«Мураново» называют «самой честной усадьбой Подмосковья». А еще музей-усадьба носит имя Федора Ивановича Тютчева. Только вот парадокс, доподлинно известно, что Федор Тютчев в этой усадьбе ни разу не был. Попробовала разобраться со всем этим в статье. Итак, давайте начнем.
Откуда взялась эта «честность»?
На официальном сайте музея значится, что Мураново — это самая честная усадьба Подмосковья. Как маркетолога меня очень заинтересовало, на основании чего руководство музея делает такие смелые заявления? Чем «не честны» соседнее Абрамцево, или Горки Ленинские, или Остафьево? И тут я натыкаюсь на подкаст «На стоящее дело», выпуск «Усадьба как энциклопедия русской жизни». Александр Богатырев, директор музея-заповедника «Усадьба «Мураново», выступил одним из экспертов в подкасте.
Итак, Александр Богатырев выделил четыре главных пункта, на основании которых он имеет право называть усадьбу «Мураново» самой честной усадьбой Подмосковья:
1. Музей с 1920 года никогда не прекращал свою работу, весть XX век занимался популяризацией и сохранением наследия;
2. Первыми руководителями музея были правнук и внук Федора Ивановича Тютчева;
3. Мемориальная коллекция, которая находится в стенах музея, — это самое полное тютчевское собрание. И каждого здесь встречают не как посетителя, а как гостя;
4. На территории усадьбы до сих пор проживают прямые потомки Федора Тютчева.
По его словам, подобной «честностью» могут похвастаться еще только две мемориальных усадьбы России — это Поленово и Ясная Поляна в Тульской области. И знаете, после такого простого объяснения «на пальцах», я ним соглашусь по поводу честности. С этим мы разобрались, давайте перейдем к Федору Тютчеву.
А владельцы кто?
Мураново появилось на литературной карте России не сразу. В начале XIX века, а именно в 1816 году, Екатерина Петровна Энгельгардт, жена отставного генерал-майора, купила усадьбу в Мураново.
А потом в эту историю вошел поэт Евгений Боратынский. В 1826 году он женился на дочери Энгельгардтов Анастасии.
Именно Боратынский построил тот самый главный усадебный дом, который дошел до наших дней — по собственным чертежам, без привлечения модных архитекторов. Дом получился странный по меркам усадеб: снаружи кирпичный, внутри полностью деревянный. Очень теплый, немного неуклюжий, но удивительно живой. В нем до сих пор нет ощущения «музейного пространства».
В стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле…» (начало 1830-х годов) Евгений Боратынский пишет с любовью о мурановском пейзаже:
«Я помню ясный, чистый пруд;
Под сению берез ветвистых,
Средь мирных вод его три острова цветут;
Светлея нивами меж рощ своих волнистых,
За ним встаёт гора, пред ним в кустах шумит
И брызжет мельница. Деревня, луг широкий,
А там счастливый дом… Туда душа летит,
Там не хладел бы я и в старости глубокой!»
После смерти Боратынского в 1844 году усадьбу наследует семья Путят. Кто такие Путяты? Давайте вернемся немного назад. В 1837 году ближайший друг и знаменитый литератор Николай Васильевич Путята стал мужем Софьи Львовны, младшей дочери Энгельгардтов.
Так вот, после смерти Боратынского чета Путят ничего не распродали и не переделали, а просто продолжали жить среди этих вещей. А уже во второй половине XIX века усадьба перешла к Тютчевым. В 1869 году единственная дочь Путят Ольга вышла замуж за Ивана Тютчева, сына великого русского поэта Федора Ивановича.
В 1873 году умер Федор Тютчев. А с 1874 года начали перевозились автографы, книги, портреты, личные вещи поэта и членов его семьи из Петербурга, Москвы и родового имения Тютчевых в Орловской губернии. Таким образом, Мураново постепенно превратилось в семейный архив: письма, рукописи, портреты, книги, личные мелочи — все оставалось здесь, а не разъехалось по разным музеям.
В 1918 году усадьба «Мураново» получила охранную грамоту.
В 1920 году состоялось открытие музея. Основателем и фактическим директором стал внук поэта Федора Тютчева — Николай Иванович Тютчев.
До 1980 года директором музея оставался правнук Тютчева, Кирилл Васильевич Пигарёв, исследователь жизни и творчества своего прадедушки.
С владельцами усадьбы разобрались, предлагаю зайти в дом.
Усадебный дом
Главный дом Муранова — это больше двадцати комнат. Как я писала ранее дом построили по собственным чертежам Боратынского, без привлечения модных архитекторов. Дом получился странный по меркам усадеб: снаружи кирпичный, внутри полностью деревянный. Это помогало удерживать тепло. Дополнительно усадьба отапливалась 16 каминами. Все это превращало Мураново в «дом-термос», в котором тепло зимой и прохладно летом.
Я проведу вас по комнатам, которые были открыты в момент моего посещения.
Итак, на 1 этаже находилась кухня, где хозяевам дома готовили еду, хранили припасы, буфетная, где хранилась утварь:
В передней находится печь, украшенная очень красивой плиткой.
Далее мы проходим в Малую гостиную. Здесь и в других комнатах можно увидеть оконные драпировки, вышитые Эрнестиной, второй женой Федора Тютчева
Далее мы проходим в библиотеку. Здесь хранятся тысячи антикварных томов. В библиотеке есть камин и выход на балкон.
На первом же этаже располагалась Парадная столовая, где обедали с гостями. В остальное время семья трапезничала в малой столовой на втором этаже. В центре столовой стоит большой круглый стол "сороконожка". Если его разложить, он мог поместить за собой до 20 гостей, у которых 40 ног. Отсюда и такое название стола. В шкафах можно увидеть удивительную коллекцию мейсенского фарфора.
Рядом находится кабинет Федора Тютчева и Евгения Боратынского. В кабинете двух поэтов стоят два стола. Стол с зеленым сукном Федора Тютчева был привезен в Мураново после смерти поэта из Петербурга. На нем лежат личные вещи , в том числе перо с остатками чернил и зеленый абажур со свечами. В последний раз свечи зажигал сам Тютчев.
В углу комнаты расположен стол еще одного поэта и владельца дома — Евгения Боратынского. Стол из готовлен из березы местными крестьянами по чертежам поэта. Кстати, стоит именно на том месте, куда приказал поставить стол сам Боратынский при жизни. Здесь он вел свои расходы и, возможно, сочинял новые стихи.
На стенах кабинета двух поэтов расположены портреты родственников. Сразу привлекает внимание портрет красивой женщины в бальном белом платье — это Эрнестина Тютчева, вторая жена великого поэта.
Парадная гостиная с эркерами — главное и самое большое помещение дома. Конечно, главное украшение гостиной — два эркера с застекленными дверями-окнами, выходящих на южную и северную стороны. На стенах висят портреты знаменитых художников — Рокотов, Тропинин, а в шкафах — фамильный фарфор.
Ну и последняя комната, о которой я хочу рассказать — это Зеленая гостиная, названная так по цвету стен, обивки мебели и штор. При Боратынских гостиная служила спальней поэта. Украшением комнаты является парадный ампирный мебельный гарнитур (1820-е годы), изготовленный в России из красного дерева и декорированный золочеными узорами
Настоящее произведение искусства этой комнаты — комодик с латунными тягами в стиле «жакоб» (начало XIX века). На нем стоят канделябры и часы-колесница из золоченой бронзы, изготовленные французской фирмой Гийо.
Далее по лестнице мы понимаемся на второй этаж.
На втором этаже были жилые комнаты. Одна из них называется Гоголевской, другая — Аксаковской.
Начнем с Гоголевской комнаты.
С 20 по 21 августа 1849 года в усадьбе гостил Николай Васильевич Гоголь, возвращаясь из соседней усадьбы Абрамцево. Он останавливался в этой комнате, и с тех пор за ней закрепилось название «Гоголевская». Из тогдашнего убранства комнаты, где остановился Гоголь, сохранились и сегодня диван-«жаба». На стене висит литографический портрет писателя, сделанный в 1852 году, в год его смерти.
Далее — Аксаковская комната, названа в честь писателя Сергея Аксакова, который жил в соседней усадьбе "Абрамцево".
В центре комнаты — письменный стол Аксакова, у окна — его конторка, за которой он по многу часов работал стоя. На конторке и письменном столе размещены чернильница, колокольчик в форме Царь-колокола, бювар, портмоне и другие предметы, принадлежавшие Ивану Сергеевичу
Так, с домом мы познакомились, предлагаю выйти на прогулку в парк.
Исследуем территорию усадьбы
Территория Муранова большая, но не утомляющая. Здесь легко представить, как по этим дорожкам гуляли дети и взрослые, как бегали внуки Тютчева. Для них, кстати, построили отдельный детский домик в 1878 году по образцу сказочной избушки. Здесь не только играли, но и учились сажать цветы, выращивать овощи, ухаживать за животными, собирать гербарий, рисовать и бережно относиться к природе.
Есть флигель, который в семье называли «Бабушкино» — его возвели для матери Ивана Тютчева в 1879 году Эрнестине Федоровне Тютчевой (урожденной баронессе фон Пфеффель).
В письме своему брату Карлу Эрнестина Федоровна писала 13 июня 1879 года:
«…уехала в Москву, чтобы оттуда сбежать в деревенский дом, подготовленный мне заботами моего милого сына. Добрый мальчик ... придумал ни больше, ни меньше, как построить в деревне, где живет он сам, прелестный деревянный дом на кирпичном фундаменте, оборудованный прекрасными печами, украшенный балконами и в самом деле очень комфортабельный. Он его построил меньше, чем за шесть недель и почти тайком от меня, и хотя я и не сомневалась, что по приезде меня ждет сюрприз, я все же была поражена видом хорошенького, изящного дома на том месте, где когда-то был огород...»
Особенно приятно пройтись по липовой аллее — ее посадили еще при Баратынском с востока на запад. Аллея условно разделяет регулярный и пейзажные парки на две части.
Отдельно стоит домовая церковь Спаса Нерукотворного и колокольня.
Она действующая, и это еще одна деталь, которая делает Мураново особенным.
Ну и напоследок, хочу вас познакомить с еще одним обитателем музея, правда не знаю как его зовут. Настоящий хранитель всех сокровищ в этом музее.
Полезные мелочи перед поездкой
— Главный дом можно посетить только с экскурсией — самостоятельно туда не пускают. И, честно говоря, это правильно. Без рассказа место многое потеряло бы. Билеты покупаются на месте.
— Экскурсий несколько — по дому, по парку, по усадебной кухне.
— В парк пускают с собаками (если они небольшие, в холке до 40 см).
— На территории есть кафе с простой русской кухней.
***
Друзья, спасибо что дочитали до конца. С Вами была я — Ольга. А я продолжаю свой путь — Куда глаза глядят
Складываю статью в подборку "Подмосковье | Московская область":