Массовые беспорядки стартовали в Иране 28 декабря как мирные протесты торговцев, недовольных экономической ситуацией в стране с сугубо экономическими требованиями.
Торговцы протестовали на базарах Алаеддин и Чарсу. К ним быстро присоединялись и другие люди.
Поводом являлось сильное падение иранского риала к доллару (до 145 тыс. риалов за доллар).
Основная причина - это многолетние санкции США и остального Запада.
В ответ на разрастающиеся волной по городам Ирана протесты глава Центробанка страны подал в отставку, но это никого не удовлетворило.
Полиция произвела задержания около 200 наиболее агрессивных участников протестов, у некоторых из них якобы нашли при себе огнестрельное и холодное оружие. Но вопреки ожиданиям власти эти задержания и жёсткие действия сил правопорядка, вместо спада беспорядков повлекли за собой только стремительный их рост.
За две недели протесты переросли в крупномасштабные волнения с вовлечением в них сотен тысяч людей городского населения на большой части территории Ирана, а требования изменились с экономических на политические, направленные на свержения власти аятолл, верховного лидера Ирана Хамении, действующего правительства исламской республики.
В настоящее время волнения не стихают, сопровождаются столкновениями между вооруженными протестующими и полицией, отрядами «Басидж» и Корпусом стражей исламской революции (КСИР), с десятками погибших и раненных, с применением огнестрельного, в том числе автоматического оружия, «коктейлей Молотова» и даже самодельных огнеметов.
По оценкам СМИ, столкновения идут в 180 населенных пунктах в 31 провинции Ирана.
Якобы движущей силой беспорядков стали представители курдского национального меньшинства. Самые крупные волнения, с наиболее активным сопротивлением полиции наблюдались в городах на западе страны, где курдов и лурцев больше, чем персов.
Сначала у протестующих не было ярко выраженных лидеров, но уже на раннем этапе протестующие стали получать масштабную поддержку из-за рубежа: в соцсетях распространяли разного рода провоцирующие на восстание информацию, в том числе часто ложную, появились записанные видеоинструкции с указаниями, как им поддерживать связь между, где собираться, как организовываться на различной численности отряды, координировать свои действия и как вести себя в случае ареста.
Вскоре катализатором протестов стал сын свергнутого в 1979 году в результате исламской революции в Иране шаха Пехлеви, постоянно проживающий в США. Он призвал к массовому восстанию и ликвидации правящего режима и объявил, что готов возглавить временное правительство.
Восстание в настоящее время происходит под лозунгами: «Смерть диктатору», «Смерть Хаменеи» и «Да здравствует Шах».
Пехлеви тоже продолжает активно постить. Он призывает захватывать и удерживать центры городов, не расходиться, а работников всех сфер выходить на общенациональную забастовку. То есть, это уже перенаправление стихии толпы в программное русло.
По данным властей Ирана только в столице Тегеране были повреждены десятки банков, госучреждений, полицейских и пожарных автомобилей.
С 8 января стали поджигать мечети, якобы сожжены 25 мечетей в Тегеране. То есть протесты уже приобрели и отчасти антирелигозный характер.
Лично автор, верующий человек, не является мусульманином по вероисповеданию, но таких действий никак не может понять - мечети зачем жечь, чем они им мешают? (Какие-то конкретные шайтаны в рядах толпы).
Иранские власти имеют опыт подавления протестов, в том числе и самый жёсткий, но сейчас видимо их задача удержать ситуацию под контролем, без масштабного применения силы. Были сообщения, что должно последовать обращение к нации от Хаменеи, а позже, что с обращением к нации выступит президент Ирана Пезешкиан. Однако таких заявлений пока не последовало.
В то же время, иранские повстанцы получили мощную международную поддержку, но в основном пока медийную. С обращениями и призывами выступили Трамп, Урсула фон дер Ляйен и даже украинский Сибига. Но вероятно, что законспирированная агентура враждебных спецслужб на территории Ирана уже включилась в идущие там процессы.
Ещё в самом начале протестов Трамп объявил, что если власти Ирана предпримут силовой вариант подавления восстания, не избегая кровопролития, то США придётся вмешаться, чтобы силой пресечь такие действия иранского правительства. Эти сообщения продолжают идти из Вашингтона.
Для США и Израиля нет лучшей возможности свергнуть аятолл. Но видимо в Вашингтоне не хотят вмешиваться, пока эти волнения не пошли на спад, стараясь, чтобы все случилось как внутреннее дело Ирана, рассчитывая, что иранские революционеры справятся сами. И в настоящее время достаточно их общей поддержки, внешнего давления в виде прямых угроз иранскому правительству со стороны США.
МИД России осудил США и Израиль за угрозы нанести удары по Исламской Республике. Китай осудил протесты и иностранное вмешательство и обещал предоставить необходимую помощь законным властям в Тегеране.
Власти Ирана продолжают поддерживать тесный контакт с Россией и расширяют отношения в военной сфере, заявил посол Ирана в Москве.
Между Россией и Ираном действует, вступивший в силу в апреле прошлого года, Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве.
Статья 2 этого договора, предусматривает противодействие вмешательству третьих сторон во внутренние и внешние дела договаривающихся сторон.
Однако Россия вряд ли способна в настоящее время оказать какую-либо серьезную и действенную поддержку союзнику, если США решат валить его нынешние власти, как не могла она ничем помочь и во время 12-дневной войны летом 2025 года, когда Израиль и США своей авиацией нахлобучивали Иран как хотели.
Издательство WSJ сообщает, что в Белом доме уже проводят предварительные обсуждения возможных прямых военных действий против иранской власти. Поэтому с большой долей вероятности можно предполагать, что если иранская власть станет жестко подавлять и подавит протесты, которые уже приобрели революционный размах, то Трамп постарается ее обнулить, в том числе с возможным участием Израиля.
12-дневная война показала, что иранская армия в дистанционных боевых действиях вообще ничего не может противопоставить даже ЦАХАЛ, а не то, что Армии США. Что же касается остального, то надо полагать, что на фоне происходящих революционных событий среди иранского населения много тех, кто не только не станет сопротивляться внешнему вмешательству, но и станет поддерживать это, выступит против своего правительства с оружием в руках. Тут возможен ливийский вариант - амеры и евреи закроют небо, предоставят оружие повстанцам, помогут с организацией повстанческих боевых отрядов, на сторону которых возможно перейдёт часть армии Ирана, либо же она просто будет оставаться нейтральной, а боевые действия могут развернуться между антиправительственными силами и силами КСИР.
Думаю, что ситуация в Иране пока не достигла определенной ясности, когда легко понять куда все повернётся, как пойдёт ее дальнейшее развитие и какие-либо экстраординарные и необратимые события, которые могли бы втолкнуть Иран в гражданскую войну с внешней интервенцией, ещё не наступили.