Найти в Дзене

Инфраструктура ЦФА: от стратегического резерва к драйверу экономического роста. Что будет в 2026?

Поручение Президента о восстановлении темпов роста экономики заставляет по-новому взглянуть на имеющиеся, но недоиспользуемые инструменты. Один из таких инструментов — рынок цифровых финансовых активов. Сегодня это не просто технологический эксперимент, а сформированная, но недогруженная инфраструктура. Из 18 операторов информационных систем (ОИС) в регулярном режиме работает меньше половины. Это сравнимо с запуском современного производства, конвейеры которого простаивают. Почему это стратегический резерв?
Потенциал кроется в трех практических плоскостях, которые могут быть активированы в сжатые сроки: Что сдерживает реализацию потенциала?
Два основных регуляторных «узких места»: Устранение этих барьеров — не вопрос «если», а вопрос «когда». И судя по последним поручениям, «когда» наступает в 2026 году. Первые ощутимые результаты от интеграции этого резерва в экономический контур можно ожидать уже во второй половине года. Рынок ЦФА стоит на пороге перехода из категории «инновационный

Поручение Президента о восстановлении темпов роста экономики заставляет по-новому взглянуть на имеющиеся, но недоиспользуемые инструменты. Один из таких инструментов — рынок цифровых финансовых активов.

Сегодня это не просто технологический эксперимент, а сформированная, но недогруженная инфраструктура. Из 18 операторов информационных систем (ОИС) в регулярном режиме работает меньше половины. Это сравнимо с запуском современного производства, конвейеры которого простаивают.

Почему это стратегический резерв?
Потенциал кроется в трех практических плоскостях, которые могут быть активированы в сжатые сроки:

  1. Расконсервация капитала. Объем дебиторской задолженности в РФ превышает 130 трлн рублей. ЦФА могут стать ключом к превращению этих «замороженных» обязательств в оборотные цифровые активы, создав мощный мультипликативный эффект для всей экономики.
  2. Новая модель государственно-частного партнерства. Цифровые активы позволяют перейти от прямой бюджетной поддержки к модели, где государство страхует риски или выступает якорным инвестором, привлекая кратно большие частные средства через структурированные выпуски ЦФА.
  3. Прямой доступ к активам. Примером служит предстоящий 19 января выпуск цифровых свидетельств на проживание в отелях Greenflow. Это прообраз будущего, где финансирование привлекается под конкретный будущий cash flow (денежный поток), минуя традиционные долговые инструменты.

Что сдерживает реализацию потенциала?
Два основных регуляторных «узких места»:

  • Налоговый режим: необходимо окончательно интегрировать учет операций с ЦФА в общую налоговую систему.
  • НДС: требуются однозначные трактовки по применению налога на добавленную стоимость при обращении универсальных (УЦП) и гражданских (ГЦП) цифровых прав.

Устранение этих барьеров — не вопрос «если», а вопрос «когда». И судя по последним поручениям, «когда» наступает в 2026 году. Первые ощутимые результаты от интеграции этого резерва в экономический контур можно ожидать уже во второй половине года.

Рынок ЦФА стоит на пороге перехода из категории «инновационный эксперимент» в категорию «стандартный финансовый инструмент». И этот переход станет одним из ключевых экономических трендов года.

Для сотрудничества пишите digitalcap.law@yandex.ru
Подписывайтесь на
тг-канал и TenChat

Согласны ли вы с оценкой, что инфраструктура ЦФА — это стратегический резерв для роста? Какие сферы, на ваш взгляд, получат максимальный эффект от её развития?