Оноре де Бальзак (1799-1850) был одним из популярнейших писателей XIX века. Несмотря на то, что жизнь писателя не была долгой, он написал огромное количество томов, и только в цикле романов и повестей «Человеческая комедия» насчитывается 137 произведений.
Бальзак работал с невероятной скоростью – он публиковал от 3 до 6 книг в год. Чтобы добиться такой производительности, ему приходилось сидеть за письменным столом 15-16 часов в сутки. Однажды такой график работы позволил ему создать пять томов всего за сорок дней!
Многие источники в качестве причины смерти указывают травму.
Мол, писатель ударился ногой об угол кровати, и вскоре скончался от последовавшей за травмой гангрены. Отчасти, это действительно так. Но, безусловно, гангрена возникла не на пустом месте, и травма была лишь последним толчком для развития смертельной болезни.
Как развивалась последняя болезнь Оноре де Бальзака?
26 июля 1836 года во время прогулки Бальзак почувствовал прилив крови к голове, головокружение, после чего упал в обморок. После этого события головные боли стали постоянными спутниками писателя, и он уже никогда не чувствовал себя хорошо. Семейный врач Бальзака Жан-Батист Наккар рекомендовал горчичные ванны для ног. По-видимому, он решил, что симптоматика была связана с приливом крови к голове, и горячие ванны должны были препятствовать повторению таких эпизодов.
Лишь в 1896 итальянский педиатр Сципионе Рива Роччи (сам, кстати, страдавший гипертонической болезнью) изобрёл первый тонометр, а в 1905 году российский хирург Н.С. Коротков поставил точку в создании метода. Именно метод Короткова является общепризнанным для измерения давления во всём мире. Но в середине XIX века об измерении давления в то время и не помышляли, как и о медикаментозном его снижении.
Бальзак настолько привык к горчичным ваннам, что даже принимал их даже во время работы над своими произведениями. Позже присоединились носовые кровотечения (по-видимому, как следствие гипертонических кризов), одно из них, в феврале 1844 года продолжалось 12 часов.
Несмотря на то, что по объективным причинам уровень давления Бальзака ни разу не был измерен, мало у кого есть сомнения в том, что писатель страдал тяжёлой гипертонией. Его образ жизни можно назвать образцово неправильным. Невероятные количества потребляемого кофе, сигар. Прекрасный аппетит, позволявший только за один приём пищи съесть:
- Сотню устриц
- Дюжину бараньих котлет
- Утёнка с брюквой
- Пару жареных куропаток
- Рыбу по-нормандски
- Это сопровождалось вином, сладостями, фруктами
Да и внешность: «Плотный, полный, с квадратным туловищем и плечами. Шея, грудь, плечи, бёдра, конечности – мощные, щёки плотные, румяные». Так описывали Бальзака современники. Плюс сидячий образ жизни, сбитый режим дня – писатель предпочитал работать ночью, а для сна почему-то выбрал промежуток с 18 часов до полуночи. Какой организм выдержит такое?
По двенадцать часов водишь чёрным по белому, сестричка, и за месяц такого существования набирается немало сделанной работы. Бедное перо! Ему надо быть алмазным, чтобы не снашиваться от таких трудов.
Так писал Бальзак в 1833 году своей сестре Лоре Сюрвиль.
Резкое ухудшение состояния наступило в 1847 году
К головным болям и носовым кровотечениям присоединилась одышка, заставляющая писателя спать полусидя (типичный признак сердечной недостаточности) и мешающая ходьбе. Писатель жаловался и на перебои в работе сердца. Мерцательная аритмия? Экстрасистолия? Сложно дать ответ на этот вопрос, но велика вероятность, что в последние годы жизни мерцательная аритмия – вначале пароксизмальная форма, а затем и постоянная могла быть диагностирована у писателя, если бы в те времена существовало понятие об этом заболевании.
Последняя для писателя зима 1849-1850 года прошла в постоянной борьбе с обострениями бронхита, но, несмотря на прогрессирующую одышку, Бальзак выехал в Россию, чтобы венчаться с польской помещицей (и российской подданной) Эвелиной Ганской, с которой он более 15 лет состоял в романтической переписке.
Бракосочетание состоялось в городе Бердичеве 14 марта 1850 года – всего за 5 месяцев до смерти.
По возвращении в Париж писатель вновь обратился к лечащему врачу, и… Ж.Б. Наккар сразу понял, что Бальзак умирает. 30 мая он собрал консилиум из лучших французских практикующих врачей. Решение консилиума было неутешительным:
«Застарелый сердечный недуг, столь часто усугублявшийся работой ночами и злоупотреблением кофе, приобрёл необратимый характер».
Как лечили в те времена сердечную недостаточность?
Кровопусканием. После первой процедуры Бальзак почувствовал себя немного лучше, и 20 июня даже продиктовал письмо собрату по перу Теофилю Готье: «Сегодня я избавился наконец-то от бронхита и болей в печени…». Увы, улучшение было кратковременным. Письмо, в котором Бальзак так оптимистично отозвался об улучшении здоровья, оказалось последним в его жизни.
Отёки ног, асцит, одышка… Медицина середины XIX века не знала иных способов облегчения этого состояния, кроме пиявок (их ставили Бальзаку до сотни за один сеанс) и кровопусканий.
И вот, в июле 1850 года, подходя к своему ложу, Бальзак действительно травмировал ногу. Небольшой ссадины хватило, чтобы на отёчной ноге образовалась незаживающая рана, которая вскоре нагноилась. Доктор Наккар рекомендовал расставить в комнате тарелки с карболкой, чтобы предотвратить инфицирование раны, но, конечно, это не помогло.
Бальзак был ещё не стар, и долго боролся со смертью.
18 августа Эвелина Ганская пригласила аббата, который соборовал умирающего писателя. Бальзак уже не мог говорить, но взглядом благодарил его. После соборования наступила глубокая дремота, перешедшая в вечный сон.
Официальной причиной смерти считается гангрена нижней конечности, осложнившаяся сепсисом.
Как лечили бы Бальзака в наши дни?
Гипертония была бы диагностирована сразу. Первое же обращение писателя за медицинской помощью (скорее всего, оно состоялось бы в тот самый день, когда случился первый обморок) позволило бы поставить правильный диагноз и назначить лечение. Нет сомнений, что раннее начало лечения позволило бы пролить жизнь писателя на многие годы.
Ну, а для лечения сердечной недостаточности существует квадритерапия. Современный подход к лечению этого синдрома позволил бы долго поддерживать состояние писателя на приемлемом уровне.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Исторические очерки о медицине на моём канале
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.