Продолжаем писать о членах Управляющего Совета Фонда защитников природы. Это высококлассные профессионалы в разных областях, которые расширяют возможности Фонда и помогают реализации наших природоохранных проектов. Сегодня представляем вам Романа Корчигина!
Вопросы для интервью с Управляющим Советом Фонда
1. Роман Анатольевич, расскажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь, где работаете?
Р.К.: Первая и главная сторона моей работы: проектный директор у нас в Фонде защитников природы. Здесь я реализую ряд технических инициатив для ООПТ и сопровождаю различные технические и технологические внедрения в природоохранных проектах. Другими словами, я помогаю защитникам природы повысить эффективность их работы через инновации. Наиболее значимый из всех проектов на данный момент – это «Чистый берег», поддержанный в 2025 году Президентским Фондом природы. Где мы не только проводим мероприятия по уборкам и исследованиям побережий (как можно сделать вывод из названия), но и подготавливаем курс по использованию ИИ для борьбы с морским мусором и сервис для распознавания и аналитики данных с побережий.
Второе направление: консультант в Кроноцком заповеднике по экологическому туризму. Ну и кроме того, консультация и экспертиза в различных рабочих группах по экологическому туризму на ООПТ и в МПР РФ.
2. Ваш личный «экологический код». Расскажите, пожалуйста, есть ли у вас какое-то детское воспоминание или важное событие, связанное с природой, которое сформировало ваше отношение к ней, сделало природу значимой и любимой для вас?
Р.К.: Мои родители из Брянской области, из мест, где в 1987 году появился заповедник под известным многим нашим читателям названием «Брянский лес». Мне с самых ранних лет нравился лес и интриговало слово «заповедник». Позже, когда я уже вырос, решил: кое-что из моей деятельности и накопленных знаний может очень пригодиться для улучшения природоохранной деятельности. Так в общем-то я всю жизнь и занимаюсь различного рода поддержкой заповедного дела.
3. Что для вас, лично для вас, защита природы?
Р.К.: Для меня это возможность делать что-то, что через технологии улучшит заповедное дело, или продвинет заповедное дело вперед, и распространить это среди всего природоохранного сообщества. Будь это фотоловушки, ошейники на переднеазиатских леопардов, фотовыставки о заповедном деле по всему миру, внедрение ИИ и ГИС-технологий, развитие волонтерства или бережного познавательного экологического туризма…
4. Как вы поняли, что участие в деятельности Фонда защитников природы отвечает вашим ценностям, почему вас привлекла эта организация?
Р.К.: Я связан с Фондом и теми, кто в нем работает, уже давно. На мой взгляд, Фонд защитников природы представляет собой очень важный инструмент реализации природоохранных проектов с отличной слаженной командой. Раньше эта команда работала на региональном уровне. Я очень рад, что фонд за прошедшие годы вырос, видоизменился и поступательно развивается. Буду рад вместе с фондом помогать заповедному делу всей страны!
5. Профессиональный опыт и его применение. Как вы транслируете на работу Фонда защитников природы те подходы, которые приобрели раньше, ваш прошлый опыт?
Р.К.: Я всегда за измеримость и понятность, за понятность для граждан, за понятность для партнеров – ООПТ, и в числе прочего для бизнеса. Фонд защитников природы представляет собой в некотором смысле связующее звено между различными мирами и отраслями. При этом фонд преследует вместе со всеми этими разными игроками общую цель – сохранения и устойчивости. Так получилось, что свои знания и опыт я накапливал с разных сторон, по сути, я побывал на месте каждой из сторон от ООПТ до бизнеса. Сейчас я всё это пытаюсь соединить и адаптировать для более эффективного достижения цели.
5. Личная ответственность и наследие. Если думать на 50 лет вперед, что лично вы хотите успеть сделать для природы (возможно, при участии как раз нашего Фонда), чтобы ваши правнуки могли этим пользоваться и гордиться?
Р.К.: Моя долгосрочная цель: реализовать некоторые проекты, которые позволят измерить и понять действительно крупные, многолетние возникающие вызовы и проблемы в сохранении природных комплексов. Например, вышеупомянутый проект «Чистый берег» посвящен борьбе с пластиковым мусором в природной среде. Это одна из самых широко распространенных проблем нашего времени, и мы явно не в состоянии сейчас её решить. Ещё моя цель в том, чтобы внедрить современные механизмы сохранения природы в заповедной отрасли и перевести их из разового, проектного состояния в процессы, непрерывно поддерживаемые государством или бизнесом.
6. Вдохновение будущим. Какая современная технологическая или социальная инновация в природоохранной сфере вызывает у вас наибольший оптимизм и кажется способной принципиально изменить экологическую обстановку?
Р.К.: Я очень большие надежды, как вы уже поняли, возлагаю на современные технологии, и например, на искусственный интеллект. Поэтому считаю, что проект «Чистый берег» как раз одна из тех инноваций, которые могут поменять мир к лучшему. Уже скоро он окажется на той стадии реализации и внедрения, когда сможет быть расширен и популяризирован не только на федеральном уровне, но и на международном!
7. Суперсила для природы. Если бы вы могли получить абсолютно любую одну «суперсилу» для решения любой одной экологической проблемы в России, какую бы вы выбрали и почему?
Р.К.: Обеспечение полноценного, непрерывного и достаточного финансирования федеральных и региональных ООПТ!