Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Хроника Германской революции. 11 января 1919 г.

В ночь на 11 января Носке ввел войска в Берлин. Первой целью стал квартал Берлинер Цайтунгсфиртель и конкретно редакция захваченной восставшими социал-демократической газеты «Vorwärts». Носке: «В ночь с пятницы на субботу 11 января редакция газеты «Форвертс» была взята штурмом». Утром ввод войск продолжился. Носке так описывает вход в Берлин: «В субботу утром был отвратительный дождь. Я пошел в Берлин пешком во главе отряда в 300 человек рядом с его командиром полковником Дестьеном. Никто не мог предсказать, каков будет исход дела. Возможны были сильные бои на улицах Берлина.Наш путь лежал через Потстамштрассе. Но как только население узнало, какие это войска, начались дружественные нам манифестации. Затем мы прошли по Лейпцигштрассе, Вильгельмштрассе и мимо Тиргартена вошли в предместье Берлина. Я распорядился выдать людям за этот успешный марш особое денежное вознаграждение». Интересно о вознаграждении. Не за такое уж и патриотическое бесплатно шли на Берлин фрайкоры. Густаву Носке в
На улицах Берлина в январе 1919 года.
На улицах Берлина в январе 1919 года.

Суббота

В ночь на 11 января Носке ввел войска в Берлин. Первой целью стал квартал Берлинер Цайтунгсфиртель и конкретно редакция захваченной восставшими социал-демократической газеты «Vorwärts».

Носке: «В ночь с пятницы на субботу 11 января редакция газеты «Форвертс» была взята штурмом».

Утром ввод войск продолжился. Носке так описывает вход в Берлин:

«В субботу утром был отвратительный дождь. Я пошел в Берлин пешком во главе отряда в 300 человек рядом с его командиром полковником Дестьеном. Никто не мог предсказать, каков будет исход дела. Возможны были сильные бои на улицах Берлина.Наш путь лежал через Потстамштрассе. Но как только население узнало, какие это войска, начались дружественные нам манифестации. Затем мы прошли по Лейпцигштрассе, Вильгельмштрассе и мимо Тиргартена вошли в предместье Берлина. Я распорядился выдать людям за этот успешный марш особое денежное вознаграждение».

Интересно о вознаграждении. Не за такое уж и патриотическое бесплатно шли на Берлин фрайкоры.

Густаву Носке вторит Филипп Шейдеман:

«В дождливую субботу, с пестро составленным отрядом, он пошел через Берлин, и в то же утро потсдамские войска освободили “Форвертс”».

Кстати, тут действительно разыгрался форменный бой. И слово «штурм» вполне соответствует происходившему. Атаку на редакцию вёл полк «Потсдам». Он задействовал даже полевые орудия.

Обстрел и перестрелка длились несколько часов. Осознав безнадежность положения, обороняющиеся выслали пятерых парламентеров. Бравые фрайкоровцы взяли их под стражу, отвели в казармы и там расстреляли. Та же участь постигла еще троих рабочих, взявшихся быть посредниками между обороняющимися и атакующими. Кроме расстрелянных, в бою за редакцию погибло несколько десятков человек.

К слову сказать, много позже по фактам расстрелов возбуждено следствие. Главный подозреваемый/обвиняемый майор фон Штефани оправдан даже не судом, а следствием.

Кадр из фильма "Роза Люксембург" (1986).
Кадр из фильма "Роза Люксембург" (1986).

Вообще бессудные расправы в эти январские дни становятся нормой жизни Берлина. Понимая, что его имя в расстрельных списках стоит первым, Карл Либкнехт с 11 января больше на появлялся дома, кочуя с одного надежного адреса к другому.

Носке разошелся вовсю. Он двинул к Берлину не только сформированные поблизости фрайкоры, но и корпус (тоже добровольческий) фон Лютвица. Он был сформирован под патронажем Верховного командования и фактически подчинялся Грёнеру.

Этот корпус не успеет к подавлению восстания. К моменту подхода Лютвица к городу ситуация в нем будет взята под контроль. Но корпус всё-таки введут, чем умножат количество жертв самосудов.

Между тем в стране залихорадило Гамбург. Власть в городе продолжает удерживать Совет рабочих и солдатских депутатов. Против него сформировалась коалиция членов СДПГ и профсоюзов. Они призвали город к всеобщей забастовке, вынуждая Совет назначить демократические выборы.

Совет, в свою очередь, поднял свой актив, призывая к провозглашению Социалистической республики как в Бремене. Поскольку в самом Гамбурге власть начала ускользать, речь пошла о Социалистической республике Куксхафена.

В Эссене совет рабочих и солдатских депутатов занимает офисы Угольного синдиката и Ассоциации горняков. Но до провинции у правительства руки еще не дошли. Управиться бы с Берлином.

------

Все материалы рубрики История Германии:

История Германии | Internetwar. Исторический журнал | Дзен