Найти в Дзене
Елена Шаламонова

Своя грядка

Виталию было только четырнадцать лет, когда он потерял отца. Беда пришла в семью нежданно: отец погиб в автокатастрофе: занесло машину, на которой он ехал, по скользкому гололёду ночью на встречную полосу… Мать настолько была поражена горем, что первые дни не могла встать с кровати. Вызывали соседи ей скорую не раз, но через неделю женщина встала, слабой походкой пошла на кухню: надо было кормить сына. Соседка, присматривающая за Виталиком, вздохнула: - Вот и правильно, Аннушка, тебе некогда о себе думать, надо сыночка воспитывать. Один он у тебя, и тоже переживает. Так что, ты уж держись… Так жизнь пошла снова своим чередом. Анна вышла на работу в местную больницу, а Виталик учился в седьмом классе. Жили они на тихой улочке возле больницы в своём крепком и ухоженном доме. Зима приближалась к концу, и Анна привычно занялась посевом цветочной рассады, покупкой семян, и генеральной уборкой дома. Убраться получше, с мытьём люстр, окон, стиркой штор, ковров и покрывал она любила перед садо

Виталию было только четырнадцать лет, когда он потерял отца. Беда пришла в семью нежданно: отец погиб в автокатастрофе: занесло машину, на которой он ехал, по скользкому гололёду ночью на встречную полосу…

Мать настолько была поражена горем, что первые дни не могла встать с кровати. Вызывали соседи ей скорую не раз, но через неделю женщина встала, слабой походкой пошла на кухню: надо было кормить сына.

Соседка, присматривающая за Виталиком, вздохнула:

- Вот и правильно, Аннушка, тебе некогда о себе думать, надо сыночка воспитывать. Один он у тебя, и тоже переживает. Так что, ты уж держись…

Так жизнь пошла снова своим чередом. Анна вышла на работу в местную больницу, а Виталик учился в седьмом классе.

Жили они на тихой улочке возле больницы в своём крепком и ухоженном доме. Зима приближалась к концу, и Анна привычно занялась посевом цветочной рассады, покупкой семян, и генеральной уборкой дома. Убраться получше, с мытьём люстр, окон, стиркой штор, ковров и покрывал она любила перед садово-огородным сезоном - потом будет некогда.

Виталик видел, как снова мать улыбается, перечисляя сделанные работы по дому, хвалит его за помощь.

- Вот и ты стал мужиком. Отца не стало, значит, на тебе вся электрика: лампочки менять в светильниках, следить за личинами, замками… Вот в сарае у кур перегорела лампа, надо заменить, и в бане дверь туго закрывается. Может, смазать петли пора?

Виталий кивал и выполнял все просьбы матери. Он знал, что этой весной ему одному придётся перекапывать все грядки. Раньше они с отцом делали эту работу…

Так потекли годы. Мать и сын привыкли справляться с хозяйством вдвоём. Правда, в первый год после ухода отца одолевали покупатели дома. Конечно, Анна и не думала дом продавать, а люли уговаривали:

- На что тебе одной дом? Столько работы. Вот какой большой огород…Можно квартиру хорошую купить на эти деньги.

- Так разве я одна? У меня сын растёт. Женится и будет хозяином в родном доме, который построил его отец, - неизменно отвечала людям Анна и поражалась настойчивости просителей.

Виталий закончил школу и поступил учиться в их городской техникум. Мать не решилась отпустить его в институт в областной город, да и не на что ей было очно учить сына. Зарплата не позволяла. Парень уже неохотно помогал по хозяйству матери. Появились у него свои интересы: секция лёгкой атлетики, друзья, подруги. Начал он встречаться с девушками, ходить на танцы.

- Мама, может, и правда, нам лучше поменять дом на квартиру? Ты устаешь уже со своим огородом, к концу лета жалуешься на спину, на давление… А мне думается, что проще купить овощи в магазине, ведь там всё есть, зачем мучиться? – предложил как-то сын матери, - нам даже две квартиры купить можно, если дом продадим. И тебе, и мне жильё будет.

- Так ты легко рассудил… - улыбнулась мать, но в глазах появились снежинки грусти, - этот дом отец строил, и я в сад и в дом душу вложила. Тут моё гнездо, и для тебя он родной. Разве будет нам лучше в квартирах? Там и воздуха не хватит. А о саде, о моих цветах я вообще молчу…

- Я думал, что так лучше. Ты уже не такая сильная и молодая, чтобы столько в наклон работать, да и мне этот труд не очень нравится. Я люблю спортом заниматься, общаться с друзьями, а не одному часами копаться в грядках… Прости, но это – не моё. А ты всегда мне говорила, что каждый должен найти своё дело, свой интерес, к чему душа лежит…

Мать ничего не сказала сыну, но замолчала. Несколько дней из неё было слова не вытянуть. Ходила она грустная, и даже не смотрела на Виталия.

А однажды, когда они ужинали, сказала:

- Не все дела в доме приятными бывают. Но это – труд во благо. Мне, например, не очень нравится мыть и чистить туалет, ванную, драить полы во всём доме, порой на коленках, чтобы по-настоящему чисто было. Какая уж в этом радость? Или мыть несколько раз в день посуду, да мало ли нудных, трудных, рутинных дел есть в доме? А надо их делать. Во имя чистоты, гигиены родных людей, их здоровья, хорошего настроения, наконец. Слуг нам не на что содержать.

- Да я понимаю, - покраснел сын, - ты не думай, что я не замечаю, что дома чисто. Так получается, плюс к этой работе ты на себя взвалила и огород, сад, а ещё у нас куры, кошки и собаки… Да и на работе трудишься… Вот я и подумал, что в квартире было бы тебе легче.

- Было бы легче, не спорю. Но скучнее. Нет ничего приятнее трудиться в меру сил на своём клочке земли. Своя грядка, свой урожай, хоть и маленький, но такой вкусный! А нам на зиму с тобой хватает всего, - улыбнулась мама. И если вместе всё делать, то и не будет так трудно…

- Я так понимаю, что на квартиру ты никогда не согласишься… - проворчал Виталик, и поспешил на свидание. А мать пошла поливать огород. Лето выдалось засушливое, и каждый вечер гряды требовали полива.

Анна собирала свой урожай и радовалась. А курочки несли крупные яйца, которые любил на завтрак есть сын.

- Вот твои любимые – всмятку. Нигде в магазинах такие не купишь, - Анна поставила перед ним блюдце.

- Да ну? – рассмеялся Виталий, - чем же они такие особенные? Если не в магазине, то у частников на базаре вполне можно купить. И не маяться с курами.

Так иной раз спорили мать и сын, но каждый стоял на своём. Однако Виталий помогал матери и грядки копать, и выкапывать картошку, и заборы чинил, и присматривал за живностью, когда мама уходила в больницу дежурить на сутки.

Парень закончил техникум, отслужил в армии, потом поработал пару лет вахтой на столичной стройке, мечтая о покупке своей квартиры, и вернулся домой. На заработанные деньги удалось купить подержанную машину, да на свадьбу мать отложила оставшуюся сумму. Устроился Виталий на завод, походил на танцы год, и женился на своей однокласснице.

Привёл он жену домой, благо комнат было достаточно, всем места хватит. Анна свои варенья и соленья готовила в летней кухоньке, где сама и ночевала весь тёплый сезон. Она старалась не мешать сыну и снохе, и вскоре, утеплила свою летнюю кухню, «летнюю резиденцию», и перебралась туда жить. А через три года вышла на пенсию, когда сноха уже родила сыночка.

Теперь Анна старалась успевать всё. И в саду-огороде, и с малышом в няньках посидеть, и дом убрать, чтобы было, как она любила – чисто.

Но хоть и работала Анна медсестрой, у самой здоровье всегда было слабым. И видно, не судьба была ей долго жить на свете. Когда внучку исполнилось шесть лет, не стало Анны в одночасье – остановилось сердце…

Случилось это поздней осенью. Виталий сильно горевал. Он и предположить не мог, что так скоро останется и без матери. Всю зиму он места себе не находил. Метался по дому после работы, словно бы мать искал. Ходил по комнатам, трогал вещи: её любимое кресло, плед, смотрел фотографии в альбоме, и всё укорял себя, что мало помогал ей, и мало говорили они об отце, о прошлом, словно бы ушло всё куда-то в далёкий туман забвения…

Галя, его жена, видела всё. Она как могла утешала Виталия, и старалась готовить так же вкусно, как и его мать. Но самым отрадным светом в окне был сынок Алёша.

Лишь им утешался Виталий, старался больше времени проводить с сыном, играть, читать, гулять, и заниматься домашними делами.

- Смотри, Алёша. Вот так надо петли дверные смазывать, - показывал он сыну, - чтобы они не скрипели, а это – маслёнка, в ней масло.

Мальчик учился всему по дому. И посуду мыть, и пылесосить ковры, и с мамой ходил кур кормить. А когда наступила весна вышли на первый субботник они всей семьёй. Виталий улыбнулся солнцу, вдохнул тёплый воздух и указал сыну на грачей.

- Вот и весна настала. Грачи – признак весны. А мы с тобой пойдём по саду, посмотрим бабушкины цветы. Вот они – уже повылезали, первоцветы… Надо же, как рано, - улыбался Виталий.

Галина с удивлением смотрела на мужа. Она ведь знала, что он всегда хотел купить свою квартиру. А теперь ходит хозяином по саду, осматривает набухающие почки смородины, ведёт за руку Алёшку от куста к кусту, показывая где какая ягода растёт.

- Ты не забыл где у бабушки клубничка растёт, Алёшка? А ну, покажи…

А потом и вовсе стал командовать муж, как подсохла земля.

- Пошли, Галочка, в огород, там уже можно и копать помаленьку. Я вчера разобрал материны семена. Может, надо что докупить, ты сама посмотри, и реши: где что сажать будем. А я всё перекопаю.

- Так ты решил всё-таки сажать огород? Сам? – не утерпела и спросила Галина.

- Ну, да. Чего грядкам зарастать? Их запускать нельзя. А то как поле быстро станет. Я ведь, когда копаю, каждый камушек, корешок выбираю. Земля уже сколько лет – как пух. Жалко… - по-деловому ответил Виталий словами матери...

Галина тоже подключилась к посадкам. Тем более, что муж дал ей полную свободу творчества, так сказать. Она посадила всего по грядочке, и не забыла поухаживать за многолетниками бабы Ани, и вскоре сад преобразился, зацвел, и стало на сердце Виталия теплее, будто мама радовалась на небесах за его дружную семью.

- Так не уедете из дома-то? – спрашивали некоторые соседи Виталия, - смотрим: огород посадили…

- Не уедем, - отвечал он, - никакая квартира не сравнится с домом. Тут и простор, и земля, и хозяйство. Одних кур в этом году моя Галина прикупила ещё два десятка! И кто эти яйца есть будет?

Он улыбался и торопился во двор, где играл его сынишка с собакой и кошками. А жена шла из огорода и звала мужа:

- Пошли обедать, там у меня борщ готов и котлетки, всё, как ты любишь.

Так и остался сын с семьёй жить в доме. С годами всё улучшал Виталий свой родной дом. Баню построил, которую отец не успел соорудить, а потом и беседку в саду, где Галина накрывала стол для чая, встречая родных, и спортивный уголок для себя и сына.

- Надо силу накачивать, следить за здоровьем, - говорил он Алёше, - ты – будущий хозяин нашего дома. И тебе половину отдадим, отдельный вход устроим, как вырастешь. Нельзя человеку без дома, и на своей грядке, мама была права, ягодка слаще!

Для иллюстрации рассказа
Для иллюстрации рассказа

Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала.

СЧАСТЛИВАЯ КАТЬКА

РОЗА И РОМКА

Поделитесь, пожалуйста, ссылкой на рассказ! Спасибо за донат!