которым можно находить дорогие металлы в большом объеме. Однако эти технологии несут огромный ущерб для природы. По сути, в пойме реки уничтожают все: вырубают деревья, кустарники и загрязняют воду, — подчеркивает ученый экологическую составляющую, которая и влияет в наши дни на объем золотодобычи в регионе. — Так, например, река Сия в Турочакском районе, где когда‑то проводились работы, уже превратилась в грязное болото. В Солонешенском районе на реке Карама местные власти остановили работы частной компании по добыче полезных ископаемых, так как те не выполнили рекультивацию участка. То есть прежде чем начать работы, необходимо искусственно изменить русло реки, а потом на месте, где раньше стояла вода, искать золото. Но проведение рекультивации требует огромных затрат, а все золотодобытчики хотят получить огромную прибыль сразу, не тратя много денег.

P. S.

В материале использованы исторические материалы бийского краеведа Бориса Кадикова, научные статьи профессора АлтГУ Геннадия Барышникова, а также материалы госархивов.

Марина Волкова