Вчера вечером встретил своего соседа Андрея, который стоял возле своего кроссовера с видом человека, проигравшего крупную сумму в казино. Мы разговорились, и оказалось, что он уже третий месяц пытается продать свой белоснежный Haval Jolion. Казалось бы, машина является абсолютным бестселлером и народным любимцем, их на улицах тысячи. Спрос должен быть бешеным, как на горячий хлеб. Но реальность оказалась жестокой. Андрей столкнулся со стеной недоверия и предубеждений, которые сформировались вокруг этой модели исключительно из за цвета и ее бешеной популярности в сфере пассажирских перевозок.
Андрей покупал машину новой в салоне два года назад. Брал для себя, для семьи, чтобы возить детей в школу и ездить на дачу по выходным. Выбор пал на белый цвет по очень простой причине, ведь он не хотел переплачивать за "металлик", да и в нашем климате светлая машина меньше греется на солнце. За два года он накатал честные 45 тысяч километров. Автомобиль находится в состоянии близком к идеальному, кузов в родной краске, ни одной царапины, салон чистый, в нем никогда не курили, масло менялось каждые семь тысяч. В общем, это та самая "капсула времени", за которой обычно охотятся все покупатели.
Но как только объявление появилось в сети, телефон Андрея начал разрываться от странных звонков. Девять из десяти потенциальных покупателей начинают разговор с одной и той же фразы с вопросом о том, точно ли машина не из под такси. И никакие аргументы, что в ПТС один владелец физлицо, что нет никаких лицензий, что страховка обычная, на людей не действуют. Народ настолько напуган количеством этих машин в таксопарках, что любой белый Jolion воспринимается ими как отжатый рабочий инструмент, с которого просто содрали желтую пленку, скрутили пробег с трехсот тысяч до сорока пяти и пытаются продать как новый.
Самое унизительное начинается при живых осмотрах. Приезжают так называемые подборщики или просто подозрительные покупатели, вооруженные толщиномерами и фонариками. Они не смотрят на реальное состояние узлов и агрегатов. Вместо этого они с лупой изучают проемы дверей, пытаясь найти остатки клея от пленки. Они ковыряют обшивку в багажнике, ища следы от установки газового баллона. Они рассматривают задний диван, выискивая потертости от бесконечных пассажиров. И даже когда они ничего не находят, вердикт звучит убийственно. Люди говорят, что машина белая, поэтому все соседи будут думать про бывшее такси, а значит потом ее никому не продашь без огромной скидки.
Имидж модели сыграл злую шутку с обычными частниками. Jolion действительно заменил ушедшие корейские бюджетники в парках. Ахиллесова пята этой машины в режиме коммерческой эксплуатации кроется в роботизированной коробке передач. В жестких пробках, в режиме постоянных стартов и торможений 24 часа в сутки, сцепление и мехатроник изнашиваются довольно быстро. Покупатели на вторичке панически боятся попасть на дорогостоящий ремонт робота, поэтому шарахаются от белых машин как от огня. В народе укрепилось мнение, что если машина белая, значит ее гоняли в хвост и в гриву три водителя посменно.
Моему соседу каждый второй предлагает цену на 300 или 400 тысяч ниже рынка. Аргумент у всех железный, мол белый "Джулион" это неликвид и вечный лот. Доходит до абсурда. Приехал вполне адекватный с виду мужчина. Посмотрел сервисную книжку, проверил историю обслуживания, увидел все чеки. Машина ему очень понравилась. Но в последний момент он отказался от сделки. Сказал честно, что видит живую машину, но боится будущего. Он объяснил, что через три года захочет ее продать, и ему каждый первый будет тыкать в лицо таксистским прошлым, которого не было. Человек просто не хочет оправдываться за свои же деньги и терять при перепродаже. В итоге он ушел искать вариант в синем или красном цвете, которые сейчас стоят заметно дороже именно из за отсутствия этого стереотипа.
В сухом остатке Андрей оказался в ловушке. У него на руках отличный, технически исправный автомобиль на гарантии, за который он хочет получить справедливую рыночную цену. Но рынок диктует свои безумные правила. Ему либо придется отдавать машину перекупам за копейки, а они потом скрутят пробег до 15 тысяч и продадут как "новую", либо ездить на ней дальше, пока она окончательно не обесценится. Он уже всерьез рассматривает вариант затянуть кузов в цветную пленку, чтобы хоть как то сбить эту стойкую ассоциацию с классом "Эконом" или "Комфорт".
Вот так массовая популярность модели вышла боком простым владельцам. Мы привыкли думать, что ликвидный автомобиль легко продать, но в случае с белым китайским кроссовером это правило перестало работать. Теперь при покупке новой машины нужно думать не только о ее надежности, но и о том, не станет ли твой цвет поводом для торга до слез через пару лет. Ситуация показывает, насколько наш рынок зависит от мифов и страхов, которые порой сильнее здравого смысла и фактов.
А вы бы рискнули взять белый популярный кроссовер с рук, зная о его таксишном имидже, или предпочли бы переплатить за другой цвет ради собственного спокойствия и престижа? Жду ваши истории покупки и продажи в комментариях!