Это случилось в январе 1880 года. Знаменитый адвокат Фёдор Никифорович Плевако (1842-1908), "московский златоуст", встретился с Марией Андреевной Демидовой (1850-1914), редкой красавицей и женой "льняного короля" - миллионера Василия Васильевича Демидова. Она обратилась к Ф.Н. Плевако за юридической помощью, желая развестись с мужем, который много пил и поднимал на неё руку. Василий Васильевич вообще считал жену своей собственностью и полагал, что может делать в её отношении всё, что вздумается.
М.А. Демидова была дочерью купца-старообрядца Андрея Владимировича Орехова. Замуж Марию Андреевну выдали в 19 лет. Брак был неудачным, несмотря на богатство мужа. Отраду она находила только в детях. Побои мужа скрывала под дорогими нарядами до поры до времени. Получив после смерти отца свой собственный капитал, Мария Андреевна решилась прервать этот брак.
Для женщины, воспитанной в семье старообрядцев, такое поведение было не свойственно. Старшему сыну Александру было 10 лет, Нине пять лет, самой младшей Тамаре - полтора года.
Фёдор Никифорович Плевако был обаятельным и харизматичным человеком. Он славился своим красноречием и умением убеждать людей. Адвокат завораживал и судей, и присяжных, и зрителей. Его профессионализм никогда не подвергался сомнению. Однако, этот бракоразводный процесс и ему никак не удавалось завершить долгих 20 лет.
Немного напишу о прошлом блистательного адвоката.
Он был незаконнорожденным ребёнком. Его отцом был обедневший литовский (или польский) дворянин Василий Плевак, а матерью Екатерина Серафимова. Жили будущие родители Фёдора и его брата Дормидонта на Южном Урале, в Троицке.
Мать рассказывала Фёдору, что в детстве жила в богатой войлочной кибитке то ли калмыцкой, то ли казахской, где стены были увешаны коврами и оружием. Екатерина помнила, что спала на мехах. Но однажды, во время нападения на стойбище, она выпала из повозки, несколько дней блуждала по полям, пока не встретила то ли казаков, то ли некую женщину. Её пристроили прислугой в дом при таможне. Было Екатерине в то время лет шесть.
Примерно через семь лет после этого события в Троицк приехал молодой чиновник Василий Плевак, девушка Екатерина ему приглянулась, и он взял её в служанки в свой дом. Молодые люди стали жить в гражданском браке. Сыновьям Фёдору и Дормидонту отчество дал крёстный отец Никифор.
Василий Плевак заботился о сыновьях и думал об их образовании. В 1850-х годах семья переехала в Москву. Отец устроил Фёдора и Дормидонта сначала в коммерческое училище. Они прекрасно учились, но их отчислили из-за их незаконнорожденного происхождения. Такие были правила. Обидно!
Василий Плевак стал хлопотать об устройстве детей в 1-ую Московскую гимназию на Пречистенке. Это ему удалось! После окончания с отличием этого учебного заведения, Фёдор поступил на юридический факультет университета. По совету ректора он немного изменил фамилию, и диплом был выдан уже Фёдору Никифоровичу Плевако. Кстати, ударение при произношении падало на последнюю букву.
Но отец вскоре умер, старший брат тоже. Фёдор стал единственным кормильцем для матери и маленькой сестрёнки. Зарабатывал частными уроками и как-то ухитрился скопить денег на стажировку в Германии.
Из записи в дневнике:
"Даю себе слово брать уголовные дела, где есть психологический интерес, или общественные тенденции, или где есть сильные данные, что гроза собралась над честным человеком."
Ф.Н. Плевако придерживался идеалистических взглядов и ничуть этого не стеснялся. Первое дело молодой адвокат, увы, проиграл, подзащитного сослали в Сибирь. Но даже в этом случае его речь на суде произвела на всех большое впечатление. Он виртуозно работал с показаниями свидетелей.
В дальнейшем он редко проигрывал дела. Его речи разбирали на цитаты.
На первый гонорар Фёдор Никифорович обновил свой изношенный гардероб.
Адвокат с равным старанием и рвением вставал на защиту и богатых клиентов, и бедных. В отношении последних он не только работал без гонорара, но и брал на себя все судебные расходы.
До встречи с Марией Андреевной у него был и брак, и романы. И вот надо же, случилось у этих людей искреннее чувство привязанности и любви!
Презрев общественное мнение и условности, Фёдор Никифорович и Мария Андреевна стали жить вместе, в гражданском браке. У Марии Андреевны было пятеро детей от брака с В.В. Демидовым. С Фёдором Никифоровичем у них родилось еще трое общих детей - дочь Варенька и двое сыновей, Сергей и Пётр.
Последних пришлось оформлять как подкидышей-найдёнышей и писать прошение в Сенат о позволении усыновить их и присвоить им отчество "Фёдоровичи" и фамилию "Плевако".
Василий Васильевич Демидов развод супруге не хотел давать ни за что. Он обеспечивал своих детей, выделяя крупные суммы на их содержание. Обвенчаться с Марией Андреевной Фёдору Никифоровичу удалось только через 20 лет, после смерти В.В. Демидова. Но жили супруги счастливо и дружно, несмотря ни на какие преграды.
Не все уважаемые господа решались приходить к гости к Плевако. А Мария Андреевна не могла даже посещать театр вместе с Фёдором Никифоровичем. Но она ни разу не пожалела о своём решении.
Мария Андреевна была очень деятельной и активной женщиной. Она не только занималась домашним хозяйством, но и вела все имущественные дела, занималась имением, доходными домами. Специально для неё, чтобы не скучала и было куда применить свою купеческую жилку, Фёдор Никифорович купил крахмальный завод.
Взяв на себя так много забот, мужу она предоставляла заниматься любимым делом - адвокатской практикой.
Фёдор Никифорович Плевако зарабатывал очень хорошо. Он содержал целый детский сад на Новинском бульваре. Но деньги в семье как быстро приходили, так и утекали мгновенно. Такой уж это был человек. Он славился своей щедростью.
В 66 лет, в 1908 году, Ф.Н. Плевако умер от разрыва сердца.
Мария Андреевна пережила мужа на пять лет. Всё это время она примерно вела хозяйство: три доходных дома, усадьба в Пашино под Тамбовом и крахмальный завод.
***
Некоторые случаи из жизни адвоката Ф.Н. Плевако и его семьи
В имении была собачка. Фёдор Никифорович назвал её Каквас. Когда гости спрашивали, как зовут собачку, выходил курьёз при ответе: "Как вас!"
***
Старый священник пропил церковные доходы. Плевако произнес следующую речь:
"Господа присяжные! О чём нам спорить? Подсудимый виноват. Подсудимый сознался. Но он тридцать лет отпускал грехи ваши. Теперь вправе надеяться , что вы тоже отпустите ему один его грех."
Батюшку оправдали.
***
Среди побед Ф.Н. Плевако - дело промышленника Саввы Морозова. Он не возвратил долги банкам, где брал деньги на строительство железнодорожной ветки "Вологда-Архангельск". Подряд на строительство поступил от правительства России.
Мамонтов потратил все деньги, вложил немалые собственные средства, но всё равно этого оказалось недостаточно.
Адвокат доказал, что ни копейки промышленник не положил себе в карман и корысти не имел. Прямо в зале суда Савву Морозова освободили из-под стражи. Это была блистательная победа адвоката!
***
Писатель Викентий Вересаев пересказал одну из речей Ф.Н. Плевако на судебном процессе по делу о краже пожилой женщиной чайника.
"Много бед, много испытаний пришлось перенести России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары и поляки. Двунадесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник стоимостью в 30 копеек. Этого Россия, уж конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно."
***
История любви интересных и решительных людей - Фёдора Никифоровича Плевако и Марии Андреевны - примечательна для меня и уважением к возникшему чувству, и бережному отношению друг к другу, и отсутствием страха перед осуждением чопорного общества.
Вот такая непростая история любви, преодолевшая столько невзгод и препятствий, но выстоявшая!