Канал «Пензенский встречи» считает делом чести рассказывать, упоминать или вспоминать настоящих энтузиастов своего дела в самых различных сферах и направлениях нашей жизни.
Буквально на днях, 9-го января исполнилось 70 лет со дня рождения Александра Николаевича Калашникова (9.01.1956–9.06.2011).
Его жизнь и творческая деятельность служит нам очередным примером того, как огонь энтузиазма лишь одного человека может зажечь сердца других людей и совершить то самое «обыкновенное чудо», о котором мы регулярно вспоминаем при очередном просмотре одноимённого «захаровского» телешедевра.
Уж такие они люди, – эти «ненормальные» энтузиасты-романтики, мир фантазии и творческой энергии которых, действительно, способен творить чудеса!
Заслуженный работник культуры России, организатор и художественный руководитель театра-студии «Бум» и фестивалей «Бумборамбия» в Кузнецке Пензенской области навсегда вошёл в нашу историю.
Приведу лишь основные биографические данные из «Пензенской энциклопедии»…
В 1979 году, после окончания Куйбышевского института культуры Александр Калашников вернулся в родной Кузнецк, где организовал театр-студию «Бум» при ДК «Рассвет» Кузнецкой обувной фабрики. В числе первых постановок – «Два цвета» В. Зака, А. Кузнецова; «Ночь после выпуска» В. Тендрякова; «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери.
С 1985 Александр Калашников начинает поиски в жанре уличного бродячего театра. Созданный им «театр на повозках» просуществовал 5 лет и, пройдя более тысячи километров, показал балаганные спектакли «Потешки», «Кошкин дом», «До третьих петухов», «О том, как господин Макинпотт от своих злосчастий избавился».
Бумовцы исколесили, проскакали на лошадях, проплыли на плотах Пензенскую, Ульяновскую и Самарскую области, радуя своим искусством горожан и сельчан. Зрелищность, сочетающая балаганные традиции и современную стилистику, нашла воплощение в постановках «театра на плотах», «театра на мустангах», «театра на автобусе», показанных не только в России, но и за рубежом.
На II международном фестивале «Театральные каникулы – 92» (Москва) спектакль кузнечан «Пузырьки» покорил жюри. Театр «засветился» в Москве и уже в том же году получил приглашение в Германию на фестиваль «Восточная Европа – 92». Затем последовали приглашения на международные театральные фестивали в Турцию, в Норвегию.
Калашников является вдохновителем и организатором фестиваля любительских театров России «Бумборамбия». В подобном фестивале, проведенном в Кузнецке в 2000 году, приняли участие 24 театра из 12 стран. Автор проекта и организатор строительства в Кузнецке фестивально-паркового комплекса «Театроград». Участник международных театральных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Ужгороде, в Германии, Турции, Норвегии.
В ноябре 2005 года бессменный художественный руководитель «БУМа» Александр Калашников простился с любительским театром. Режиссер покинул Кузнецк и уехал в столицу.
… К сожалению, уже всего через 6 лет его не стало. Свои последние годы мастер работал главным режиссером Московского областного театра юного зрителя в Реутово.
«Чтобы построить свой театр, в 90-х гг. он закупал в Москве апельсины грузовиками и продавал их в Пензе. Свой «театроград» он построил. Увы, здание отобрали за долги. В 2005 году Александр Калашников навсегда покинул Кузнецк. «Бум» прекратил свое существование», – делился в своём скорбном телерепортаже 10 июня 2011 года журналист ПГТРК Евгений Белохвостиков. Причём, в сентябре со своим театром «папа» кузнецкого «Бума» планировал приехать на гастроли в Пензу…
В 90-е годы мне посчастливилось общаться с Александром Калашниковым, делая интервью и радиорепортажи с фестивалей «Бумборамбия». Была идея даже организовать товарищеский футбольный матч между сборной командой пензенских журналистов «Репортёр» и артистами кузнецкого «Бума». Не срослось…
Мой давний друг и коллега, начальник отдела интернет-коммуникаций пресс-центра Пензенского государственного университета, а также сотрудник «Университетской газеты» Максим Битков, в 90-е годы являлся одним из молодых представителей труппы артистов театра «Бум».
Позавчера он опубликовал пост, посвященный юбилею. Поделюсь им и с вами...
«В 1988 году, когда «шефу», как его называли мы, воспитанники, было 32 года, а «Буму» – 8, о кузнецком феномене узнала буквально вся страна.
Лето 88-го. Воины-интернационалисты возвращаются из Афганистана, сахар становится дефицитом, а Виктор Цой – главным отечественным рокером. И в это бурное время журналы «Огонёк» и «Смена» (суммарный тираж почти 4 млн экземпляров!) свои обложки посвящают провинциальному театру-студии...»
Также были выложены тексты публикаций этих журналов. Я ограничусь лишь материалом Бориса Минаева «ВЫЙТИ НА ПЛОЩАДЬ» с фотографиями Юрия Феклистова («Огонёк», июль 1988)…
«Я не видел этот спектакль – «Кошкин дом». И эти красивые повозки я тоже видел только на фотографиях.
...В Кузнецк я приехал зимой. Повозки ещё мирно дремали на хоздворе Кузнецкой обувной фабрики, в клубе которой – на втором этаже, в крайней справа комнатке с небольшой раздевалкой, размещается молодёжный театр «БУМ» – никто точно не знает, сколько в стране таких театров, практикующих забытую, оставшуюся в тёмном средневековье ипостась театрального искусства – БАЛАГАН.
Фотографии, которые вы видите, запечатлели уникальный, единственный в своём роде детский театр на колесах. Тридцать детей и пятеро взрослых с тремя лошадьми из совхоза «Евлашевский», впряжёнными в три театральные телеги, совершили многокилометровый проход по сёлам: Татарский Канадей, Малый и Большой Труёв, Злобинка, Ульяновка, Евлашево; представление также было дано в зоне отдыха «Долгушино» и на площади города Кузнецка.
Дети и балаган – такого ещё не было. Вернее, было – в бродячих цирках и театрах в те незапамятные времена ходили дети. Дети артистов. Здесь же своё искусство показывал совершенно самостоятельный детский коллектив.
Саша Калашников, режиссёр, вместе с Валерой Башкировым, Романом Миряевым, Юрой Крюковым, Димой Першиным – «бумовцами», своими взрослыми помощниками, шёл по татарским и русским селам, где сначала захлопывают наглухо ставни, а потом выбегают на улицу всем селом старые, молодые, малые, падают, плачут от хохота, от радости — шёл, чтобы сделать свой «Скворечник» настоящим театром.
...Проводя сквозь свой почти элитарный – по уровню демократизма – театральный эксперимент детей, Калашников готовит какой-то совершенно новый уровень работы. Контуры этого уровня проступают уже сейчас: в августе этого года состоится представление первого в истории театра на плотах, летом следующего – театра на воздушном шаре.
А если не полетит, не поедет, развалится, лопнет, не выйдет, не встанет, не приземлится, если просто-напросто НЕ РАЗРЕШАТ?
Вот в этом последнем «если» – главный, так сказать, залог успеха. Тот, кому РАЗРЕШИЛИ, легко и непринужденно преодолеет любые стихийные бедствия, любые каверзы фортуны, «и снег, и ветер, и звезд ночной полёт»...
Калашникову же не просто разрешили. В недоверчивом своём городе, где не только забыли, что такое серьёзный театр, но и само здание бывшего театра, до революции ещё построенное, сгорело подчистую – «БУМ» собирает полные залы, имеет союзников и помощников на всех уровнях: от директора обувной фабрики до первого секретаря горкома партии.
Чем всем нам дорог Калашников со своим театром?
Первое. Тем, что он патриот. Саша работает в Кузнецке уже десять лет и уезжать не собирается. Театру, кажется, дают свое помещение – камерный зал на сто мест. Это патриотизм не дешёвый, не показушно-навязчивый. Саша просто живёт в своём городе, любит его и хочет сделать культурным – ставит Распутина и Брэдбери, Тендрякова, Приставкина и Маршака.
Второе. Тем, что Калашников революционер. Опять-таки не на словах, а в своём профессиональном деле.
И третье. Тем, что он не просто режиссёр, а воспитатель. Его театр, в котором с одинаковым упоением играют тридцатидвухлетний слесарь и двенадцатилетний мальчишка, театр, вышедший на сельский просёлок и городскую площадь, – знамение нашего времени».
… Помнится, я, тогда ещё студент историко-филологического факультета Пензенского педагогического института, держал в руках тот июльский номер «Огонька» 1988 года, с гордостью осознавая масштаб кузнецкого театрального чуда и радуясь за это детище Александра Калашникова!
Хочется надеяться, что подобными энтузиастами и создателями волшебных «обыкновенных чудес» наш Сурский край ещё прирастёт…