Путь Игоря Волкова в кинематограф был неожиданным даже для него самого. Его юношеской страстью была не сцена, а прошлое. Он грезил историей, восхищался ходом великих событий и судьбами выдающихся личностей, планируя связать жизнь с наукой и поступить на исторический факультет Ленинградского университета.
Ирония судьбы порой приобретает символический характер. Волков жил в доме, где его соседями были три брата по фамилии Ломоносовы. Это совпадение выглядело почти как намёк свыше. Кто мог тогда предположить, что именно он годы спустя воплотит на экране образ величайшего русского учёного в масштабной киноэпопее «Михайло Ломоносов»?
Работа над фильмом «Михайло Ломоносов» потребовала от режиссёра Александра Прошкина нестандартного подхода к кастингу. Понимая, что одному актёру не под силу достоверно прожить на экране всю жизнь героя — от юноши до седовласого учёного, — он разделил эту миссию между тремя исполнителями, каждому из которых достался свой отрезок биографии.
Однако распределение материала оказалось неравномерным. Виктору Степанову выпало воплотить Ломоносова в зените славы — он появился только в трёх заключительных сериях фильма «Во славу Отечества». Александр Михайлов сыграл Ломоносова в самом начале его пути («От недр своих»).
Таким образом, именно на Игоре Волкове лежала главная ноша. Ему доверили самую протяжённую и драматургически насыщенную часть жизни Ломоносова.
Эту работу актер считает важнейшей в своей карьере.
"Для того, чтобы нас не было, всего-то надо не помнить прошлого. Уничтожить веру, разрушить понятие семьи. За этим пойдёт, да оно уже идёт, разрушение будущего. Ведь за отсутствием своего, мы от безнадёжности вынуждены будем искать чужое. И поэтому появление наших исторических фильмов, будь то далёкое прошлое, или совсем недавнее - событие, которое меня лично не может не радовать. Эти фильмы очень нужны, важны и востребованы зрителем" - рассказывал в интервью Игорь Юрьевич.
Для молодого актёра съёмки в масштабной киноэпопее стали грандиозным творческим приключением. Однако за эту возможность пришлось заплатить: чтобы полностью погрузиться в роль Ломоноса, Волкову пришлось уйти из театра Советской армии, куда он был принят после «Щепки» и где проработал всего один сезон.
Съёмочный процесс растянулся на несколько лет, и когда «Михайло Ломоносов» наконец добрался до телеэкранов в ноябре 1986 года, оказалось, что страна и зрительская аудитория уже начали меняться.
Тем не менее, поначалу всё развивалось по классическому сценарию успеха. После премьеры Волков мгновенно стал звездой, его узнавали на улицах, посыпались предложения от режиссёров.
Одним из знаков признания стало приглашение в легендарный МХАТ — точнее, в МХТ имени Чехова (как он станет называться некоторое время спустя), который тогда переживал сложный период. Это был «осколок» великого театра, труппу которого составляли актёры, оставшиеся с Олегом Ефремовым, в то время как другая часть коллектива во главе с Татьяной Дорониной образовала новый МХАТ.
Игорь Волков всегда воплощал особый, глубоко интеллектуальный тип мужественности — героя-мыслителя, человека воли и духа, способного преодолеть любые трудности силой разума и характера. Этот типаж был востребован в серьёзном, психологическом кино 1960-70-х, но уже плохо вписывался в формат динамичных приключенческих боевиков, где главным аргументом была шпага или кулак.
Ирония судьбы заключалась в том, что именно в конце 1980-х, когда на экраны вышел «Ломоносов», зрительский вкус начал резко меняться. На смену образам самоотверженных учёных и строителей пришли новые кумиры — лихие, обаятельные авантюристы. И типаж Волкова постепенно остался в тени.
"Начиная с «перестройки» разрушалась и уничтожалась, в том числе и История Российская. Поэтому возрождение России необходимо начинать с восстановления исторической памяти народа. Ведь сегодняшние дети многого вообще не знают из нашей истории" - говорит актер.
В конце 1980-х годов Игорь Волков оказался заложником смены культурных эпох. Его следующей заметной работой стала роль в фильме «Поражение» — новой экранизации романа Даниила Гранина «Иду на грозу». Это был качественный, серьёзный проект, но он столкнулся с равнодушием широкой публики.
Время для интеллектуальной драмы о проблемах и моральном выборе учёных тогда казалось, безвозвратно ушло. Зрительский успех 1988 года определяли совершенно иные картины...
Игорь Волков завершил свою театральную карьеру в 1992 году, уйдя из МХТ после пяти лет службы. Этот шаг стал окончательным прощанием с этой сценой — больше он на неё не возвращался.
С кинематографом он не порывал, хотя поток предложений после пика популярности конца 80-х — начала 90-х заметно сократился. Тем не менее, ему удавалось получать серьёзные работы. Он сыграл одну из ключевых ролей в пронзительной драме «Последний бой майора Пугачёва» по произведениям Шаламова, а также в остросюжетном мини-сериале «Провокатор». Позднее он появлялся в популярных телепроектах, например, во второй части сериала «Мосгаз».
Говорить о какой-то супервостребованности не приходилось.
Однако Волкова, казалось, такое положение дел мало волновало. Он будто существовал в незримом коконе, отдельно от суеты и ожиданий. Его собственная жизнь, тихая и самодостаточная, казалось, полностью его удовлетворяла.
Лична жизнь Волкова всегда была скрыта от глаз широкой публики. В 1988 году Волков познакомился с Яниной Лисовской - той самой Людой из фильма "Любовь и Голуби". Их брак продлился всего пару лет и о причинах расставания актер предпочитает умалчивать, впрочем, как не любит он вспоминать и о самом этом браке.
Игорь Волков — мастер тишины. В эпоху, когда для многих личная жизнь стала публичным достоянием, он строит вокруг своего мира невидимую, но прочную стену. Известно лишь, что за этой стеной уже более трёх десятилетий царит гармония с его второй женой Натальей. Актёр сознательно выбирает тень вместо софитов, и из неё доносятся лишь редкие, по-домашнему тёплые подробности.
Например, то, что у него никогда не было автомобиля. Не из принципа, а из чистого удовольствия. Ему нравится ритм шагов, смена улиц, подлинность города. А если путь лежит далеко, он без тени смущения растворяется в потоке метро или автобуса, превращая дорогу в путешествие со страницей любимой книги.
«Я не тусовочный человек. Люблю ходить в театры, кино. У меня нет „Мерседесов“, много денег, — рассказывал Волков в интервью. — Для меня гораздо важнее то, что происходит внутри. Если разрушен внешний мир, то это беда, безусловно, но человек способен воссоздать его. А если разрушен внутренний мир, то вновь восстановить его очень сложно. Почти невозможно. И это самое страшное, что может быть».
Также смотрите: