Найти в Дзене
Александр Пиляев

Как тюльпан принес радость и горе. История тюльпанной лихорадки

Среди высших классов общества в 16-17 веках тюльпан был очень популярным цветком. Особенно популярным он стал в этот период во Франции, Германии, Нидерландах. В Европу тюльпаны попали из Османской империи (ныне Турция). Тюльпаном любили украшать дома, а женщины в свою очередь любили украшать им в качестве украшения своё декольте. В этой статье речь пойдет о Голландии и о возникшем в ней кризисе, который люди будут называться как «тюльпановая лихорадка» или «тюльпаномания». В конце 16 века в Голландии появляются тюльпаны. Сначала это были тюльпаны как тюльпаны, и они были одноцветными, но в какой-то момент появляются пестролепестные тюльпаны, которые приводят людей в безумство. По-простому это тюльпаны смешанного цвета, причиной возникновения которого является вирус, который приобрели многие в то время выращиваемые тюльпаны. Пожалуй это самый красивый вирус, который можно увидеть. Для людей разумеется такая красота была диковинкой и верхом изысканности. Такие тюльпаны стали пользоваться

Среди высших классов общества в 16-17 веках тюльпан был очень популярным цветком. Особенно популярным он стал в этот период во Франции, Германии, Нидерландах. В Европу тюльпаны попали из Османской империи (ныне Турция).

Тюльпаном любили украшать дома, а женщины в свою очередь любили украшать им в качестве украшения своё декольте.

В этой статье речь пойдет о Голландии и о возникшем в ней кризисе, который люди будут называться как «тюльпановая лихорадка» или «тюльпаномания».

В конце 16 века в Голландии появляются тюльпаны. Сначала это были тюльпаны как тюльпаны, и они были одноцветными, но в какой-то момент появляются пестролепестные тюльпаны, которые приводят людей в безумство. По-простому это тюльпаны смешанного цвета, причиной возникновения которого является вирус, который приобрели многие в то время выращиваемые тюльпаны. Пожалуй это самый красивый вирус, который можно увидеть.

Пестролепестный тюльпан
Пестролепестный тюльпан

Для людей разумеется такая красота была диковинкой и верхом изысканности. Такие тюльпаны стали пользоваться большим спросом у аристократии и богачей. Лавочники и купцы стремились скупить и собрать как можно большее количество редких сортов тюльпана. Высокий спрос и ажиотаж приводит к тому, что охота за тюльпанами приобретает массовое явление, причем не только за редкими сортами, но и за обычными. В результате этого возникает прообраз современных фьючерсных контрактов на продажу тюльпанов суть которого в следующем. Продавец и покупатель заключают письменно сделку о покупке тюльпанов, суть которой в том, что часть денег он вносит в качестве задатка сразу в счет покупки тюльпанов, а оставшуюся часть позже, когда тюльпаны вырастут. Так называемые контракты (расписки) неоднократно перепродавались от одних покупателей другим. Цена как снежный ком становилась всё выше и выше, причем настолько, что она могла увеличиваться в 60 раз причем за пару месяцев.

Один из современников описывал подобные сделки со следующими словами: «Дворянин покупает тюльпаны у трубочиста на 2000 флоринов» и сразу продаёт их крестьянину, при этом ни дворянин, ни трубочист, ни крестьянин не имеет луковиц тюльпанов, да и иметь их не стремится. И так получается, продаётся, обещается больше тюльпанов, чем их может вырастить земля Голландии».

За 3 года таких торгов по спекулятивным ценам сумма сделок с цветами достигла астрономических размеров – более 10-ти миллионов гульденов. Для сведения роскошный дом в Амстердаме стоил 5000 гульденов. Луковица редкого сорта тюльпана в самый пик ажиотажа стоила 10 000 гульденов, то есть обходилась в два роскошных замка.

Одна луковица обычного тюльпана в период ажиотажа в среднем обходилась в 2500 гульденов. Из-за таких диких цен стали возникать пулы, которые позволяли его участнику владеть долей в отдельном цветке, или же если сорт тюльпанов не был редким, то в некоторой массе клубней.

В январе 1637 года когда даже самые обычные тюльпаны стали непомерно дорогими, что на рынке уже неоткуда было взяться новым покупателям, цена рухнула в десятки раз. Для Голландии в широком смысле этого слова экономический кризис не стал большой катастрофой, но кроме того, что кто-то стал богатым, какие-то люди потеряли дома, целые состояния, работу. Здравый смысл в конечном итоге взял верх над безумием, но цена для многих людей за это стала слишком высокой.