Найти в Дзене
Алексей Пермяков

О грехах, первородных и прочих

Справедливо ли обрекать невиновных в проступке на вкушение его плодов? В претензии на то, что потомки Адама и Евы пожинают плоды не своих грехов видно добросовестное или злонамеренное заблуждение. Речь ведь идет не о наказании, а о необратимом поступке. Если «отступить на несколько шагов назад» то мы упираемся в важнейший факт необратимости времени. Т.е. сделать бывшее не бывшим недоступно никому. Раз так, то отведав пресловутого запретного плода, человеки избавились от счастливого неведения, почему-то слегка схожего с идиотизмом. Но и цена оказалась высока. Безгрешному приходится заниматься непрерывными самоограничениями. Это нельзя, и это нельзя. А это не хочется, но нужно. Это последствие, а не наказание. И да, понимание, что у плохих поступков есть плохие последствия, вынуждает нести ответственность и за чужие поступки. В форме участия в своеобразном субботнике по уборке грешного мусора или под воздействием последствий. Ведь против субботников по уборке мусора обыкновенного нет во

Змейс, ты же мудрый. Подскажи, что за странную фигню мы сейчас отведали?
Змейс, ты же мудрый. Подскажи, что за странную фигню мы сейчас отведали?

Справедливо ли обрекать невиновных в проступке на вкушение его плодов?

В претензии на то, что потомки Адама и Евы пожинают плоды не своих грехов видно добросовестное или злонамеренное заблуждение. Речь ведь идет не о наказании, а о необратимом поступке. Если «отступить на несколько шагов назад» то мы упираемся в важнейший факт необратимости времени. Т.е. сделать бывшее не бывшим недоступно никому. Раз так, то отведав пресловутого запретного плода, человеки избавились от счастливого неведения, почему-то слегка схожего с идиотизмом.

Но и цена оказалась высока. Безгрешному приходится заниматься непрерывными самоограничениями. Это нельзя, и это нельзя. А это не хочется, но нужно. Это последствие, а не наказание. И да, понимание, что у плохих поступков есть плохие последствия, вынуждает нести ответственность и за чужие поступки. В форме участия в своеобразном субботнике по уборке грешного мусора или под воздействием последствий. Ведь против субботников по уборке мусора обыкновенного нет возмущений и возражений? Если вода отравлена, то пострадают любые пьющие, вовсе не только виновники. Та же самая ерунда с моралью. Разделив свет и тьму, добро и зло, уже невозможно откатить все к заводским настройкам. Или возможно, но с полным и тоже необратимым уничтожением существующего. Или – строя локальные, недолговечные мирки. А, размер, более райские или адские они получатся, зависит от вектора усилий и везения.

Чего особенно мудрствовать - кыш отсель, противные.
Чего особенно мудрствовать - кыш отсель, противные.

Следует также понимать, что чрезмерно упрощенное объяснение – что жизненные неприятности являются последствием грехов, напрасно вызывают у умников непреходящее раздражение. Да, в мире много чего несовершенно, а в человеческом обществе несовершенства так много, что хоть экспортируй в иные миры. Качество объяснений сознательно приносится в жертву простоте. В этом и сила религии. И ее же слабость, для эрудированного и мыслящего человека. Которому, кстати, не запрещается быть нравственным и соблюдать заповеди не по религиозным соображениям, а согласно голосу разума. Или своим понятиям, сколь угодно близким или далеким от, так сказать, канонических.

Кстати, совсем забавная мысль напоследок. Если от первородного греха нас очистили и рай опять открыт, то что будет, если человеки вновь вкусят там чего не надо? Или деревце таки убрали из райского сада? Право, мне ответ не нужен, уверен, что что-нибудь на этот счет уже придумано.

Следует понимать, что у церкви были, есть и остаются интересы, которые она, с переменным успехом продвигает в массы. Было бы странно, если было бы иначе. Соответственно и церковным авторитетам надо было решать комплекс задач, вполне уводящих мысль от истины к этим самым интересам. Но о роли, пользе или вреде церкви как института - возможно, надо писать труды посерьезнее дзеновских измышлений. Так что - не сейчас.