Выставка «Архип Куинджи. Иллюзия света» в Корпусе Бенуа открылась уже давно (11 сентября) и закроется ещё не скоро (30 марта), но ажиотаж тут как был, так и остаётся.
Бесспорно, Куинджи – гений, и на выставку стоит идти: и тем, кто хотел бы по-настоящему открыть для себя этого художника, и тем, кто давно и хорошо знаком с его творчеством. Возможность увидеть сразу более 150 работ одного из самых известных и загадочных русских пейзажистов бывает нечасто, поэтому на некоторые нюансы, связанные с организацией выставочного пространства, наверное, можно закрыть глаза.
Только билеты лучше покупать заранее онлайн, чтобы не стучать зубами от накрывшего Петербург морозца в очереди, растянувшейся вдоль всего корпуса Бенуа. Тем более что на подходе к кассам возможен «сюрприз» в виде появившейся откуда ни возьмись таблички: «На сегодня все билеты проданы». Приходить в музей желательно точно ко времени сеанса, в крайнем случае – за 15 минут. Раньше вас всё равно не пустят.
Площадка, отведённая для выставки, к сожалению, небольшая (только одно крыло первого этажа Корпуса Бенуа). Но здесь представлены, пожалуй, все самые знаменитые картины художника из коллекций Русского музея (ГРМ) и Третьяковской галереи. Это и «Берёзовая роща», наполненная солнечным светом,
и «Радуга», переливающаяся разными цветами на синем небе над зелёной, омытой дождём травой,
и «Ночное» – одна из последних крупных работ мастера, которую искусствоведы называют «прощальной»,
и многие другие известные шедевры.
У меня особый интерес вызвали картины, которые организаторы достали из запасников или привезли из других музеев – те, что я увидела впервые.
Вот, например, посмотрите, как чудесно полотно «Степь. Нива». Его привезли из Ярославля. Бескрайние поля пшеницы, дорога, уходящая вдаль, крестьянка в белой рубахе, высоко в небе парящая птица, мельница на горизонте... Смотришь и, кажется, физически ощущаешь всю прелесть жаркого летнего дня.
А как хороша картина «Исаакиевский собор при луне»! Она приехала из Смоленска.
Некоторые посетители, останавливаясь около неё, задавались вопросом: а где же «Медный всадник»? Но, надо полагать, художник не ставил задачу создать фотографически точное изображение местности.
Мы привыкли воспринимать Куинджи, прежде всего, как певца природы. Между тем на выставке можно увидеть и несколько замечательных городских пейзажей.
Согласитесь, любопытно посмотреть на центр Москвы глазами Архипа Ивановича.
На выставке также представлены многочисленные миниатюрные этюды. Их хочется рассматривать долго и внимательно. Однако часть их находится под стеклом в витринах, расположенных вдоль стен. Другие – на стенах над витринами. Из-за наплыва посетителей подойти к витринам не так-то просто. Правда, некоторые «страстные почитатели искусства» буквально локтями расталкивают окружающих и победно пробиваются к цели. Моя знакомая, вернувшись с выставки, призналась, что в зале с этюдами периодически чувствовала себя, как в автобусе в час пик, а временами, когда кто-то сбоку задевал большим рюкзаком, – как на вокзале. Не могу не согласиться с такими сравнениями. Хорошо хотя бы, что с детскими колясками запретили проходить в эти тесные, переполненные людьми залы.
Что касается названия выставки, оно содержит отсыл к словам Ильи Репина об Архипе Куинджи:
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Архип Иванович постоянно экспериментировал с красками и пигментами и добивался удивительных результатов в изображении солнечных бликов, закатных лучей и лунных дорожек.
Как известно, он дружил с Дмитрием Менделеевым. Есть предположение, что гениальный учёный помогал гениальному художнику «химичить» с красками. Но серьёзных исследований на эту тему нет. Недавно прочитала любопытную версию: искусствоведы не сильны в химии и особенностях оптических эффектов, а химики и физики не сильны в живописи, поэтому и нет такого рода научных работ.
Сам художник не вёл дневников, редко писал письма и секреты свои оставил при себе.
Самая знаменитая его картина – «Лунная ночь на Днепре» – на выставке представлена в отдельном зале. В 1880 году, закончив работу над ней, Куинджи впервые в России устроил выставку одной картины. Он демонстрировал «Лунную ночь» в затемнённом зале, где стены были обтянуты чёрным бархатом, и только луч света падал на полотно.
Организаторы нынешней выставки, очевидно, решили добиться аналогичного эффекта. Обошлось, правда, без чёрного бархата, зато с имитацией звёздного неба. Вот только плиточная структура потолка, к сожалению, не очень гармонирует звёздам. А предполагаемую романтичную атмосферу в зале предательски нарушают бытовые вентиляторы у стены. Вероятно, они нужны, чтобы в тесном помещении не было душно. Но юмористы иронизируют: «Это чтобы не только увидеть звёзды, но и ощутить дуновение ветра с Днепра».
В последнем зале картины Куинджи оживают с помощью современных технологий: на экране ветер шевелит траву, облака плывут по небу, волны набегают на берег. На мой взгляд, эти эффекты на любителя. Возможно, они интересны детям. Но подлинное обаяние картин великого художника теряется в ходе такой интерпретации.
И ещё один удивительный момент. Экскурсии по выставке начинаются каждый час с 10.00 до 19.00 (цена билета 1300 руб.) А самостоятельно знакомиться с экспозицией (цена билета без льгот 700 руб.) можно и ночь-полночь. Последний сеанс начинается в 21.50. Выставочные залы открыты до 23.00.
Интересно, друзья, а вы пошли бы на выставку в столь позднее время?
Все фото автора.
До 30 марта. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2.
#выставки_2026