В 11 главу добавлен абзац, который объясняет, как Мор и его последователи оказались в тюрьме.
«Орлы Манвэ» приземлились на дворе мастерской. Оттепель, снег растаял, но солнце не пробивалось сквозь серые тучи. Мех-Кузьмич уже привычно регистрировал всё, что происходит вокруг. Просто потому что интересно, а не для какой-то цели. «Надо же, пятьдесят оттенков серого» – подумал робот. Он объяснил Бену Ганну, как открыть дверь гаража. Внутри, в комнате для ремонта, по стенам были развешаны инструменты для самых сложных и необычных операций: цепи, ремни, карабины, крюки, щипцы, скобы, кронштейны.
– Очень любопытно, – сказал Бен Ганн, входя внутрь. – Какой идеальный порядок, как много инструментов контроля.
– Да, очень часто, чтобы отремонтировать сломанный механизм, его нужно хорошо зафиксировать, – подтвердил Мех-Кузьмич.
Робот провёл человека в соседнее помещение, где в серых сумерках покоились два таких же ремонтника, только с надписями на груди Мех-2 и Мех-3. Бен Ганн под руководством Меха-1 заменил старые испорченные аккумуляторы. Загорелись лампочки, прошло некоторое время и братья ожили.
– Вы находитесь в мастерской восьмого участка пятого округа. – Мех-2 включил стандартный скрипт приветствия, увидев потенциального клиента.
– К вашим услугам полный спектр операций: замена масла, перебортовка колёс, перепрошивка инжектора и многое другое. Также у нас вы можете заправить полный бак. – закончил фразу Мех-3.
– Я от БАБА ушел, я от ДЕД ушёл, и вас, дорогие мои братцы, нашёл! – пропел Мех-Кузьмич песенку на знакомый мотив. Он по очереди подъехал к каждому ремонтнику и заглянул в их окуляры, как бы проверяя, соскучились ли они по нему также, как он по ним. Но там лишь отражался серый свет от окон.
– Уважаемые, ремонт требуется вашему брату Мех-1. Его манипуляторы сильно повреждены. Справитесь с таким заданием?
– Заказ принят. Приступаем к ремонту. – хором ответили братья. И закипела работа.
Они поставили Меха-1 в угол, отключили ему питание, отсоединили сломанные манипуляторы, деловито разъезжали по мастерской, что-то приваривали, резали, паяли. Бен Ганн волновался, получится ли починить его спасителя. Но Мех–Кузьмич перед началом работы сказал, что братьям он доверяет полностью.
Через полтора часа Меха-1 включили. Он поднял свои манипуляторы вверх к окулярам и произнёс:
– Ядрёный корень, а с руками-то интересней!
Мех-2 и Мех-3 озадачено переглянулись.
– Робот-ремонтник Мех-1 полностью исправен, может приступать к своим функциям. – прокомментировал третий брат.
За окном раздался шум работающего двигателя. Прозвучал гудок. Роботы выехали наружу. Перед воротами стоял серый грузовик.
– Здравствуйте, мы возвращаемся на свою ферму. Решили снова начать подсолнухи выращивать. Сорт «Серый кардинал». Подскажите, можно ли будет сюда за ремонтом обращаться? – пробасил грузовик невзрачным серым голосом.
– Да, наша мастерская работает в штатном режиме, – ответил Мех-3.
– Отлично, мне нравилось здесь обслуживаться раньше, пока мы не покинули ферму.
– А что вас сподвигло возобновит работу? – спросил Бен Ганн перед тем как грузовик развернулся.
– Говорят, что опасность ядерной угрозы миновала. Что-нибудь слышали об этом?
– Нет, к нам в глубинку новости плохо доходят, – усмехнулся профессор.
– Сейчас многие наши возвращаются. Думаю, что округа опять заживёт как раньше, – с этими словами грузовик уехал на свою ферму.
– Значит жизнь налаживается… Это хорошо! – Бен Ганн улыбнулся Меху-Кузьмичу. – И манипуляторы у тебя довольно быстро починили. Братья твои молодцы, знают своё дело. Что ж, оставляю тебя в надёжных руках, как говорят у людей. А мне пора на станцию. «ТЕРЕМОК» сам себя не построит!
– Спасибо, Бен Ганн! – человеческая часть сознания робота подсказала ему поднять манипуляторы и развести в стороны. Профессор всё понял правильно, он подошёл ближе и обнял Меха–Кузьмича.
– Это тебе спасибо. Ты даже не представляешь, какое великое дело ты сделал. Мир спас! Приезжай к нам, если надумаешь. Для тебя всегда найдётся дело!
Бен Ганн попрощался со всеми роботами, сел в беспилотник и улетел.
***
Потянулись серые будни. Каждый день прибывали новые «возвращенцы», всё чаще слышался шум работающей техники на полях. Но работы пока всё ещё было немного. Приедет, бывает, какой-нибудь трактор, попросит диагностику. 15 минут и всё готово. Братья принимались после этого в сотый раз наводить порядок, перебирать инструменты. А Мех–Кузьмич стоял и смотрел на них с тоской. Чего–то не хватало.
– А пойдёмте на рыбалку с утра! – неожиданно предложил он однажды.
– Что такое рыбалка? – спросил Мех-2
– Возьмём удочку, такую палку, на которую привязана леска с крючком. Забросим её в реку и будем ждать, когда рыба крючок схватит.
– А зачем?
– …Чтобы рыбу поймать.
– А зачем нам рыба? Мы же электрические.
– Так мы её отпустим.
– А зачем тогда ловить?..
Мех-Кузьмич хотел рассказать про радость от результата, который тебе никто не гарантировал. Но почему-то подумал, что снова натолкнётся на серое «Зачем?» Мех-Кузьмич не знал, как объяснить роботам понятие «просто интересно».
Вечером Мех-Кузьмич выехал за пределы территории гаража, чем сильно удивил братьев. Вернулся через 5 минут с длинной палкой. Всю ночь вместо того, чтобы проводить приборку и в сотый раз диагностику всех систем, Мех-Кузьмич собирал полуавтоматическую удочку, с электронной катушкой и датчиками поклёвки. «Ух, итить, если б я раньше умел такие удочки делать! Да мужики бы слюной изошли!» – повторял он полушёпотом. «Кажется у Мех-1 повреждение центрального процессора. Сами не починим, надо будет вызывать специалиста по ИИ-модулям» – также шептались братья у него за спиной.
Утром на рассвете Мех-Кузьмич уехал в неизвестном направлении. Вернулся только к обеду с рюкзаком за спиной. Он проехал к стеллажу, где стояли пластиковые контейнеры с крупными запасными деталями. Вытащил один и вывалил шестерёнки прямо на пол. Мех-3 тут же поехал ликвидировать беспорядок. Мех-2 остался на месте наблюдать за «безумным» братом. Мех-Кузьмич набрал из шланга воду в контейнер, потом развязал рюкзак и достал плотно завязанный пакет, в котором вяло шевелилась рыба.
– Что это? – спросил Мех-2.
– Этот рюкзак. Мне Михалыч одолжил. Потом верну. Мы с ним на озере познакомились, – спокойно ответил Мех-Кузьмич.
– А это? – второй брат указал манипулятором на рыбу.
– Михалыч сказал, что это радужный карп, – рыбак открыл пакет и выпустил рыбу в контейнер. – Я сам поймал. Он будет жить с нами.
– А зачем? – не унимался Мех–2.
– Надо не только минимизировать поломки, но и сохранять состояние радости для участников системы. Потому что жисть – это то, что мы делаем, когда нам не надо ничего делать. – терпеливо пояснил робот-рыбак.
Утром Мех-Кузьмич снова отправился на встречу с Михалычем. Тот обещал ему показать, как забрасывать спиннинг на щуку. Дни робота ремонтника перестали быть серыми. Нельзя сказать, чтобы в них появился смысл. Робот был создан для ремонта, а значит всегда имел цель существования. Прямую и чёткую, как линия. А теперь к этой оси просто добавилось две другие: рыбалка и наблюдения за окружающей действительности. Мир для Меха-1 стал объёмным, и каждый раз, когда становилось скучно, Кузьмич помогал ему сбежать от серых будней в другие измерения. Там, где течение реки, пение птиц, блеск паутины на жёлтых былинках и шелест ветра в кронах деревьев.
Конец
Оглавление
Глава 2. Карта диких экскаваторов
Глава 11.
Глава 12.
Другие произведения Мото Огра:
Фантастическая повесть "Дикая земля"
Рассказы на мототематику: