Найти в Дзене
Хроники прошлого

Почему в Средневековье запрещали есть рыбу в понедельник

Почему в Средневековье запрещали есть рыбу в понедельник Представьте средневековый рынок. Воздух пропитан ароматами свежего хлеба, специй и... ну, не будем о грустном, о тухлой рыбе, например. И вот покупатель, выслушав похвалы торговца жирной селедкой, вдруг хмурится: «Сегодня понедельник. Нельзя». Странно, правда? Рыба же не мясо. Ан нет, запрет был железным. Но дело тут не только в религии. Рыба - это не всегда постно Все мы знаем, что церковь предписывала постные дни - среду, пятницу, иногда субботу. В эти дни под запретом было мясо теплокровных животных. А рыба, существо холоднокровное, считалась допустимой пищей. Но понедельник-то не был официальным постным днем! Откуда же вето? Все дело в человеческой - скажем так - изобретательности. И в монахах. Именно монашеские уставы стали первой лабораторией этого запрета. Дело в том, что понедельник часто считался «малым постом», днем покаяния после воскресенья, дня отдыха и, возможно, некоторых излишеств. Монахи могли добровольно нал

Почему в Средневековье запрещали есть рыбу в понедельник

Почему в Средневековье запрещали есть рыбу в понедельник

Представьте средневековый рынок. Воздух пропитан ароматами свежего хлеба, специй и... ну, не будем о грустном, о тухлой рыбе, например. И вот покупатель, выслушав похвалы торговца жирной селедкой, вдруг хмурится: «Сегодня понедельник. Нельзя». Странно, правда? Рыба же не мясо. Ан нет, запрет был железным. Но дело тут не только в религии.

Рыба - это не всегда постно

Все мы знаем, что церковь предписывала постные дни - среду, пятницу, иногда субботу. В эти дни под запретом было мясо теплокровных животных. А рыба, существо холоднокровное, считалась допустимой пищей. Но понедельник-то не был официальным постным днем! Откуда же вето?

Все дело в человеческой - скажем так - изобретательности. И в монахах. Именно монашеские уставы стали первой лабораторией этого запрета. Дело в том, что понедельник часто считался «малым постом», днем покаяния после воскресенья, дня отдыха и, возможно, некоторых излишеств. Монахи могли добровольно налагать на себя дополнительные ограничения. А где пост, там и рыба. Но тут-то и начиналась интересная логическая развилка.

Битва за статус: еда для бедных или деликатес?

Парадокс средневековой диететики был в том, что рыба, будучи постным продуктом, отнюдь не всегда была едой бедняков. Речная рыба - да, ее мог поймать каждый. А вот дорогая морская рыба - осетр, лосось, соленая треска с далеких северных морей - это была роскошь, доступная знати и богатым монастырям. Позволить себе есть такую рыбу в обычный понедельник - это выглядело не как аскеза, а как обход правил, гастрономическая хитрость.

Церковные власти это прекрасно видели. И чтобы пост не превратился в пир, в некоторых регионах и общинах стали вводить дополнительные внутренние правила. «Раз пост - так уж пост, - рассуждали строгие аббаты. - Ешьте кашу, горох и дешевую селедку, если очень хочется. А омаров и осетрину - оставьте». Так понедельник мог стать днем, когда под запретом была любая рыба, чтобы уровень благочестия не измерялся толщиной кошелька.

Удобная традиция для рыбаков и торговцев

Был и чисто практический аспект, далекий от богословия. Воскресенье - день праздничный. Рыбный рынок в воскресенье не работал. Улов, пойманный в субботу, к понедельнику уже не первой свежести. Запрет есть рыбу в понедельник был своеобразной средневековой санитарной нормой, защищающей людей от отравления несвежим товаром. Это правило, рожденное заботой о здоровье паствы, легко обретало форму благочестивой традиции.

Так что запрет на рыбу по понедельникам - это не какой-то единый церковный закон, а причудливое переплетение искренней аскезы, борьбы с лицемерием, экономики и заботы о здоровье. Он показывает, как живая жизнь всегда сложнее любых официальных уставов. Люди искали способы быть благочестивыми, но и практичными одновременно. Или хотя бы выглядеть таковыми. Ведь согласитесь, отказ от дорогой рыбы в понедельник выглядел очень благочестиво, даже если во вторник вы собирались съесть двойную порцию. Главное - чтобы правила игры были понятны всем, от крестьянина до герцога. Даже если эти правила пахнут не только святостью, но и йодом, и солью.