Найти в Дзене
Деловой Бийск

История бийского Успенского собора

Разливается рождественский благовест над Бийском. Укрывает благодатными волнами звуков, исходящих от больших и малых колоколов и колокольцев. Оповещают прихожан о приходе великого праздника на православную землю, зовут в храм на торжественную службу. Сначала вступает большой колокол, затем в три приема подключаются несколько звонких глашатаев: начинается трезвон — звонкий и радостный. И уже после перекличка колоколов становится более сдержанной и непродолжительной, чтобы не мешать прихожанам в их молитвах. Радуются бийчане рождению Христа, просят у Богородицы и сына ее защиты и поддержки. И тут уж нет деления на сословия, все рядышком стоят: купцы и коммерсанты, мастеровые рабочие, крестьяне, что специально приехали в Бийск на святой праздник. А кто‑то и на новый храм поглазеть. Интересно же! Красоту такую в городе построили — белоснежный с синими куполами храм, торжественный и нарядный. С того самого Рождества, что бийчане встречали в новом Успенском храме, под благовест новеньких кол
Оглавление

Радость и чудо

Разливается рождественский благовест над Бийском. Укрывает благодатными волнами звуков, исходящих от больших и малых колоколов и колокольцев. Оповещают прихожан о приходе великого праздника на православную землю, зовут в храм на торжественную службу. Сначала вступает большой колокол, затем в три приема подключаются несколько звонких глашатаев: начинается трезвон — звонкий и радостный. И уже после перекличка колоколов становится более сдержанной и непродолжительной, чтобы не мешать прихожанам в их молитвах.

Радуются бийчане рождению Христа, просят у Богородицы и сына ее защиты и поддержки. И тут уж нет деления на сословия, все рядышком стоят: купцы и коммерсанты, мастеровые рабочие, крестьяне, что специально приехали в Бийск на святой праздник. А кто‑то и на новый храм поглазеть. Интересно же! Красоту такую в городе построили — белоснежный с синими куполами храм, торжественный и нарядный.

С того самого Рождества, что бийчане встречали в новом Успенском храме, под благовест новеньких колоколов, прошло более 120 лет. Было время, когда умолкали колокола, не призывая горожан на службу. Но, к радости православных, продлилось оно не долго. И снова ожила колокольня, и снова зовет на святые праздники под святые своды.

Успенский приход

На самом деле годом, когда в Бийске был построен Успенский храм, можно считать год образования Успенского прихода — общины христиан, состоящей из клира и мирян, объединенных при нем. Случилось это историческое событие в Бийске в 1774 году. Так что подсчитать даты и годы несложно.

Впрочем, православная страничка в истории Бийска открылась много раньше. Это была небольшая часовня, возведенная усилиями и стараниями сотника Степана Серебрякова. Население тогда еще острога активно прирастало, и часовня уже не могла вместить всех желающих помолиться по святым дням и православным праздникам. Кто‑то молился прямо на улице у входа. Стремление построить в разрастающемся из острога в крепость опорном оборонительном пункте церковь обрывалось цифрами крепостной казны.

И только в марте 1774-го, по благословению епископа Тобольского Варлаама на месте, где в наше время находится полицейский скверик, началось строительство первой бийской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Из летописей известно, что работами руководил комендант Бийской крепости полковник Петр Четов. Для работ специально прибыли мастера деревянного церковного строения, присланные Тобольской духовной консисторией. Не стояли в стороне и солдаты гарнизона, уж очень хотелось срубить первый храм для крепости. Считали своим долгом принять участие в строительстве и сам комендант, и его подчиненные офицеры: сами частенько брали в руки топоры. Так что с работой справились споро. За полгода храм был готов, и уже через семь месяцев состоялось его освещение. Архитектурно церковь имела крестовый вид, и ее венчала колокольня в три яруса.

-2

Еще через год по просьбе священника Стефана Удинцова при церкви открывается первая в истории города лечебница. Лекарем в ней служил сам Удинцов. Вероятно, будет смело сказать, что первая в Бийске церковь стала первым небольшим музеем крепости. Под ее сводами бережно хранились крепостные святыни, как сегодня сказали бы — раритеты. Например, древнее стрелецкое знамя, принадлежавшее первым сибирским казакам. Но в 1787 году по личному распоряжению поручика Бардина его перевезли в Омск. Так или иначе, с Успенской церковью, построенной всем миром, очень многое для бийчан и сегодня связано со словом „первый“.

Первое каменное здание

Прослужила деревянная церковь на радость православных прихожан, к сожалению, недолго. Во время перепланировки кварталов в начале 1830‑х годов ее снесли из‑за ветхости. Справедливости ради стоит отметить прозорливость и предусмотрительность тогдашнего крепостного начальства. Второй Успенский собор начали строить еще во время действующей деревянной церкви, всего в нескольких десятках метров от нее. Там, где сегодня располагается территория бывшего стадиона „Авангард“. Освящение провели в 1794‑ом. Бийчане сразу прозвали его Казачьим. А все потому, что прихожанами Старо-Успенского собора были служилые казаки и члены их семей.

Каменный собор возводили по проекту и под надзором художника и зодчего-храмостроителя, сибирского летописца, выходца из тобольских ямщиков Ивана Черепанова. И это было первое каменное здание в крепости.

Много знаменательных событий состоялось в стенах Нового Успенского храма. В соборе хранились копии с метрических книг с 1787 года, а также причтом велись новые метрики, по ним можно и сейчас узнать имена почти всех бийчан, живших в то время. Сохранились архивные документы с именами церковнослужителей.

Одно из самых ярких и знаменательных событий истории Бийска также связано со Старо-Успенской церковью. В июле 1868 года его в ходе визита на Алтай посетил сам князь Владимир — сын самого императора-самодержца Александра II.

Казачий, он же Старо-Успенский, собор упразднили и закрыли по причине ветхости в сентябре 1903 года. Но к этому времени в Бийске зазвонили колокола на третьем Успенском соборе. Том самом, который мы слышим и видим в наши дни. Впрочем, закрытый Старо-Успенский храм сносить бийчане не спешили, и он простоял еще четверть века. Церковь разобрали только в 1928 году. На ее месте власть быстро организовала торговые ряды государственных и кооперативных организаций и частных лиц, вероятно, чтобы стереть с лица земли и из памяти горожан любое напоминание о храме.

-3

От церкви до кафедрального собора

31 марта 1891 года в городе проходит собрание прихожан. Единогласно принято решение о строительстве нового храма взамен обветшавшего. При этом на строительство денег особо не было, собранная прихожанами сумма и имевшийся церковный капитал оказались недостаточными. Но, как тогда говорили: „…по милости Божией, желание добавить необходимую сумму средств и построить новый храм изъявил староста Казачьего Успенского собора, городской голова, бийский 2‑й гильдии купец-миллионер Михаил Савельевич Сычев, вложивший 5150 рублей в богоугодное дело…“.

Выбор места будущего строительства новой Успенской церкви вызвал много споров. Часть прихожан желали видеть храм на Мальцевской площади, сегодня там находится мемориал „Воинам-бийчанам“. Часть — на Сенной площади. Словом, каждый мечтал видеть храм как можно ближе к своему дому. Неожиданный конфликт интересов разрешился только после того, как право выбора предоставили самому Сычеву.

Тот же, в свою очередь, не нарушая завещание своей покойной жены Акилины Федоровны, решил строить церковь рядом с Казачьим, то есть Старо-Успенским собором. Поговаривали, что он даже советовался по этому поводу с местными нищими.

Так дело сдвинулось с мертвой точки.

По ходатайству благотворителя, городская дума предписала в постановлении № 42 от 29 декабря 1892 г. „…поручить городской управе место земли под постройку новой церкви отвести, сколько потребуется, на Успенской площади…“.

17 января 1897 года на имя Преосвященного Макария (Невского), епископа Томского и Барнаульского, купец Сычев направляет прошение следующего содержания: „…Предполагая построить в Бийске каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделами… на собственные средства и пожертвования доброхотных благотворителей, если таковые будут, по проекту, составленному Томским епархиальным архитектором, классным художником В.В. Хабаровым, на площади, отведенной Бийскою Городскою Думою, около приходящей в ветхость Успенской церкви, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, разрешить мне сию постройку, и благословите приступить к оной в лето сего года…“

К ходатайству прилагался внушительный перечень строительной документации, включая готовый проект будущего храма. И 15 марта 1897 г. грамотой епископа Макария (Невского) за № 1569 преподано благословение на заложение нового храма. Его закладка состоялась 5 июля 1898 года.

-4

Переписка и обмен документами продолжались на протяжении всего строительства. Так, в ноябре 1898 года Михаил Сычев в обращении к благочинному Градо-Бийских церквей протоиерею Павлу Митропольскому писал: „…План и фасад на построение новой Успенской церкви… утверждены Строительным Отделением Губернского Управления 18 февраля 1897 г. за № 16, и копка канав произведена под руководством архитектора Шульделя…“. По Указу Томской духовной консистории, в 1899 году наблюдение и ответственность по постройке церкви были возложены на архитектора Хомича.

Кроме того, из документов того периода, строительные работы храма производила артель господина Пленкина, известная в то время отменным качеством выполняемых работ. Расписывали храм мастера иконописной артели Патрушева. Резные позолоченные иконостасы и киоты для крупных икон изготовлены в бийской иконостасной мастерской Борзенкова.

В 1903 году октября 5, 19 и 2 ноября при большом стечении народа Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием (Павловым), епископом Бийским, были освящены три храмовых престола: главный — в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы и два других — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и во имя святителя Николая Чудотворца.

Первым настоятелем новопостроенного храма назначается митрофорный протоиерей Владимир Дагаев — последний настоятель Старо-Успенского Казачьего храма, положивший немало трудов для скорейшей постройки нового. Общий стаж его служения в Успенских храмах Бийска в качестве священника, а затем настоятеля, к моменту ухода за штат в 1905 году „… в связи с преклонным возрастом…“ составил 47 лет и 2 месяца.

Храмовая православная библиотека Успенского собора насчитывала 1043 книги, среди которых имелись и древние издания. Библиотекой разрешено было пользоваться причту, братству во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского и отдельным прихожанам.

Также при церкви числилось 472 квадратных сажени усадебной земли, а сенокосной и пахотной не было. Также в документах отмечалось, что „…Усадебная земля занята церковными домами и значится по плану города, Высочайше утвержденному…“.

-5

А еще в ведении церкви в 1908 г. имелось несколько учебных заведений: церковно-приходская мужская школа, в которой обучались 122 мальчика; приходское мужское училище Министерства Народного Просвещения; Николаевское женское училище.

В справочной книге по Томской епархии, изданной в 1914 году, об Успенской церкви говорится следующее: „…Состав прихода: город Бийск. Прихожан 5238 душ, в том числе раскольников 55 человек. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта при готовых домах для одного священника и одного псаломщика, квартирные пособия от церкви для диакона — 120 рублей, для второго псаломщика — 72 рубля, старший священник живет в собственном доме. Проценты с причтового капитала до 225 рублей; жалование из казны 175 рублей и доходы от треб до 5000 рублей…“

Военные годы

Официально собором Успенский храм Бийска стал только в 1918 году, то есть уже после Октябрьской революции. Гонения на веру и религию, а также самих священников и прихожан еще не начались. Это будет позже. Однако издания тех лет хранят информацию о том, как бийские прихожане и служители собора помогали армии в годы Первой мировой, как собирали „с миру по нитке“ одежду и постельное белье для раненых солдат, размещенных в городских госпиталях.

Священник Бийского гарнизона протоиерей М. Анастасиев писал, что: „…Нужда в белье наших Бийских госпиталей побудила меня создать организацию по удовлетворению этой насущной потребности раненого и больного солдата…“. Своей целью созданное общество обозначило „…благотворительность вообще, развитие религиозного чувства среди прихожан, заботы о чистоте и украшении храма, сборы на армию в церкви и в приходе…“. Десятки прихожанок сестрического общества Успенской церкви под руководством старшей сестры Белогужевой активно включились в работу и были признательны всем и каждому, кто снабжал их нитками и тканью. Так, в июле месяце они выразили благодарность господину Рождественскому „…за пожертвованный кусок полотна на изготовление госпитального белья для раненых Бийского гарнизона Сибирской армии…“.

Однако тучи уверенно продолжали сгущаться над колокольней Успенского собора. Началось все с передачи утвари и „…имущества архиерейского служения“ из Троицкого собора и Казанской церкви в связи с предстоящим закрытием храмов. Это случилось в 1929–1930 годах. Сам же Успенский храм был закрыт в 1932 году и приспособлен под зернохранилище. Большая часть священно- и церковнослужителей храма, по воспоминаниям старожилов Бийска и прихожан, подверглась репрессиям с отбыванием срока в тюрьмах и лагерях.

Только в 1947 году, в связи с изменением государственной политики в отношении к религии, храм был отрыт вторично. Это событие отражено в справке о регистрации приходской общины: „Настоящим удостоверяется, что на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1947 г., уполномоченным Совета при Алтайском крайисполкоме зарегистрирована под № 7 приходская община Успенской церкви, имеющая пребывание в городе Бийске Алтайского края, с предоставлением этой общине в пользование церковного здания, находящегося на Советской улице, в центре г. Бийска….. Справка подлежит хранению в делах церковного совета прихода и по требованию представителей органов Советской власти должна предъявляться последним. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Алтайскому краю И. Сивко“.

Успенский собор на время снова стал называться церковью.

Еще один интересный документ, на этот раз о праздничном богослужении во вновь открытом храме:

„…Донесение о праздновании Пасхи в Успенской церкви г. Бийска в мае 1948 г.“, адресованное секретарю Бийского горисполкома товарищу Петропавловскому. В донесении говорится, что: „В ночь с 1 на 2 мая 1948 г., т. е. под пасхальные дни, в Успенской церкви было народу примерно от 6000 до 8000 человек. Из этого количества молодежи было до 300. Населения среднего возраста от 30 до 40 лет было примерно до 40–50 %. Остальные были престарелые. Причем, надо заметить, очень много было населения из окружающих сел. Это было видно из разговоров присутствующих. Все присутствующие исполняли религиозные обряды, имея при себе куличи и яйца, принесенные для освящения. Причем, надо заметить и тот факт, что среди присутствующих были и военнослужащие. Судя по одежде и внешнему виду, были и ответственные работники хозяйственных организаций… Контрреволюционных выпадов и разговоров не наблюдалось. За порядком за это время наблюдали работники милиции. Май 1948 г. Секретарь исполкома райсовета…“.

В середине прошлого века Успенский собор власти снова чуть не закрыли, но в последний момент передумали и оставили его в покое.

Приблизительно в это же время, в 1958–1964 годах, в Успенском храме Бийска дьяконом служил Владимир Гомбоев, правнук декабриста Николая Александровича Бестужева.

В 1989 году, в канун празднования 280‑летия Бийска, на колокольню высотой 33 метра были подняты пять новых колоколов, отлитых в Воронеже. В 2010 и 2011 годах установлены девять новых накупольных крестов, изготовленных на одном из предприятий Барнаула из нержавеющей стали и покрытых нитридом титана. Два больших креста высотой около четырех метров и весом 260 и 150 килограммов 7 сентября 2010 г. увенчали центральный купол и колокольню.

12 мая 1991 года Успенскую церковь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Отслужил краткий молебен и выступил с проповедью. Еще через три года по указу Преосвященнейшего Антония (Масендича), епископа Барнаульского и Алтайского, церковь снова стала именоваться собором, который в 1997 году получил статус кафедрального.

Благовест

Поет на самом нижнем ярусе звонницы праздничный колокол, самый крупный по размеру и весу из всех, что разместились на колокольне. Мощь его баса можно услышать только по великим праздникам. Оттого и зовется — праздничный. Ловко управляется с колоколами звонарь, поет его душа от благодати, поют колокола — людям радость дарят, зовут в храм… Рождество пришло, с праздником, люди! С праздником, город!

В материале использованы архивные документы, исторические факты из работ историков Сергея Исупова и Павла Коваленко.

Марина Волкова